Кто такой Каратель?
Во втором сезоне Мердоку предстоит столкнуться с ниндзя-культом под названием «Рука», а также с двумя анти-героями: Электрой и Карателем. Об истории последних двух я и решил рассказать немного подробнее.
Каратель – это антигерой вселенной Marvel по имени Фрэнк Касл (некогда Фрэнсис Кастильоне) с самым скучным набором суперспособностей (никаких) и самой скучным ориджином (мафия замочила семью в ходе перестрелки). От того же Бэтмена его отличает несколько вещей: отсутствие крутого костюма, готичного города, набора крутых злодеев и кучи бабла. Роднит их наличие арсенала, вот только арсенал у Карателя тоже скучный – это обычное оружие, а не разнообразные клевые гаджеты. Всяческие ножи, пистолеты, пулеметы, ракетницы. Просто оргия креатива.
Единственное его (спасительное, по сути) отличие заключается в том, что он не стесняется убивать. Именно это выделяет его в толпе персонажей обоих издательств и создает интересный противовес идеологии этих самых героев.
Каждый раз, когда сбежавшие в сотый раз Джокер или Доктор Октавиус мочат кучу народа, и ты орешь: «Надо было убить его, когда был шанс, тряпка», Фрэнк Касл угрюмо кивает. А он предупреждал.
Проблема с героем, который буквально рисует мозгами своих врагов, в том, что враги его долго не живут. Именно поэтому собственных ярких злодеев у него нет, кроме разве что Jigsaw (Головоломка), с мордой, похожей на лоскутное одеяло. Он тоже представляет из себя микс из скуки и вторичности, так как это мафиози с нулем суперспособностей и боязнью стекол, так как те некогда покромсали его мордашку. Иногда он надевает айронменистый супер-костюм, но и это не спасает его от Касла.
Каратель, будучи по меркам супергеройской вселенной ничтожным смертным, естественно получил базовый набор пособий для сирых и убогих: высокий болевой порог, великолепную боевую и тактическую подготовку, пик физической формы и так далее. Естественно, он бывший военный. Ветеран еще аж Вьетнама, откуда Фрэнк и привез страсть к M-60 и навыки партизанского боя.
Если вам кажется, что он сильно смахивает на героя бульварной макулатуры типа «Слепой против Хромого», то это неслучайно.
Каратель был срисован с Мэка Болана, героя серии романов Дона Пенделтона. Вьетнам, убили семью, пошел мстить, мочил мафию. Звали его Палач. Лучше посредственности может быть только посредственность вторичная.
Появился Касл в комиксах в феврале 1974 года в основной серии Человека-паука – в качестве злодея. Шакал нанял Карателя, чтобы убить Паркера, но Касл со временем сообразил, что его провели и Паук никакой не преступник, после чего они без особой охоты объединились.
Карателя изначально планировали представить как злодея, затем превратить в антигероя, но отзывы на персонажа вышли смешанные – кому-то понравился этот упоротый безжалостный мститель, кому-то показалось, что это все чересчур. Так или иначе, свою первую самостоятельную мини-серию он получил лишь 12 лет спустя, в 1986. Серия хорошо зашла и Касла пустили в постоянную серию, к 1995 у него было уже три сольных онгоинга, которые закрыли все разом из-за низких продаж – только чтобы вскоре возродить героя в новом онгоинге. Но самые популярные серии у героя вышли уже в нашем веке. Более серьезные и взрослые Marvel Knights и Marvel MAX дали Карателю необходимое пространство для того, чтобы показать себя.
Во время Гражданской Войны Marvel, экранизация которой выходит в мае, Каратель спас Человека-паука от двух мелких злодеев (естественно, вышибив им мозги), притащил подыхающего Паркера в стан Капитана Америки и сказал, что я, мол, с вами. Но Капитан, принимающий на свою сторону даже злодеев, готовых сражаться со Старком и его «Актом о регистрации супергероев», сказал, что иди, мол, мимо. Его посчитали слишком жестоким и непредсказуемым, поэтому выгнали. Ну, а еще он пристрелил у них на глазах вторую пару злодеев, которые мирно пришли бороться за справедливость на стороне Кэпа.
После смерти Кэпа Каратель, как его искренний фанат, решил занять его место, стилизовав костюм под форму Капитана Америки.
Под конец «Гражданки» Каратель встретил Баки, Зимнего Солдата, и отдал маску Кэпа ему – теперь он должен был занять место лучшего друга. В фильме мы этого всего, конечно же, не увидим, так как Marvel упорно не хочет звать героев из телевселенной в кино. Преступный идиотизм – в «гражданке», где толпа супергероев нужна как нигде больше, это было бы очень кстати. Но нет, не судьба. В сериале ничего из этого тоже, понятно, не будет.
К сожалению, забавных безумных историй с Карателем не случалось. Его не насиловал собственный будущий сын, зачав себя, как это вышло с Мисс Марвел, злодеи не доводили его до того, чтобы он умолял изнасиловать его, как было с Джессикой Джонс, да и двух внутренних монологов у него тоже нет, как у Дэдпула. Единственное, что роднит их с Уэйдом – Касл тоже получил мини-серию «Каратель убивает вселенную Marvel», где замочил всех супергероев по очереди.
Так или иначе, даже тут все довольно скучно. Да, однажды он умер и вернулся в виде ангела, карающего врагов райскими лазерами, потом он послал ангелов в жопу, снова стал собой и позже опять откинулся (его покромсал на куски сын Росомахи). Фрэнка сшили в подобие монстра Франкенштейна, называвшегося Франкен-Касл. Он снова стал собой, но после еще одного кромсания его сшили так, что он почему-то стал негром. В то время даже Франкен-Каслом было быть прикольнее.
Сколь бы скучным и вторичным ни выглядел концепт Карателя, в кино он получил больше шансов, чем Человек-паук. У Касла целых три сольных фильма, Паркер же лишь ожидает свою третью реинкарнацию. В первом фильме (1989 год) Фрэнка играл Дольф Лундгрен, во втором – Томас Джейн, недавно прекрасно себя показавший в новом сай-фай сериале «Пространство» (рецензия), а в третьем – Рэй Стивенсон, который лично мне запомнился как Тит Пуллион в великолепном сериале «Рим», а вы можете его помнить как Портоса в недавних ужасных «Трех Мушкетерах» или… опять же как своеобразного Портоса (толстого викинга) из «Тора».
Все три фильма назывались «Каратель», только третий получил приписку «Территория войны». Все три получили крайне смешанные отзывы – большинству фильмы не зашли, но некоторые фанаты до сих пор ценят каждый свою версию.
Естественно, многие из нас помнят Карателя прежде всего из прекрасного мультсериала «Человек-паук», которым мы обмазывались в девяностых. Там он появлялся аж три раза и за его охотой на мутировавшего шестирукого Паркера было любопытно наблюдать.
Игр у Карателя тоже немало: целых пять. Первые три вышли в девяностых (для DOS, NES и Sega Mega Drive соответственно) мало кому запомнились, а вот игра от THQ 2005 года втерлась в память игроков как минимум благодаря мини-играм с жесточайшими пытками/допросами. Можно было притапливать людей, пока они не заговорят, совать в дробилки и так далее, а получив информацию, отпустить или таки добить этим же способом. Естественно, приятнее было добить. Эта игра заняла почетное место рядом с Manhunt в плане жестокости и этических противоречий.
Стоит отметить, что конфликт Касла с любым «моральным» героем Marvel (в данном случае – с Мердоком) выглядит самым естественным и ненадуманным. Если в «гражданке» нам нужно будет еще объяснить, что не поделили Тони с Кэпом, почему остальные герои встали на ту или иную сторону, то тут все ясно как день.
«Сорвиголова» начинает весеннюю лихорадку сражающихся между собой супергероев: Мердок против Карателя, Бэтмен против супермена, Капитан Америка против Железного человека.
Касл как герой не кажется мне слишком интересным сам по себе, но в любом кроссовере он действительно дает сто очков вперед всем остальным. Посмотреть на героя, оттененного угрюмым палачом с черепом на груди, крайне интересно. Ведь здесь и впрямь можно встать как на сторону Карателя, который объективно эффективнее борется с преступностью, так и на сторону Сорвиголовы, который сражается на стороне закона, а не мести и беспредела. На контрасте оба героя будут смотреться глубже и интереснее, поэтому выбор Касла на роль одного из антагонистов второго сезона мне кажется довольно удачным (рецензия на первый сезон).
В комиксах он то и дело сталкивался лбами со Спайди, Мердоком, Кэпом, Росомахой, Халком и Призрачным Гонщиком. Там это работало на ура, уверен в сериале это тоже сумеют раскрыть как следует.
В его простоте есть своя сила. С ним не нужно мучиться моральными дилеммами и играть в наивные самокопания. Всей мрази – смерть. В спокойной угрюмости Касла, с которой он несет свое холодное мщение, есть своя красота. Он выглядит куда более взрослым, нежели остальные герои. Не потому что вышибает мозги – этим занимается и Дэдпул – а потому что он принял реальность и не пытается блевать радугой. Хороший преступник – мертвый преступник. И точка.