Лучшие фильмы про зомби — от классики Джорджа Ромеро до динамичного хоррора Зака Снайдера
На всякий случай напоминаем: список составлялся на основе личных предпочтений двух авторов, он по определению субъективен. Но если фильм, на наш взгляд, получился, мы его как минимум упомянем в этом материале.
Лучший хоррор — «Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead), 1968
Денис Варков
С этого фильма начался жанр зомби-апокалипсиса. В 1968 году Джордж Ромеро при довольно скромном бюджете (114 тысяч долларов) снял картину, изменившую все представления о хоррорах.
Тогда, в 1968 году, у Ромеро не было хороших гримеров, поэтому людей в зомби превращали с помощью воска, роль крови исполнял шоколадный сироп, а зомби были одеты в лохмотья и двигались очень нелепо. Фильм был снят полностью черно-белым, потому что у Джорджа не было денег на другую камеру. И все эти мелочи не помешали ему сделать один из самых атмосферных фильмов ужасов всех времен.
История в «Ночи» простая — девушка Барбара с братом Джонни приезжает на кладбище на могилу отца, но на них нападают восставшие из могил мертвецы. Барбаре удается сбежать и укрыться в доме вместе с несколькими выжившими. Вместе они должны придумать способ спастись, но работать в команде с совершенно незнакомыми людьми нелегко, и это создает выжившим массу проблем.
Сегодня фильм, конечно, смотрится довольно тяжело, но Джордж Ромеро смог сделать главное — показать, как меняется поведение людей в экстремальных ситуациях. Одни сходят с ума (Барбара), другие паникуют (Гарри), а третьи пытаются держаться изо всех сил (Бен). Фильм именно этим и пугает — зритель поневоле ставит себя на место главных героев, представляя, а что бы он сам сделал, оказавшись в окружении живых мертвецов. И если поначалу это может показаться забавным, то на деле конфликты между людьми в таких обстоятельствах гораздо страшнее, чем медлительные зомби.
Кстати, фильм изначально должен был называться «Ночь пожирателей плоти», но компания Walter Reade Organization — единственная, кто согласился заняться распространением фильма, — уговорила Ромеро поменять название на «Ночь живых мертвецов». Так эти «живые мертвецы» и остались для всех последующих продолжений.
Ни один ремейк, кстати, и близко не приблизился к качеству самого первого фильма Ромеро. Если захотите увидеть «Ночь» в цвете, ищите цветную ремастер-версию 2005 года (но этого тоже лучше не делать).
Лучшая комедия — «Зомби по имени Шон» (Shaun of the Dead), 2004
Сергей Цилюрик
«Зомби по имени Шон» — часть трилогии «Корнетто» режиссера Эдгара Райта. Сам постановщик отзывался о них так:
Это три фильма, объединенные актерами, тем, что их действие происходит в современной Великобритании, и тем, что они все — «троянские лошади». Это жанровые фильмы, куда запихнули комедию об отношениях: в кино о зомби, кино о полицейских и кино о пришельцах. Они все — фильмы о личностях в коллективе, о взрослении, об опасности застревания в подростковом возрасте.
Эдгар Райт — мастер визуальной комедии, и все три фильма из «Трилогии вкусов „Корнетто“» изобилуют блистательными визуальными решениями и всевозможными гэгами, возможными только в кино.
Конкретно «Зомби по имени Шон» — полнометражный дебют Райта и мой самый любимый фильм наряду с пинкфлойдовской «Стеной». Он ухитряется не только быть уморительно смешным даже после десяти просмотров, но и полностью оправдывать самоопределение «комедия об отношениях»: главное здесь — вовсе не зомби, а персонажи, эти умилительные британцы, оказавшиеся в необычной ситуации. И их взаимоотношения, несмотря на всю абсурдность разворачивающегося зомби-апокалипсиса, выглядят крайне жизненно и правдоподобно.
Лучший фильм про зомби по Говарду Лавкрафту — «Реаниматор» (Re-Animator), 1985
Александр Башкиров
Гениальный Роберт Филлипс Лавкрафт за свое не очень обширное, но крайне насыщенное творчество успел перебрать все основные хоррор-темы двадцатого и двадцать первого столетия — не забыв и про живых мертвецов. Его цикл небольших рассказов о Герберте Уэсте, реаниматоре, — одно из самых удачных произведений у великого американского автора.
Крайне хулиганский дебютный фильм Стюарта Гордона в целом соответствует канону оригинальных рассказов: пара студентов медицинского факультета Мискатоникского университета, Уэст и его Уотсон поневоле, Дэн Кэйн, начинают воскрешать кадавров из университетского морга, используя изобретенную Уэстом фосфоресцирующую зеленую сыворотку. Воскрешения проходят… не совсем удачно, в результате чего количество трупов (реанимированных и не очень) вокруг незадачливой парочки множится. Кэйну с Уэстом приходится совершать все более жуткие преступления чтобы скрыть следы своей деятельности…, а потом — чтобы просто остаться в живых.
Гордон — один из самых недооцененных американских жанровых режиссеров, покоривший вершины и хоррора (помимо Re-Animator он поставил великолепный From Beyond и крайне любопытный «Дагон»), и фантастики (дико непонятый Robot Jox и Space Truckers). Но с «Реаниматором» он снял свой лучший фильм — написано, снято и сыграно все безупречно, несмотря на небольшой бюджет. Изначально постановка задумывалась как театральная пьеса и телевизионный пилот, что заметно по минимуму декораций и обилию напряженных психологических сцен с участием двух-трех героев. Джеффри Комбс в роли Уэста создал один из самых запоминающихся образов в истории хорроров: этакий гибрид Виктора Франкенштейна с Уолтером Уайтом, абсолютная аморальность которого страшнее откровенного злодейства.
Сиквелы «Невеста Реаниматора» и «Возвращение Реаниматора», снятые продюсером первого фильма, Брайаном Юзной, существенно уступают оригиналу в художественности, но тоже заслуживают внимания из-за креативных спецэффектов и самоотверженной актерской работы Комбса. Вообще «Реаниматор» — франчайз, который можно порекомендовать даже людям, не увлекающимся зомби и хоррорами. Это такой Breaking Bad со сверхъестественными элементами.
Лучший трэш — «Живая мертвечина» (Braindead, он же Dead Alive), 1992
Александр Башкиров
Сейчас Dead Alive известен как «тот самый фильм, в котором зомби убивают газонокосилкой» и пользуется репутацией трэша в духе so bad, itʼs good. На самом деле, как и все собранные в этой подборке фильмы, молодой Питер Джексон снял никакой не трэш, а серьезное, качественное авторское кино… в котором действительно есть прекрасная сцена с газонокосилкой!
Сюжетно Dead Alive — изящное переосмысление «Психо», где новозеландский парень-затворник пытается справиться с мамой, превратившейся в зомби после укуса «крысообезьяны» при посещении зоопарка Веллингтона. Крысомакака, между прочим, родом с острова Черепа — через 13 лет этот человек напишет и поставит второй ремейк «Кинг Конга».
Попытки бедного Лайонела изолировать маму и все разрастающееся число укушенных соседей оказываются не очень удачными, что в итоге и приводит к грандиозному побоищу на вечеринке по случаю заселения в викторианский особняк Лайонела и мамы нового жильца. Но в сценарии Джексона и Фрэн Уолш и до этого хватает крайне изобретательных моментов: чего стоит хотя бы сцена, в которой Лайонел пытается устроить нормальные человеческие похороны своей накачанной транквилизаторами зомби-мамочки!
Хотя подается все как очень черная комедия, это и превосходный, кинетический экшен от одного из величайших постановщиков боевых сцен в истории кино, и очень даже страшный и суровый хоррор, и хичкоковский триллер про нравы маленького городка. В общем и целом — превосходное кино и, наряду с первым «Властелином колец» и ослепительным дебютом Bad Taste, одна из трех лучших работ Джексона.
Лучший культовый фильм о зомби — «День мертвецов» (Day of the Dead), 1985
Александр Башкиров
Как сформулировал это сам великий режиссер и сценарист Джордж Ромеро:
Есть люди, которые любят первую часть. Есть зрители, которые устраивают вечеринки с Dawn of the Dead, это самый безумный фильм трилогии, и он всегда был самым популярным. И есть настоящие тролли, знаете, которые обожают Day of the Dead.
«День мертвецов» — самый безвременный фильм трилогии, его могли снять в этом году ютуберы, нашедшие заброшенный рудник для съемок и собравшие на Kickstarter 300 $ тыс на спецэффекты. В отличие от «Ночи живых мертвецов» и «Рассвета мертвецов», разбирающихся с очень конкретными социальными проблемами 60-х и 70-х годов, снятый в 1985 году «День» не устарел и не устареет никогда. Это универсальный документ о судьбе человечества: камерная пьеса о группе ученых и военных, запертых в ракетном бункере в наводненном живыми мертвецами мире.
Зомби здесь всего один (не считая массовки). Это Боб, фантастически сыгранный Шерманом Ховардом и загримированный Томом Савини живой мертвец с зачатками самосознания. Его сцены с не менее фантастическим Ричардом Либерти в роли «доктора Франкенштейна» — это мастер-класс режиссуры, драматургии и актерской игры, разрывающий все шаблоны фильмов о зомби (как существовавшие на тот момент, так и выработанные после).
По философской глубине последний великий фильм Ромеро лежит ближе к «Солярису» Тарковского или Ghost in The Shell Мамору Осии, нежели к его прежним работам. Зомби тут обретают человечность как раз в тот момент, когда люди ее утрачивают. Герои сидят в бункере, битком набитом достижениями человеческой цивилизации, который один из персонажей называет «надгробным камнем длинной в 22 километра». В лучшей сцене фильма он же заявляет:
Есть, чем заняться, пока живы ты, я и, может быть, другие люди. Мы можем начать заново, с чистого листа, наделать детей. И научить их, Сара, научить их никогда не приходить сюда и не раскапывать все то, что здесь похоронено.
Лучший фильм Джорджа Ромеро — «Рассвет мертвецов» (Dawn of the Dead), 1978
Денис Варков
Самым ярким в трилогии Джорджа Ромеро («Ночь», «Рассвет», «День») стал второй фильм. Именно в «Рассвете» эпидемия зомби-вируса вышла с локального («Ночь») на глобальный уровень, представив хаос, который происходит в США.
Главные герои — четверо выживших, решившие покинуть США, но вынужденные застрять в торговом центре. Постепенно они осознают, что это брошенное людьми место может стать для них новым домом, уголком спокойствия в мире, полном мертвецов, последним прибежищем прошлого образа жизни, где можно было думать о потреблении, а не о выживании. Но герои еще не осознают, насколько им повезло, и на что готовы пойти другие люди, чтобы получить хотя бы частичку того, что у них есть.
«Рассвет мертвецов» позволяет взглянуть на то, как быстро привычный мир сменяется ужасами постапокалипсиса, как люди теряют надежду и сдаются. В то же время Ромеро смог показать, как быстро происходит эволюция взглядов людей в критических ситуациях.
Отдельное достижение — попытка Ромеро изучить зомби. В его фильме они стремятся в торговый центр не ради того, чтобы съесть людей, а по той причине, что у них сохранилась остаточная память, и они помнят, что еще при жизни это место было для них важным. Фильм отлично характеризует фраза одного из главных героев:
Когда в аду не хватит места, мертвые начнут вставать из могил.
Лучший ремейк фильмов Джорджа Ромеро — «Рассвет мертвецов» (Dawn of the Dead), 2004
Денис Варков
О фильме «Рассвет мертвецов» 1978 года, который снял Джордж Ромеро, я рассказывал в нашем Топе 100 фильмов. Спустя 26 лет вышел его ремейк с тем же названием, но режиссер Зак Снайдер (кстати, это его режиссерский дебют) изменил концепцию. Теперь зомби бегают, причем их скорости может позавидовать спринтер-спортсмен в отличной форме. Последняя идея, правда, заслуга сценариста Джеймса Ганна (режиссера «Стражей Галактики»), который, видимо, вдохновившись успехом «28 дней спустя», решил осовременить фильм Ромеро.
Сегодня модно ругать Зака Снайдера за его неудачи с киновселенной DC, но в работе над «Рассветом мертвецов» он выложился по максимуму.
У фильма был отличный каст, динамичные сражения с мертвецами, многочисленные отсылки к оригинальной картине, смешные шутки, многочисленные смерти и, конечно, отменный саундтрэк, который отобрал сам Снайдер. От Джонни Кэша и Ричарда Чиза до Disturbed (кроме того, композитором фильма был Тайлер Бэйтс)!
Главных героев сыграли Сара Полли, Винг Реймс, Джейк Уэбер и Майкл Келли. Каждый персонаж преобразился во время месяца жизни в огромном пустом торговом центре. За это время они научились выживать и могли бы делать это и дальше. Сюжет ремейка заметно отличается от оригинала — фильм 2004 года куда более динамичен. Даже камерные совместные ужины выживших здесь редкость, зато сражения, тренировки и попытки выжить присутствуют во множестве. Безудержная кинетика зомби-апокалипсиса, когда выживает только тот, кто готов перешагнуть через себя, через любые ограничения, наложенные столетиями цивилизации, Заку Снайдеру отлично удалась.
Лучший клон фильмов Джорджа Ромеро — «Зомби 2» (Zombi 2), 1979
Александр Башкиров
Сейчас в это трудно проверить, но до 2002 года, до выхода «28 дней спустя» и начала новой волны фильмов о быстрых зомби, фанатам кино про живых мертвецов было нечего смотреть. И трилогия Ромеро, и Return of the Living Dead с сиквелами давно выучены наизусть, Land of Dead выйдет только в 2005-м, Shaun of the Dead — в 2004-м, а первый выпуск The Walking Dead — в 2003 году.
Поскольку ни в США, ни в Британии про зомби ничего не снимали, утолить лютый голод можно было лишь итальянскими клонами фильмов Ромеро, большинство из которых представляло собой жутчайший трэш. Я думаю, Денис Варков со мной согласится, что смотреть из всего итальянского зомби-хоррора 80-х и 90-х можно только Burial Ground Андреа Бьянки и, с большими оговорками, Cemetery Man Микеле Соави.
Но еще до конца 70-х маэстро итальянского жанрового кино Лючио Фульчи снял настолько качественный клон Ромеро, что его выпустили в Италии как официальный сиквел «Рассвета мертвецов» (поэтому фильм называется «Зомби 2»). Сюжет тут на минималках: дело происходит на карибском острове, где начинают восставать мертвецы, включая испанских конкистадоров. Интерес поддерживают фирменные set pieces Фульчи — широко задуманные, бюджетно исполненные композиции в духе «зомби под водой дерется с акулой». Ну, а самый запоминающийся момент фильма — вообще не про зомби, а про втыкающуюся в женский глаз деревянную щепку.
Несмотря на бюджетность и практически полное отсутствие сценария, Фульчи снимает настолько красиво, что в наше время фильм заслуженно стал культовой классикой. Главным образом — благодаря усилиям Квентина Тарантино, показывавшего «Зомби 2» на своих фестивалях и всячески выводившего забытый шедевр в массовый прокат.
Лучший фильм про быстрых зомби — «Тупик» (Dead Set), 2008
Денис Варков
В 2008-м, за три года до «Черного зеркала», принесшего британскому сценаристу и режиссеру Чарли Брукеру всемирную известность, появился его мини-сериал Dead Set, впоследствии вышедший в виде трехчасового фильма. Это была пародия на реально существовавшее в Англии реалити-шоу «Большой брат» (аналог нашего «Дома 2»). Несколько участников с несовместимыми характерами живут в изоляции и пытаются строить отношения, а за ними наблюдает вся страна.
Во время очередной церемонии выхода одного участника из проекта происходит неожиданное — на студию, где снимают «Большого брата», проникают мертвецы. Начинается хаос, и сотни фанатов оказываются заражены неизвестным вирусом, превращающим их в зомби-спринтеров, жаждущих свежей плоти. Кстати, ведущая «Большого брата» Давина Маккол сыграла в фильме саму себя.
Собственно, Dead Set представляет из себя вполне традиционную историю о людях, неподготовленных к Концу Света, которые пытаются найти способ выжить. Но им мешают их же характеры. Конкретно этот фильм цепляет необычным подходом к съемке. Здесь множество отличных решений вроде толпы несущихся мертвецов в узком коридоре, которые бегут на людей, не осознающих, что происходит. Или эпизод с Риком (Риз Ахмед), который вынужден пробираться через леса к своей девушке, оставшейся на студии. В этих сценах чувствуется динамика, а такие быстрые мертвецы действительно пугают, потому что от них не убежать.
Кстати, нормального перевода на русский у этой картины нет. Собственно, даже название Dead Set перевели, потеряв всю игру слов. На английском это не только «уверенность» или «целеустремленность» по отношению к чему либо (heʼs dead set on), но и «мертвая декорация для реалити-шоу» (где set — setting, декорация) и даже «мертвая тусовка/набор участников» (где set — набор гостей). То есть остроумное оригинальное название отсылает к тематике мини-сериала, а вот отечественная адаптация действительно заводит в «Тупик».
Лучший фильм про околозомби — «28 дней спустя» (28 Days Later), 2002
Денис Варков
Самый необычный фильм Дэнни Бойла («На игле», «127 часов», «Миллионер из трущоб»), созданный по сценарию Алекса Гарленда («Дредд», Ex Machina, «Аннигиляция»). Сюжет рассказывает о Джиме, проснувшемся после комы в больнице посреди Лондона и обнаружившем, что почти все жители превратились в зараженных «вирусом ярости». Эти люди живы (они не зомби), но ведут себя как бешеные животные и стремятся заразить как можно больше здоровых.
Собственно, весь фильм — попытка Джима и его спутников поневоле найти способ сбежать из Лондона. На пути будут зараженные и военные, объявившие свои законы в этом новом мире, где прежние правила больше не действуют. То есть Бойл и Гарленд в «28 днях спустя» исследуют сущность человека, показывают, как меняется поведение людей при пандемии такого рода, и сколько в выживших на самом деле человечности.
«28 дней спустя» цепляет своей мрачной атмосферой, ощущением страха от каждого укуса, пореза и капли крови, которая попадает на главных героев. «Вирус ярости» превращает здорового в зараженного за несколько секунд, поэтому выжить в таком мире очень трудно.
Главную роль исполнил Киллиан Мерфи. Помимо него в фильме снялись также Наоми Харрис, Кристофер Экклстон и Брендан Глисон. У «28 дней спустя» есть три альтернативные концовки и крайне неудачный сиквел, где одну из главных ролей сыграл Джереми Реннер.
Лучшая фантастика про зомби — «Возвращение живых мертвецов» (The Return of the Living Dead), 1985
Александр Башкиров
На мой взгляд, The Return of the Living Dead — единственный фильм во всем зомби-каноне, который можно поставить на одну полку с оригинальной трилогией Джорджа Ромеро. Тут намешано много жанров: «Возвращение живой мертвечины» (как у нас писали на этикетках пиратских видеокассет) можно воспринимать и как чистый хоррор, и как черную комедию, и даже как постомодернистский панк-мюзикл — спасибо саундтреку и знаменитой сцене с надгробным танцем голой девушки! Но на самом деле перед нами чистейшей воды научная фантастика.
Сценарист и режиссер «Возвращения» — Дэн ОʼБэннон, один из величайших американских фантастов, придумавший оригинального «Чужого» и написавший сценарий «Вспомнить все», камня на камне не оставивший от рассказика Филипа Дика. В Return of the Living Dead ОʼБэннон подошел к проблеме зомби максимально серьезно и даже где-то научно.
Что, если оживление мертвецов действительно произошло в результате утечки секретного газа, разработанного американской военщиной, а Ромеро снял свою «Ночь» на основе смутных слухов об этом происшествии? И что, если «качественно запаянная» военными инженерами бочка с газом попадет в подвал склада анатомических экспонатов, где ее случайно распечатает пара сотрудников?
С этого момента в фильме начинается полнейший креатив, балансирующий на грани фантасмагории, но никогда не скатывающийся в пародию. Все, происходящее в «Возвращении», до жути реалистично: от попыток работников склада справиться с ожившимся экспонатами (от бабочек до кадавра) до их «гениальной» идеи сжечь неумирающие останки в местном крематории, из-за чего на кладбище начинает идти дождь из воскрешающих мертвецов осадков. ОʼБэннон не только совершает потрясающие скачки воображения (ну кто бы еще додумался до идеи с дождем и крематорием?), он не ищет легких путей для себя и своих героев. Ожившую мертвечину в этом фильме нельзя убить — никак. Не помогают ни выстрелы в голову, ни расчленение, и даже полное сожжение приводит лишь к появлению целой армии разумных, говорящих (и испытывающих дикую БОЛЬ, унять которую можно только свежей порцией человеческих МОЗГОВ) зомби.
Хотя начинается все как пьеса с двумя актерами, во второй половине «Возвращение» нарушает все законы камерных хорроров, в которых вызвать Скорую помощь, полицию или военных не позволяют скудность воображения сценаристов и ограниченность бюджета. ОʼБэннон предельно реалистично показывает поведение откликнувшихся на чрезвычайную ситуацию профессионалов, и всепоглощающий ужас Return of the Living Dead в том, что даже самые грамотные, четкие, предусмотренные регламентом действия только усугубляют положение.
Сиквелы Return of the Living Dead пользуются дурной репутацией, но я в целом рекомендую вам посмотреть и детский, мультяшный, веселый Return of the Living Dead 2, и безумно кровавый, пусть и слабо написанный Return of the Living Dead 3 Брайана Юзны (известного по сиквелам «Реаниматора»). Просто не ждите от них того уровня запредельной креативности, которую демонстрирует ОʼБэннон в гениальном оригинале.