Легендарные сериалы: «Твин Пикс»
Признаюсь сразу, до недавнего времени я не был фанатом сериала, никогда его не смотрел и опасался за него браться. «Малхолланд драйв» надолго отвадил меня от проектов Линча – я предпочитал уважать его издалека, считая, что его творчество не для меня. Если у вас есть похожее ощущение, не спешите с вердиктом – потому что «Твин Пикс» я все же посмотрел, и он безумно мне понравился. Линч тут на удивление доступен и уступчив, поэтому сериал стоит пробовать даже тем, кто обжегся на других его проектах. Если вам интересны другие его проекты или загадочная личность самого режиссера, обратите внимание на статью Александра Башкирова «Кто такой Дэвид Линч?».
«Твин Пикс» – это однозначно великолепный сериал, такая степень проработки и глубины – огромная редкость для телешоу.
Но главное в «Твин Пикс» – то, на чем он решает сделать акцент. По сути, это история не о расследовании убийства, не о мистических силах, а о маленьком городке и его жителях, на которых и концентрирует внимание Линч. Фокус на персонажах, причем на простых людях – не редкость, естественно, но он концентрирует на них внимание очень по-своему.
Убийство молодой девушки, которую все знают как «комсомолку, спортсменку», свет в темном царстве, здесь не просто побочный элемент для повышения напряжения, которым разбавляют более скучные и абсолютно оторванные от него сцены. Это убийство навсегда изменило весь город, стало ключом, открывшим все шкафы со скелетами, которые медленно начали вываливаться наружу. Красивый фасад рушится, опадают маски, и мы медленно открываем для себя истинное лицо Твин Пикса и его жителей.
Первым вскрываются тайны самой Лоры, которая, как оказалось, увлекалась наркотиками, вела даже не двойную, а тройную жизнь, якшалась с крайне опасными людьми и вообще была совсем не той, за кого себя выдавала. Смерть смыла всю фальшь, оставив Лору обнаженной в прямом и переносном смысле, завернутой в прозрачный пластик (dead, wrapped in plastic), так что все друзья и близкие смогли по-настоящему узнать и попытаться понять ее только сейчас.
Убийство словно дает начало цепной реакции, в ходе расследования мы узнаем шокирующие подробности жизни не только самой Лоры, но и ее близких, друзей, одноклассников и других жителей городка.
Оказывается, что мирная пастораль с благочестивыми гражданами была лишь миражом, многие в городе лишь притворялись теми, кем их хотели видеть, втайне мечтая совсем о другом.
Когда я только начал смотреть сериал, я долго не мог понять причину его популярности – вроде все до боли стандартно, местами наивно и абсурдно, актеры безбожно переигрывают, причем до конца неясно, умышленно это или это просто предел их возможностей. Но уже к третьему-четвертому эпизоду я понял, что несмотря на все это, оторваться уже невозможно, ты живешь в Твин Пикс.
Все странности постепенно начинают казаться гениальным решением, единственно правильным выбором создателей. Тут все и впрямь очень гармонично сочетается: шутки и жуткие факты, гипнотизирующая музыка и мистический флер, потусторонние совы и черный кофе.
Удивительно то, что несмотря на все «линчевщину» (магия, пришельцы, демоны) сериал очень доступен – он не отпугивает этим, не морочит голову, не путает зрителя. Это в любом случае остается крайне приземленной историей о грехах простых людей, о поиске свободы, своей настоящей судьбы. Но при этом оказывается, что сверхъестественное существует и его вполне можно учитывать и использовать в серьезном федеральном расследовании, сочетая допросы и мед.экспертизу с мистическими практиками. Звучит безумно, но каким-то образом Линч сумел сплести это воедино.
Представьте себе, что весь тот бред, который нагородили в конце «Оставшихся в живых» внезапно сработал бы, смотрелся бы внятно и убедительно, поражал изяществом и нетривиальностью объяснения. Знаю, представить такое действительно сложно, но именно это проделали создатели «Твин Пикса». Мистические элементы, введенные в сюжет, выглядят бредово в отрыве от сериала и смотрелись бы дико в любом другом произведении, но здесь их принимаешь как единственное разумное объяснение, они сидят в общей картине событий как влитые.
Все дело в крайне необычном тоне сериала, его восприятии реальности, которое с трудом поддается описанию.
На поверхности «Твин Пикс» – это мыльная опера, смешанная с полицейским процедуралом и мистическим трэш-шоу о сверхъестественном, но то, каким образом все это сплетается в единое целое, какая глубина этому придается за счет кропотливо раскиданных намеков, важных деталей, рифмующихся элементов и общей философии, проецируемой на зрителя через персонажей, превращает все эти привычные бульварные жанры в нечто абсолютно новое.
Я действительно считаю, что «Твин Пикс» стоит смотреть всем – даже сейчас, особенно сейчас. Он нисколько не потерял актуальности, смотрится так же увлекательно, как и 27 лет назад, и не выглядит бледно по сравнению с современными сериалами. Сейчас он впечатляет даже больше, ведь его смотришь с осознанием того, что сериал не забыли, он не устарел и главное, никто не снял ничего подобного ни до, ни после. Атмосфера, оригинальная подача множества линий «Твин Пикса» остается абсолютно уникальной.
Симфония судеб, разыгрывающаяся на экране, поражает как ни в одном другом сериале – настолько взаимозависимыми, неразрывными выглядят все события.
В истории проекта есть много любопытных моментов, в том числе и кардинально повлиявших на его конечную форму. Дэвид Линч и сценарист Марк Фрост, являющиеся создателями сериала, вместе придумали общий сюжет, Линч принимал участие в написании сценария многих серий и лично режиссировал 6 из них (всего у сериала 30 эпизодов, 8 в первом сезоне, 22 во втором, также существует полнометражный приквел «Сквозь огонь»).
В какой-то момент руководство канала потребовало от них поторопиться с раскрытием имени убийцы Лоры, продюсеры боялись, что, если тянуть интригу слишком долго, зрители устанут и забросят сериал. Фрост был с ними согласен, Линч – нет. Он вообще не собирался раскрывать убийство, оставив имя убийцы тайной, но остальные взяли верх. К сожалению, после этого Линч потерял интерес к сериалу и ушел, после чего «Твин Пикс» и впрямь начал падать в рейтингах и терять аудиторию.
Дело было не только в уходе Линча – многих зрителей не устроила, не впечатлила или откровенно оттолкнула итоговая развязка основного сюжета.
После того, как дело было закрыто, нужно было найти новую проблему, и она вышла уже не столь интересной. К тому же, шоу начало все больше налегать на свою мистическую составляющую и хрупкий баланс приземленного и сверхъестественного, абсурдно-комедийного, трагичного и жуткого – посыпался. Думаю, на ум многим пришло еще несколько проектов, скатившихся после развязки основного затянутого конфликта. Сериал «Убийство» или знаменитая «Тетрадь смерти», например.
Агент Купер, главный герой сериала, однозначно один из самых интересных персонажей не только «Твин Пикс», но и протагонистов вообще. Когда мы впервые видим его, он зачитывает в диктофон очередное послание для своей секретарши Дианы, делясь с ней впечатлениями от поездки и давая поручения на будущее. Мы, кстати, ни разу не видим ни самой Дианы, ни отправки этих кассет, но при этом, когда Дейл просит прислать ему беруши, вскоре они действительно приходят почтой. То есть эти записи все же не бред сумасшедшего и не терапевтические послания несуществующей девушке.
Купер поначалу производит впечатление слегка двинутого и недалекого простака. Он искренне восторгается красотой природы, местной едой (да, кофе пленяет его в особенности), местными нравами (здесь желтый свет все еще значит «притормози», а не «прибавь газу»), зачастую звучит пафосно и в принципе довольно старомоден. Мы даже не уверены до конца – это правда агент ФБР или псих, который выдает себя за него, настолько отличается Купер от бревен в пиджаках, которых мы привыкли видеть в качестве представителей Бюро.
Но со временем Купером нельзя не очароваться – его искренностью, прямолинейностью, дружелюбием, профессионализмом и открытостью всему новому.
Когда он сталкивается с чем-то сверхъестественным, он не закрывает на это глаза, не пытается найти этому научное объяснение, как какой-нибудь Малдер (у Духовны в «Твин Пикс», кстати, небольшая, но крайне яркая роль), он просто прислушивается и использует все наводки, которые доступны – вне зависимости от того, пришли ли они из отчета о вскрытии или их нашептало полено одной леди.
Я уверен, что «Твин Пикс» еще долго будет находить новых зрителей, он с успехом прошел испытание временем. Да, с непривычки он кажется странным, перетянутые статичные сцены временами создают ощущение любительской съемки, сцены из порно, сюрреалистичной «Санта-Барбары», но когда распробуешь то, что за всем этим прячется, прочувствуешь самоиронию авторов и заиграешься в поиск символов, говорящих деталей и подсказок, сериал съедает с головой.
Если вы услышали о скором выходе третьего сезона и задумались, имеет ли смысл для начала посмотреть первые два, то вот ваш ответ.
И да, смотреть новые эпизоды не зная предысторию в этом случае не вариант. Если вы не уверены, нужен ли вообще этому культовому сериалу третий сезон, на этот вопрос мы ответим в отдельном материале.
Если же вы решили поддаться соблазну и все же посмотреть «Твин Пикс», то начинайте по стандарту – с пилота сериала. Несмотря на то, что события полнометражки «Сквозь огонь» хронологически идут первыми, с нее начинать не нужно. Она местами крайне спорная, поэтому ее смотреть лучше, уже зная героев и события основного сюжета. Новым зрителям лучше попасть сразу в Твин Пикс и познакомиться с героями так, как это задумывали создатели.