17 октября 2019
Обновлено 05.10.2020

Лавкрафтовский ужас и дотошность Алана Мура. «Провиденс» как гид в мир создателя Ктулху

Не так давно издательство Fanzon наконец выпустило на русском монументальный труд Алана Мура под названием «Провиденс» (Providence). Поистине жуткое произведение, охватывающее фактически все основные труды Лавкрафта и даже больше.
Не так давно издательство Fanzon наконец выпустило на русском монументальный труд Алана Мура под названием «Провиденс» (Providence). Поистине жуткое произведение, охватывающее фактически все основные труды Лавкрафта и даже больше.

Для известного писателя Алана Мура («Хранители», «V значит вендетта») не впервой выражать свое уважение к творчеству Говарда Филлипса Лавкрафта. Он уже делал это в Alan Mooreʼs Yuggoth Cultures and Other Growths, The Courtyard и Neonomicon.

Два последних так вообще напрямую связаны с «Провиденсом» — самым большим признанием в любви Лавкрафту в истории. Без них приступать к чтению комикса, конечно, можно (спасибо комментариям, кратко поясняющим сюжеты каждого выпуска), но лучше прочитать все самому.

Изначально комикс выходил с 2015 по 2017 год у издательства Avatar Press, известного безумными работами вроде Crossed и Chronicles of Wormwood.

Отсутствие цензуры и полная свобода действий развязали Алану руки. И он создал впечатляющее, но безумно тяжелое для чтения простым человеком произведение. И делалось оно явно не для широкого читателя.

Если вы совсем не в курсе творчества Лавкрафта, то чтение этого комикса будет для вас лишь тратой времени. Но для человека понимающего, а особенно для фаната — это чистое золото. Переполненное деталями, отсылками, остроумными комментариями и фантастически хорошим и глубоким сюжетом. Но обо всем по порядку!

Лавкрафтовский ужас и дотошность Алана Мура. «Провиденс» как гид в мир создателя Ктулху - фото 1
Лавкрафтовский ужас и дотошность Алана Мура. «Провиденс» как гид в мир создателя Ктулху - фото 2
Лавкрафтовский ужас и дотошность Алана Мура. «Провиденс» как гид в мир создателя Ктулху - фото 3

В центре сюжета журналист Роберт Блэк, работающий в 1919 году в газете «Нью-Йорк Герольд». Блэк одновременно и гей, и еврей. Мур сам сказал, что хотел сделать героя аутсайдером. И эти качества подошли как нельзя лучше.

Человек, который чувствует себя чужим в этом мире, чьи тайны гложут его. И это учитывая, что он тот еще мечтатель. Он верит, что способен на большее и страстно желает написать «Великий американский роман».

В редакции нешуточный интерес вызвал старый случай с книгой Клода Гийо Sous Le Monde (аналог «Короля в желтом» Робмерта Чэмберса), которая сводила некоторых читателей с ума, а некоторых даже доводила до самоубийства.

Выясняется, что недалеко живет доктор Альварес (первый прототип персонажа вселенной Лавкрафта, взятый напрямую из рассказа «Холод»), который написал статью об этой книге. Именно во время визита к нему Блэк узнает, что корни книги тянутся из одного древнего трактата Халида Ибн Язида под названием «Книга мудрости звезд».

Там были описаны четыре способа продления жизни, которые и заинтересовали сначала Гийо, а потом Альвареса. Последний обмолвился, откуда к нему попал материал. После этой беседы и трагичных новостей относительно близкого ему человека Блэк и начинает путешествие по Новой Англии, которое с каждой ступенью погружает его все ниже и ниже в сокрытое, страшное и неизбежное.

Лавкрафтовский ужас и дотошность Алана Мура. «Провиденс» как гид в мир создателя Ктулху - фото 4
Лавкрафтовский ужас и дотошность Алана Мура. «Провиденс» как гид в мир создателя Ктулху - фото 5

Мур в каждой главе сталкивает протагониста с прототипами персонажей различных рассказов Лавкрафта. Имена их немного изменены, а истории развиваются близко к первоисточнику, но со своими важными расхождениями. Каждый город, новые действующие лица — это кладезь знакомых поклонникам деталей. И они касаются не только творчества Лавкрафта, но и самой истории Америки. Комикс идеально служит и как образовательная литература. Благодаря собственному любопытству или примечаниям читатель может узнать много интересного об Америке тех лет и не только.

Главное — стоит быть готовыми к большому количеству деталей. Они в словах, в декорациях, в дневниках героя, которые занимают внушительное место в книге.

Здесь нет экшена. Рисунок в комиксе достаточно статичен. Дженсен Берроуз скромно располагал панели, частенько превращая персонажей в неподвижные фигуры. Без жестокости тоже никуда, но ее присутствие здесь минимально. Часть и вовсе происходит за кадром. «Провиденс» — хроника медленно подступающего безумия к запутавшемуся человеку, пытающемуся осознать свое место в мире. Безумие — одна из основных тем в творчестве Лавкрафта.

Некоторых может смутить обилие геев (зачем Муру понадобилось это делать с прототипами персонажей Лаквкрафта? Видимо, из-за очень специфических личных взглядов Говарда Филлипса?). Один — ок, два — ладно, но когда чуть ли не каждый новый человек в путешествии оказывается геем, это уже вызывает смех (возможно, я не осознал великую идею). Но на фоне общей мысли это все так малозначимо.

Мур возвеличивает Лавкрафта до таких высот, что комикс уже не просто история расследования одного журналиста, а история о литературе, о ее силе, о влиянии на мир. В произведении нашлось место и биографии Лавкрафта, и историческим событиям вроде полицейской забастовки в Бостоне, про которую написано в просто восхитительной книге Дэнниса Лихейна «Настанет день», и даже троллингу оккультизма. Воистину многогранное произведение.

Когда все подходит к финалу, и читатель осознает масштаб всей задумки, то, как Мур связал все воедино из прошлых работ и из этой, — это поражает. История получает впечатляющий и вполне определенный конец. Никаких недомолвок. Все карты будут на руках у читателя. Главное все осмыслить.

Лавкрафтовский ужас и дотошность Алана Мура. «Провиденс» как гид в мир создателя Ктулху - фото 6
Лавкрафтовский ужас и дотошность Алана Мура. «Провиденс» как гид в мир создателя Ктулху - фото 7

Немного слов о самом издании. Все 12 выпусков (560 страниц) комикса вышли под одной твердой обложкой. Размером кирпич получился 170×240 мм. Книга хорошо прошита и не разваливается. Перевод получился отличным.

Не зря Алексей Мальский столько времени убил на это (переводить Мура — испытание не из легких). К верстке почти нет вопросов, кроме маленьких деталей. Рисунок с обложки немного заезжает на корешок, в диалоге с доктором Альваресом в первой главе в одном из пузырей явно упущено слово.

А вот к чему есть претензии, так это к дневникам. Я понимаю, что прописного текста там очень много и если делать его размером больше, то в каждой главе с дневником станет страницы на 3-4 больше, а это суммарно 30-40 дополнительных страниц. Но тот маленький размер, что был выбран для такого шрифта, сделал чтение дневника (лично для меня) фактически пыткой. Словно я пытаюсь прочитать состав на глазированном сырке.

Пока комикс выходил синглами, к нему выпускалось море альтернативных обложек с иллюстрациями, отражающими ключевые локации, персонажей и события из произведений Лавкрафта. В издании их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Понятно, что пытаться вставить еще что-то в такую толстую книгу было бы лишним, поэтому тем, кто восхищен артами «Провиденса», советую приобрести артбук Джейсена Берроуза Dreadful Beauty (я так и поступил, только все арты там черно-белые!), посвященный его работе с Муром над The Courtyard, Neonomicon и Providence.

Подводя итог, стоит сказать, что это очень смелое издание. Начиная с того, что он выходит, минуя The Courtyard и Neonomicon. И заканчивая тем, насколько сложное это произведение, рассчитанное на очень узкий круг читателей.

Будем верить в поклонников Лавкрафта и хорошие продажи, чтобы у нас издавали больше интересных и смелых работ.

Комментарии 20
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Ramonak
Ramonak
Я фанат Лавкрафта, и поставил книгу на заметку. Но что-то меня смущают эти геи. У Лавкрафта ничего подобного не было, он вообще вопросов секса и влечения не касался. К чему там это гейство, если уж якобы Мур оду Лавкрафту создал?