27 марта 2018Игры
Обновлено 27.03.2018

Квентину Тарантино — 55 лет!

Сегодня, 27 марта, великому американскому режиссеру и сценаристу Квентину Тарантино исполняется 55 лет. В связи с этим мы решили собрать в одном материале все основные тексты о фильмах Тарантино, появлявшиеся на «Канобу». Сразу три (или четыре — смотря как считать) картины Квентина вошли в наш топ лучших фильмов всех времен, так что Тарантино смело можно называть любимым режиссером нашего сайта.
Сегодня, 27 марта, великому американскому режиссеру и сценаристу Квентину Тарантино исполняется 55 лет. В связи с этим мы решили собрать в одном материале все основные тексты о фильмах Тарантино, появлявшиеся на «Канобу». Сразу три (или четыре — смотря как считать) картины Квентина вошли в наш топ лучших фильмов всех времен, так что Тарантино смело можно называть любимым режиссером нашего сайта.
Квентину Тарантино — 55 лет! - фото 1

Самый влиятельный фильм Тарантино не мог не появиться в этом топе, слишком многое изменилось в нашем представлении о кино из-за этой картины. О том, как можно рассказывать истории, переплетая их в причудливые узлы, вольно обращаясь с хронологией, но при этом не запутывая зрителя. Мы привыкли хвалить за усложненный нелинейный нарратив Нолана, но Тарантино пользуется им абсолютно свободно, когда история этого требует, а когда не требует — спокойно обходится без него, не циклясь на переусложнении ради фишки.

Квентин в очередной раз показывает себя и гениальным сценаристом (за этот сценарий он получил и «Оскар» и ряд других премий) — диалоги и монологи фильма расходятся на цитаты и по сей день, настолько они емкие, звучные, мощные. И сам фильм постановкой сцен максимально работает на то, чтобы каждая из них раскрылась полностью. Как можно забыть проповеди Джулза или бессмертное:

— Everybody be cool, this is a robbery!

— Any of you fucking pricks move, and Iʼll execute every motherfucking last one of ya!

Вроде ничего особенного, бандиты орут нечто подобное в каждом третьем фильме, но только здесь это запоминалось. Дело в выстроенной мелодике фразы, экспрессии актеров, вступающей заглавной музыкальной темы и уходе на фризфрейм с начальными титрами. Сцена вырывается из реальности и превращается в обложку, в тему, в пробник того, что последует дальше.

Несмотря на обилие сюжетных линий и персонажей, никто не чувствуется обделенным и отодвинутым в сторону, герои получают такое шикарное раскрытие, которого многим не удается добиться и за пару часов на экране, все персонажи вышли яркими и стали ключевыми образами для игравших их актеров. Даже внезапная и нелепая смерть Винса на унитазе чувствуется на удивление правильной и мощной.

Потрясающая картина, великолепный пример сложной, многомерной истории, рассказанной настоящим мастером.

«Бешеные псы» (Resevoir Dogs), 1991

в оригинале — 24 место в нашем топ 100 фильмов

автор: Евгений Желтовский

Квентину Тарантино — 55 лет! - фото 2

Как стать культовым режиссером если ты никчемный киноман? Посмотри как можно больше хороших (например, из этой сотни) и не очень фильмов, брось недоделанной свою первую ленту и вложи десяточку в удачу. Или можешь ограничиться просмотром «Бешеных Псов» — режиссерского дебюта Тарантино.

Этот фильм не требует снисхождений в духе «ну, это была его первая работа». Проба пера оказалась, пожалуй, одной из самых интересных картин Квентина, уступающей, на мой взгляд, разве что «Омерзительной восьмерке». И дело не в гротескной жестокости, по которой многие узнают работы главного безумца Голливуда. Не в хвалёных диалогах, за которыми скрывается глубочайшая экспозиция. Всё гораздо проще — дело в повествовании.

Если вкратце, это фильм об ограблении… без ограбления. Основные события разворачиваются после задуманного на месте встречи в заброшенном похоронном бюро.

В банде завелась «крыса» из-за чего весь план пошёл наперекосяк и теперь героям предстоит вычислить стукача среди своих. Детали же, раскрываются в, скажем так, флешбеках. Таким образом, сперва даются «ответы» и уже потом задаются «вопросы».

И, как вы наверняка знаете, такой подход в дальнейшем и сформировал стиль режиссёра.

Раз уж заговорили про тарантиновский почерк, нельзя не упомянуть что уже в «Бешеных псах» он начал использовать свои фирменные приёмы. Например, знаменитая сцена без монтажных склеек с проходом Мистера Блондина к машине и последующий план «из багажника».

В «Криминальном чтиве», например, аналогичная сцена встречается в самом начале, когда Джулс и Винсент приезжают на разборку. «Мексиканский тупик» (когда трое и более людей наводят друг на друга оружие) — так и вовсе визитная карточка Квентина, вспомните финальную сцену в закусочной всё в том же «Криминальном чтиве» или сцену в баре в «Бесславных ублюдках». Про чрезмерную жестокость, моря крови и, конечно же, диалоги «ни о чем» я уже говорил — всё это ещё не раз всплывёт в будущих картинах Тарантино.

Квентину Тарантино — 55 лет! - фото 3

К тому же, в «Бешеных псах» берёт начало «вселенная Тарантино», в которой «Убить Билла» это то самое шоу, о котором рассказывала Миа Уоллес в «Криминальном Чтиве», Мистер Блондин — родной брат Винсента Веги, а сигареты марки Red Apple, которые заказывает Бутч в баре Марселласа Уоллеса встречаются в виде табака, который забивают в трубки герои «Омерзительной восьмерки».

С «Бешеных псов» определённо стоит начинать знакомство с творчеством Тарантино. А затем, к нему хочется возвращаться снова и снова, разгадывать типажи героев, искать подсказки в диалогах, подмечать детали и разбирать реплики на цитаты.

«Убить Билла» (Kill Bill Vol. 1 and 2), 2003-2004

в оригинале — 42 место в нашем топ 100 фильмов

автор: Никита Богуславский

Квентину Тарантино — 55 лет! - фото 4

Мы долго выбирали, какой же из фильмов Тарантино заслуживает представлять режиссера в нашем топе, но (спойлер!) так и не смогли остановиться на чем-то одном, ближе к первым позициям вы еще встретите это имя. Все дело в том, что в его фильмографии все фильмы отличные, но при этом очень разные. Эстеты с моноклями могут сколько угодно снисходительно качать головой, но суть от этого не изменится, все его ленты чертовски хороши.

Тарантино — безумный киноман, который снимает кино не для зрителей или не ради наград, а для себя, потому что точно знает, чего хочет, и может реализовать свои желания. А мы, так уж получилось, находимся с Квентином на одной волне.

«Убить Билла» (мы говорим о двух фильмах как о едином произведении) показывает, что Тарантино не нужны долгие монологи в камерных декорациях, чтобы снять отличное кино. Этот фильм — перенасыщенный действием театр абсурда, феерия гиперболизированного, карикатурного насилия, натянутая на примитивную, схематичную историю о мести. Только вдумайтесь, весь сюжет можно сократить до одного предложения: героиня выходит из комы и начинает методично мстить бывшим коллегам, которые застрелили ее прямо во время свадьбы. Никакой глубокой мысли или внезапных поворотов (ну, почти), только звенящие от пафоса короткие диалоги и изумительно поставленные боевые сцены, сопровождаемые идеально подобранной музыкой и веселыми фонтанами бутафорской крови.

Фильм даже не тратит времени на какой-то нарратив, практически в каждом эпизоде мы видим Невесту уже там, где она встретит следующую жертву: нет ни бестолковой беготни, ни скучных поисков, ни пустых душевных терзаний — как будто кто-то взял цикл бульварных романов (или аниме-сериал), забросил их в соковыжималку и протягивает зрителю стакан с концентратом действия и экшена. И даже с нарушенной хронологией история остается кристально ясной, кто еще способен на подобное, кроме Тарантино?

«Омерзительная восьмерка» (The Hateful Eight), 2015 год

Квентину Тарантино — 55 лет! - фото 5

Многие, включая самого Тарантино, называли «Восьмерку» вестерн-версией «Бешеных псов», и параллели здесь очевидны. Там тоже было одно здание, куча ярких и разнообразных героев, которые сталкивались между собой. Вот только неизбежная перестрелка здесь не приносит того оргазма, который приносила в «Псах». Скорее разочарование. Потому что взаимодействие героев через диалоги, тайны и попытки раскрыть эту тайну, понять, кто же здесь – не тот, за кого себя выдает, были куда интереснее, чем пальба.

Но все эти разочарования если и приходят, то под конец, именно от понимания, что все скоро закончится, а некой фантастической кульминацией все накопленное напряжение, недоверие и раздражение так и не выразится. Первые же два с лишним часа вы сидите абсолютно завороженные, поджимаете пальцы на ногах от подозрений, догадок, ожидания того, что в любой момент все взлетит на воздух и начнется кровавая баня. И ждете ее не как зритель – с предвкушением, а как один из постояльцев Минни – с ужасом.

Несмотря на то, что концовка производит очень странное впечатление и неясно, что в итоге это была за история, о чем она, почему-то запоминается не это. Запоминается абсолютно невероятное присутствие в моменте, многогранный клубок персоналий и отношений между незнакомцами, саспенс и ощущение взрывоопасной тайны. Я никогда прежде не ощущал подобного концентрированного кайфа.

Это можно было сравнить с «12 разгневанными мужчинами» Люмета, только с еще большим вниманием к героям, к помещению, к предметам, с поправкой на то, что они расследуют не абстрактное чужое дело, а разбираются в собственной ситуации, из которой явно не все выйдут живыми.

Квентину Тарантино — 55 лет! - фото 6

В последнее время Квентин Тарантино превратился в весьма плодовитого режиссера, и The Hateful Eight, скорее всего, не хватает в Blu-ray-коллекции даже самого заядлого киномана (хотя бы потому, что фильм вышел в 2015 году, когда весь кинематограф уже смотрели либо в кино, либо на цифровых платформах).

Сюжет я лишний раз описывать не буду: это интереснейший гибрид «Великолепной семерки» с «Десятью негритятами», снятый в стилистике «Нечто» Джона Карпентера.

Оригинальный саундтрек Эннио Морриконе, потрясающая натура заснеженного Вайоминга, лучшая режиссура и лучшая операторская работа в творчестве Тарантино. Если вам и этого мало, то подборка актеров в фильме сама по себе олицетворяет величайшие хиты этого режиссера и сценариста: Курт Рассел из Death Proof, Тим Рот из Reservoir Dogs, Майкл Мэдсен из Kill Bill, Уолтон Гоггинс из Django Unchained, Сэмюэл Л. Джексон из всего вообще.

Квентину Тарантино — 55 лет! - фото 7

Трогательная история любви молодого гика из магазина комиксов к девушке по вызову переработана Квентином Тарантино из своего первого, незаконченного фильма. В его дебютном сценарии «День рождения моего лучшего друга» один из героев устраивает в качестве подарка свидание друга с проституткой — так, чтобы тот об этом не подозревал.

В «Настоящей любви», став более зрелым драматургом, Тарантино нашел интересное развитие идеи: девушка во всем сознается, молодой человек под сильным влиянием фильма «Таксист» и гонконгских боевиков отправляется к ее сутенеру за вещами и убивает его, вместо вещей забрав чемодан с кокаином. После чего начинаются настоящие дорожные приключения — и настоящая любовь.

Самый, пожалуй, энергичный и искренний сценарий молодого и наивного Тарантино адекватно поставлен покойным Тони Скоттом. Как известно, все фильмы Скотта выглядят абсолютно одинаково — неважно, снимает ли он про подлодки, гонки, вампиров или криминальную любовь, но в данном случае чрезмерно красочный, дымно-клиповый видеоряд отлично соответствует содержанию картины, а венчает все незабываемая музыка Ханса Циммера.

По идее и сюжету фильм во многом похож на «Дикие сердцем» Дэвида Линча — но после просмотра True Romance, в отличие от Wild at Heart, ваш возлюбленный или возлюбленная не прекратят всякое с вами общение. Скорее наоборот.

Заслуживают упоминания (в порядке убывания качества):

«Джеки Браун» (Jackie Brown), 1997

«Бесславные ублюдки» (Inglorious Basterds), 2009

«От заката до рассвета» (From Dusk Til Dawn), 1996

«Джанго освобожденный» (Django Unchained), 2012

«Грайндхаус: Доказательство смерти» (Grindhouse: Death Proof), 2007

Комментарии 20
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Ден Чик
Ден Чик
Мои поздравления. Но ничего круче Криминального Чтива он так и не снял. Последние фильмы - один хуже другого.
khrustal.dmitry
khrustal.dmitry
Эх, кому-то разочарование от восьмерки пришло под конец. А я под конец (до перестрелки) уже почти спал от того, как это было скучно, а двое с которыми я был в кино уже пускали слюни мне на коленки.