Лучшие фильмы Сильвестра Сталлоне. От «Наемных убийц» до «Разрушителя»
5. «Наемные убийцы» (Assassins), 1995
Триллер режиссера «Смертельного оружия» Ричарда Доннера по сценарию молодых братьев Вачовски пользуется незаслуженно плохой репутацией. На самом деле, это отлично поставленный качественный и остроумный сценарий, у которого две больших беды.
Во-первых, как и в случае с «Рэмбо», голливудский стандарт не позволил показать персонажа Сталлоне непосредственно за работой: пускающим пулю в голову ничего не подозревающей жертвы. Вачовски и режиссеру пришлось изворачиваться, придумывая ситуации, в которых Слай, скажем, помогает бывшему партнеру совершить самоубийство. Это смотрится дешево, бесчестно и лишает широко задуманный образ стареющего киллера необходимой фильму глубины.
Вы представляете, если бы Клинт Иствуд ни в кого не стрелял в «Непрощенном»?
Во-вторых, только-только дорвавшийся до мэйнстримного кино Антонио Бандерас отчаянно переигрывает в сложнейших, тончайше выписанных сценах психологических дуэлей.
Но сама концепция противостояния старого мастера и нетерпеливого новичка работает даже с этими недостатками. Фильм — и роль Сталлоне — достойны включения в топ хотя бы ради финальной сцены, в которой Слай просто-напросто терпеливо сидит в вестибюле банка, пока его вооруженный снайперской винтовкой соперник сходит с ума от нетерпения в «гнезде» напротив выхода из финансового учреждения.
4. «Рэмбо: Первая кровь» (First Blood), 1982
Книга «Первая кровь» Дэвида Моррелла — гениальное литературное произведение, практически непригодное к экранизации. Главный герой там — полный псих, больной на голову ветеран Вьетнама. Во время личностного конфликта с шерифом маленького американского городка парень слетает с катушек и начинает самыми зверскими способами истреблять полицейских, собак и добровольцев, преследующих его через леса штата Кентукки. У героя книги нет даже имени — только запоминающаяся фамилия.
Посредственно написанный и очень средне снятый фильм выглядит бледной иллюстрацией к книге. Хороший, но непонятый парень по имени Джон Рэмбо из кожи вон лезет, чтобы не навредить преследователям. Вместо того чтобы, скажем, перерезать глотки спящим зазубренным ножом, он их связывает, оставляет в живых и занимается тому подобной тактической чушью, из-за которой капитан Сэм Траутман в романе просто-напросто отрекся бы от своего подопечного.
Но, учитывая все вышесказанное, Сильвестр Сталлоне в фильме играет прекрасно. Это, конечно же, его вторая самая значительная роль после «Рокки», бессмертный образ, без которого современная поп-культура была бы совсем иной. Актер опять прекрасно использует свою уникальную внешность, чтобы показать уязвимое, затравленное животное с совершенно безумными глазами, заточенное в накачанном теле голливудского супермена. Все начальные диалоги с шерифом Тислом (великолепный Брайан Деннехи), сцена с бритвой, побег из полицейского участка перенесены прямиком из книги и работают чисто на харизме актеров и простой, но эффективной хореографии.
3. «Разрушитель» (Demolition Man), 1993
Научно-фантастический сценарий одного из главных голливудских провокаторов Дэниэла Уотерса («Гудзонский ястреб», «Бэтмен возвращается» и культовый фильм Heathers) писался совсем под других актеров: Стивена Сигала и Жан-Клода Ван Дамма.
Трудно представить, каким бы получился фильм, если бы главные роли исполняли настоящие мастера единоборств. Но в итоге, с не умеющим драться Сталлоне и Уэсли Снайпсом, которому запрещали использовать его реальное знание карате и хапкидо (якобы удары были слишком быстрыми и плохо фиксировались камерой) на площадке, в картине крайне мало боевика и очень много черной социальной сатиры.
В руках любого другого сценариста история о копе из нашего времени, воскрешенном в будущем, чтобы сражаться с таким же размороженным преступником, была бы поводом выстроить цепочку боевых сцен. В версии Уотерса драки и перестрелки Джона Спартана с Саймоном Фениксом происходят постольку-поскольку, главное тут то, как туповатый увалень из 1996 года пытается адаптироваться к жизни в обществе далекого 2023-го.
Сценарий предвосхитил многие реальные тренды 2000-х, включая гипер-политкорректность, виртуальный секс и политическую карьеру Арнольда Шварценеггера. Работают в фильме прежде всего сцены и диалоги между Слаем и типичной миллениалкой Сандрой Буллок, играющей его гида по миру псевдо-утопических 2020-х.
2. «Полицейские» (Cop Land), 1997
До того, как прославиться вестернами и фильмами про Росомаху, Джеймс Мэнголд написал и снял крайне оригинальную криминальную драму. Все действие происходит в пригороде Нью-Джерси, населенном исключительно полицейскими из Нью-Йорка.
Сталлоне играет наивного, глухого на одно ухо шерифа этого «городка копов». Сначала он искренне преклоняется перед суровыми и бесстрашными коллегами из полиции Нью-Йорка (куда персонаж Слая не смог попасть по здоровью), а потом вступает в противоборство с коррумпированным лейтенантом, сыгранным главным американским специалистом по «плохим лейтенантам» — Харви Кайтелем.
Фильм поражает не только финальной «глухой» перестрелкой, сполна демонстрирующей будущие экшен-таланты Мэнголда, и общей уникальной атмосферой современного пригородного вестерна. Это еще и самая сложная, самая негероическая и психологически тонкая роль Сильвестра Сталлоне после оригинального «Рокки».
Во второй раз в жизни Слай сумел сыграть не карикатурную версию своего экранного образа, а реального, живого человека без какого-либо масс-культурного бэкграунда. За Сталлоне в настолько пустяковой ситуации никто не стал бы особо переживать — но в фильме Мэнголда ты искреннее болеешь за каждое действие одноухого, тормозного, что-то бормочущего себе под нос шерифа Фредди Хефлина.
1. «Рокки» (Rocky), 1976
Словами «спортивная драма» можно описать очень широкий спектр кино. Это может быть черно-белый нуар в стиле «Реквиема по тяжеловесу», оскароносная классика вроде «Огненных колесниц», глубоко авторское кино в духе безупречных Bull Durham, Play It to the Bone, White Men Canʼt Jump и Tin Cup гениального режиссера и сценариста Рона Шелтона или современное их отражение в суровых мужских фильмах с названиями из одного слова: «Рестлер», «Воин», «Боец»…
Но «Рокки» Джона Эвилдсена по сверхталантливому (и единственному приличному) сценарию никому неизвестного сценариста-дебютанта Сильвестра Сталлоне — это квинтэссенция спортивного кино, в которую вошли все лучшие наработки жанра. Тут и выстраданный сценарий, основанный на реальной истории: в марте 1975 года абсолютный чемпион-тяжеловес Мохаммед Али действительно бросил вызов белому боксеру Чаку Уэпнеру, ходячей боксерской груше, который в девятом раунде совершенно неожиданно послал величайшего боксера всех времен в нокдаун.
Тут и огромная любовь к отображаемому спорту на всех его уровнях, со всеми приемами и техническими тонкостям. Сталлоне не просто пересказал историю Уэпнера, он превратил ее в оду отношениям в спортзале, тренировкам, атмосфере до, во время и после поединка.
В отличие от всех остальных сценаристов спортивных фильмов, Слай еще и сыграл главную роль, воспользовавшись своей уникальной внешностью: лицо Христа с картины Рафаэля на железном теле атлета.
Эвилдсен все очень просто и качественно снял — скорее по бюджетным, чем по стилистическим соображениям. Хотя в середине 70-х такого понятия еще не было, перед нами классическая инди-картина, быстро и сердито отснятая на улицах Филадельфии. Как это обычно бывает с инди-фильмами, эпичность происходящему придает саундтрек: гениальнейшая музыка Билла Конти, под которую перед нами справа налево проезжают огромные белые буквы названия, а Рокки Бальбоа бежит по ступенькам наружной лестницы Художественного музея Филадельфии:
Gonna fly now…
Flyin’ high now…
Gonna fly, fly, fly!
Но, как и все лучшие спортивные фильмы, «Рокки» на самом деле — вовсе не про спорт. Если из картины убрать весь бокс, там все равно останется трогательная линия отношений очень неуклюжего мужчины и крайне закомплексованной женщины из рабоче-криминальной среды, обоюдная доброта которых помогает им преодолеть давление окружающих и недостатки собственных характеров. А это само по себе — абсолютно первоклассное кино.
В оригинале опубликовано в материале «Топ-100 лучших фильмов по версии «Канобу»