Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает любимые истории про Бэтмена

Денис Варков
21 сентября пройдет день Бэтмена. В этой подборке мы всей читающей комиксы частью редакции «Канобу» решили вспомнить любимые истории о Бэтмене. Присоединяйтесь и вы!

Александр Башкиров

Руководитель направления «Кино и сериалы»

Batman: The Dark Knight Returns

Год выхода: 1986;

Пишет и рисует Фрэнк Миллер.

Комиксы Фрэнка Миллера — это либо неплохие экшены с примитивными линейными сюжетами в духе «герой везет труп из точки А в точку Б» (300, сценарий «Робокопа 2», отдельные новеллы Sin City), либо нечитабельный трэш (сюда я отношу вообще все остальное творчество Миллера, включая «Ронина» и его хваленые арки Daredevil).

Добавьте сюда специфическую манеру миллеровского рисунка, больше напоминающую карикатурные газетные стрипы, нежели современные реалистичные комиксы. В результате просто невозможно поверить, что в конце 80-х именно этот человек опрокинул все представления о супергероике, перевернул индустрию графических романов и создал шедевр, попавший на второе место в нашем топе 100 лучшей манги и комиксов.

Один раз в жизни во Фрэнка ударила то ли молния вдохновения, то ли сиреневый инопланетный луч, и он не только придумал отличную концепцию, но и сумел отработать ее на 200% — раскрыть, реализовать и закрыть тему так, как этого не сумел бы сделать и сам Алан Мур.

С общей идеей The Dark Knight Returns вы наверняка знакомы: сильно постаревшему Брюсу Уэйну приходится в последний раз выходить на бой со старыми врагами в регайновском Готэме 1986 года, больше всего напоминающем предапокалиптический Нью-Йорк времен «Американского психопата» Брета Истона Эллиса. Сначала Уэйн просто навешивает распоясавшейся банде подростков — но его подвиги заставляют не менее поизносившегося Джокера совершить побег из Аркхэмской психиатрической… что приводит к очередному, последнему, самому кровавому поединку между величайшими противниками в истории комиксов. Бэтмен (спойлер!) побеждает — с большими потерями, — но в итоге становится Врагом Готэма № 1.

И как было бы просто на этом остановиться — особенно такому автору, как Миллер, который никогда не утруждал себя усердным конструированием сюжетов. Но фиолетовый луч Извне все еще продолжал долбить в череп автора — и против Бэтса выходит другой его старый знакомый… Супермен.

Именно из-за феноменальной дуэли Темного рыцаря с Человеком из стали — величайшего противостояния, когда-либо запечатленного на страницах художественного произведения, — «Возвращение Темного рыцаря» и взлетело так высоко в нашем топе. Масса комиксов после Миллера (но, насколько я знаю, не до) пыталась забрасывать постаревших героев во мрачные апокалиптические окружения и заставлять там встречаться с длинными тенями прошлого, но самый первый комикс такого плана сумел сделать все настолько правильно, здорово, исчерпывающе, что все они кажутся бледными, конъюнктурными, запоздалыми имитациями.

До встречи Супса и Бэтса в The Dark Knight Returns хватает типичных для Миллера плохих диалогов и провисающих сюжетных моментов, но финал их все аннигилирует в ослепительной вспышке сверхчеловеческого таланта. В мире не так много незабываемых комиксов, супергеройских среди них и того меньше, ну, а комиксы про Бэтмена в их числе можно пересчитать по пальцам одной руки Пингвина.

Batman: The Long Halloween

Годы выхода: 1996-1997;

Пишет Джеф Лоэб;

Рисует Тим Сэйл.

The Long Halloween будущего сценариста «Смолвилля», «Героев» и Lost Джеффа Лоэба — это то, как вы себе представляете комиксы о Бэтмене по восторженным рассказам друзей, всю жизнь читающих «книжки с картинками».

Здесь есть все, что мы привыкли ассоциировать с Темным рыцарем по лучшим фильмам Тима Бертона и Криса Нолана. Это очень темный и красивый видеоряд с массой цитат из классики кинематографа (в основном из «Крестного отца 1-2») — единственная гениальная «операторская работа» в карьере постоянного соавтора Лоэба, Тима Сэйла. Это интеллигентный, качественный, тронутый мрачным безумием сюжет, где помимо столкновений Бэтмена с классическими и малоизвестными врагами (от Джокера до Человека-календаря) есть место и детективной интриге — перед нами история об охоте на серийного убийцу с трагической и неожиданной развязкой.

Это, наконец, удивительное по глубине исследование характера Бэтмена (и Брюса Уэйна) и одного из его самых любопытных врагов — Харви Дента, более известного как Two-Face или Двуликий. Многие элементы истории, кстати, позаимствовал Нолан для сценария The Dark Knight, вот разве что Джокеру в сюжете Лоэба отводится куда менее значимая роль. Это бог знает какая по счету перезагрузка этих (да и всех других) персонажей в интерпретации нового автора, абсолютно замкнутая и самодостаточная история, герои которой познают и самые высокие пики триумфа, и самые сумрачные бездны отчаяния.

Идея проста: кто-то убивает крупных гангстеров по календарным праздникам, используя беспрецедентные для вселенной DC методы, которые более подошли бы марвеловскому Фрэнку Каслу. Криминальные семьи стравливаются друг с другом, «авторитетов» валят из пистолета с импровизированным глушителем из детской соски, те обращаются за помощью к сверхзлодеям, но загадочный убийца обставляет и их, и самого Бэтса, якобы Лучшего в мире детектива. Но в итоге Бэтмен все равно побеждает так, как надо — за счет своего интеллекта, а не с помощью гаджетов и крепких кулаков.

Недостаток у этой истории всего один. Если «Долгий Хэллоуин» и правда оказался для вас первым комиксом о Бэтмене, вы тут же броситесь читать другие… и с ужасом обнаружите, что за 1-2 исключениями (о которых я рассказываю выше и ниже) все они представляют собой непрофессионально написанные и/или плохо нарисованные детские побасенки.

Batman: The Killing Joke

Год выхода: 1988;

Пишет Алан Мур;

Рисует Брайан Болланд.

В зените славы, на волне сокрушительного успеха Watchmen, нескромный британский гений Алан Мур (отхвативший аж 6 позиций в нашем топе 100 лучших комиксов) обратил взгляд на самого интересного ему персонажа американской комикс-индустрии. И нет, это был отнюдь не Бэтмен, о психопатии которого Мур уже все сказал в «Хранителях», в слегка завуалированном образе Роршаха. Это, разумеется, Джокер (сценарий комикса даже озаглавлен The Killing Joke. A Joker Graphic Novel)… про которого Мур тоже успел много что сказать в образе Комедианта во все тех же Watchmen.

Безумный клоун-убийца без прошлого и без будущего, видящий мир как одну непрерывную жестокую шутку — это очень муровский характер, но автор не замедлил вывернуть наизнанку и этот образ, дав персонажу четкую предысторию. Во флэшбэке Мур успел очеловечить Джокера в такой степени, которая любому другому автору и не снилась: безымянный мужчина увольняется с работы на химической фабрике, чтобы стать комиком-стэндапером, но над ним НИКТО НЕ СМЕЕТСЯ. В результате герой ввязывается в криминальную историю, падает по вине Бэтса в чан с кислотой на старом рабочем месте и — вуаля! — становится тем самым, бертоновским, отбеленным Джокером.

Сам конфликт Бэтмена с Джокером в комиксе не очень яркий — это далеко не лучшая работа Мура, драматургия тут утрированная, примитивная, а дуэль в парке развлечений напрашивалась сама собой, с этим справился бы и любой другой автор. Шедевром «Убийственную шутку» делают две вещи. Во-первых, к моменту работы над комиксом у Мура окончательно испортились отношения с DC, и перед уходом он не мог не показать издательству средний палец, навсегда покалечив одного из самых симпатичных персонажей во всей вселенной (вы наверняка в курсе, о ком я говорю). Во-вторых, в комиксе просто потрясающая концовка, где Бэтс и Джокер мрачно ржут над шуткой последнего. А вы когда-нибудь видели СМЕЮЩЕГОСЯ Бэтмена?

Затем смех внезапно обрывается — и над значением пары последних панелей до сих пор спорят не меньше, чем над концовкой «Клана Сопрано».

Никита Казимиров

Редактор новостей

Batman: Hush

Годы выхода: 2002-2003;

Пишет: Джеф Лоэб;

Рисует: Джим Ли.

Из этого комикса могла получиться очередная стандартная история противостояния отважного Темного рыцаря с опасным и равным по силе противником. Но давайте будем честны — таких ведь и так предостаточно, верно? Потому сценарист Джеф Лоэб поступил более интересным образом. К конфронтации Бэтмена и Хаша его история подошла лишь в самом конце, до этого успев порадовать читателей огромным количеством экшена.

Очевидно, что когда в истории про Бэтмена фигурирует Супермен, стоит ожидать насыщенное действо. А ведь в «Тихо» заглянули еще Охотница, Джокер, Загадочник, Джейсон Тодд и многие другие. Сталкиваясь с многочисленными проблемам, Бэтмен постепенно приближается к загадочному кукловоду, который почему-то хочет свести с ним счета.

Комикс вновь поднимает и развивает тему недоверия Темного рыцаря, кажется, вообще ко всем живым и не очень людям. Для этого тут используются также и романтические отношения с Женщиной-кошкой. Даже своей возлюбленной Брюс не может открыться до конца и готов сорваться на нее буквально из-за одного случайно оброненного слова.

В целом же это вполне солидная история, которая настолько захватывает, что ее хочется прочитать за один присест. Возможно, ей не хватает глубины, но за постоянным и ярким экшеном вы этого даже не заметите.

Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth

Год выхода: 1989;

Пишет: Грант Моррисон;

Рисует: Дэйв МакКин.

Величие комикса «Бэтмен. Лечебница Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле» начинается уже с подзаголовка. Ведь если вдуматься, то ничто не мешало Гранту Моррисону назвать одну из своих самых выдающихся работ просто «Бэтмен. Лечебница Аркхэм». Но нет, гений творца еще дополнил название строкой из стихотворения известного британского поэта и музыкального критика Филипа Ларкина «Посещение церкви». Ниже приведена строфа из него в переводе Бориса Лейви, в которой уже можно уловить нотки графического романа о Темном рыцаре:

Серьезный дом — на толочи земной,

для наших устремлений — место встреч,

распознанных и названных судьбой.

Вот этому забвенья не предречь.

Пусть жажде посвященья быть и впредь,

кого-нибудь с ней, верно, занесет

на эту толочь и под этот кров,

где должно, так мы слышали, мудреть,

затем, что здесь довольно мертвецов.

Довольно странно начинать рассказ о комиксе с поэзии, но в случае с «Лечебницей Аркхэм» иначе никак. Ведь она сама представляет собой громогласный слог высшей формы, с огромной любовью дополненный невероятным рисунком и структурированный по страницам. Я не знаю, насколько мрачные вселенные ежесекундно рождаются и умирают в дикой фантазии Моррисона. Но именно эта работа про Бэтмена позволила мне понять его лучше всего.

По сюжету пациенты Аркхэма устроили бунт, руководит ими Джокер. Однако покидать стены лечебницы никто не хочет, а требование у безумного клоуна лишь одно — визит к ним Бэтмена. Когда он приезжает, то начинается сюрреалистичная игра, целью которой становится доказать, что Темный рыцарь такой же безумец, как и все пациенты. И это путешествие по самым темным уголкам сознания запомнится вам навсегда.

Задачей Моррисона изначально было абстрагироваться от привычной структуры комиксов. Вместо объективной реальности он обратился к сказочному и иррациональному, вдохновившись методами Юнга и «Алисой в Стране чудес». В результате сюжет напоминает ночной кошмар по своей сюрреалистичности и обскурности. Казалось бы, ты следишь за очередным противостоянием Бэтмена и злодеев. Но на деле множественные сюжетные линии оборачиваются исследованием природы человеческого сознания, которое в худших случаях рождает самых настоящих чудовищ.

История полна символов, анализировать которые можно далеко не одну неделю. У всех кадров есть двойное и тройное дно, они полнятся отсылками, метафорами и аллюзиями. Я почему-то не сомневаюсь, что по анализу этого комикса вполне можно защитить бакалаврскую работу. В нем запредельное количество вообще всего, по смысловым пластам он запросто уделывает почти всю современную литературу.

А какой в нем рисунок! Благодарить и носить на руках за него стоит Дэйва МакКина, которого вы можете знать по обложкам «Песочного человека». А тут в подобном стиле выполнена вся история. Стоит ли говорить, насколько стильная визуальная часть досталась графическому роману? Каждый кадр — настоящий шедевр, причем это не просто красота ради красоты, ведь рисунок сливается со сценарием в безумном симбиозе, рождая нечто потустороннее.

Мне тяжело представить, как можно было создать нечто настолько же величественное, насколько и загадочное. После прочтения не трудно поверить, что Моррисон на самом деле маг. «Лечебница Аркхэм» стала первым комиксом, который я купил в свою библиотеку. Сказать по правде, ничто так и не смогло его превзойти. Потому что его чтение — это путь к другой стороне реальности и одновременно внутрь своего сознания. И эмоции, которые возникают, когда ты перелистываешь последнюю страницу, не опишет ни один роман и ни одна поэма.

А напоследок скажу вот что. Я стараюсь придерживаться своеобразного плюрализма мнений и рассматривать все возможные точки зрения. Потому вместо «лучший» всегда стараюсь использовать словосочетание «один из лучших». Но с «Лечебницей Аркхэм» я позволю себе отказаться от этого. Ведь это самый выдающийся и проработанный комикс про Бэтмена в истории.

Впрочем, если кто-то яростно начнет доказывать вам обратное и утверждать, что лишь его точка зрения и комикс про Бэтмена заслуживают внимания, не тратьте время на полемику. Улыбнитесь и сжальтесь над людьми, живущими в мире фактов, объективных реалий и вечной погоне за идеальными критериями. «Лечебница Аркхэм» не для них, а для мечтателей и безумцев, которые даже самые невероятные истории слушают с толикой скуки в глазах. Ведь эти истории уже произошли, а их (нас!) манит все потустороннее, нереальное, то, чему никогда не сбыться, но слишком прекрасное, чтобы этого не желать всем сердцем. Увы, только полное безумие способно подарить хотя бы часть искомых эмоций, но как писал Моррисон в своем комиксе:

Иногда лишь безумие делает нас тем, что мы есть.

Batman: Earth One

Годы выхода: 2012-2015;

Пишет: Джефф Джонс;

Рисует: Гэри Фрэнк.

У Бэтмена хватает всевозможных вариаций и переосмыслений, но серия комиксов «Земля-Один», пожалуй, лучшая из них. С одной стороны, она использует знакомый прием игры на контрастах и рисует Готэм, в котором почти все не так, как мы к тому привыкли. С другой, изменения проработаны с такой ювелирной точностью, что порой хочется, чтобы именно эта версия Темного рыцаря стала основной.

На Земле-Один родители Брюса Уэйна погибли по его вине, именно она и заставила его выбрать путь героя. Тем ироничнее, что к судьбе защитника справедливости он оказался вовсе не готов. На протяжении двух выпусков мы наблюдаем, как Брюс методом проб и ошибок постепенно приобретает облик того Темного рыцаря, к которому мы все привыкли.

Для меня именно эта версия героя ближе всего к нолановской. Да и переосмысления знакомых персонажей приятно удивляют и не дают заскучать. Чего стоит один только Убийца Крок, который (спойлер!) вовсе никакой не убийца. Так что даже если вы давно знакомы с Темным рыцарем, то «Земля-Один» найдет, чем вас удивить.

А рисунок Гэри Фрэнка становится приятным дополнением к и без того отличной истории. Пускай на первой взгляд его стиль кажется достаточно стандартным, но эмоции героев он изображает первоклассно.

Игорь Кислицын

Автор

Ressurection of Raʼs al Ghul

Годы выхода: 2007-2008;

Пишут: Грант Моррисон, Питер Миллиган, Пол Дини и другие;

Рисуют: Тони Дэниел, Фрэдди Уильямс II, Райан Бенджамин и другие.

С этим комиксом у меня история чуть более личная, нежели чем с остальными — это был, наверное, первый комикс о Бэтмене на английском языке, купленный мной, потому и говорю сначала о нем. Чем он хорош? Да много чем.

Во-первых, над этим сюжетом из восьми выпусков в четырех сериях трудилось два сценариста, в моих глазах отлично зарекомендовавшие себя в комиксах о Бэтмене — речь о Гранте Моррисоне и Поле Дини. Во-вторых, здесь читатель лицезреет возвращение, пожалуй, опаснейшего противника Бэтмена за всю его историю — отдаю отчет Джокеру как мощному антагонисту, но никогда не считал его «самым-самым».

В-третьих, головокружительное действо с прыжками по всей планете, семейными проблемами, воссоединениями и расставаниями и несколько великолепных сцен с Бэтменом — еще тем Темным рыцарем, что осознает ограниченность своих возможностей и то, что он не всесилен.

Если будете читать, обратите особое внимание на сцену ближе к концу, в которой Бэтмен выходит один против пятерых наемников Сенсея, и на то, что он при этом говорит.

Один из лучших сюжетов последних лет 15-20 и выдающийся сюжет о Бэтмене в целом.

Batman and Son

Годы выхода: 2006-2007;

Пишет: Грант Моррисон;

Рисует: Энди Куберт, Джон Ван Флит.

Здесь все еще проще — этот комикс подарил читателям (и мне в том числе) одного из самых харизматичных засранцев в комиксах DC, а именно Дэмиена Уэйна, взбалмошного, своенравного и упертого биологического сына Брюса Уэйна, который в своей твердолобости и бескомпромиссности иногда может переплюнуть даже отца.

Мало того — это еще и начало эпичного периода, когда Грант Моррисон писал комиксы о Бэтмене, в ходе которого он еще не раз смог удивить и шокировать. Конкретно этот комикс привносит важное изменение в судьбу Темного Рыцаря — мало того, что у него есть настоящий сын, так он еще и воспитан Лигой убийц и абсолютно серьезно уверен в том, что он как минимум ровня своему биологическому отцу, а вообще в чем-то даже и лучше.

И несмотря на то, что Дэмиен стал аж четвертым Робином по счету, совокупность его личностных качеств не делает его «одним из» — особенно на фоне кардинального различия его взаимоотношений с Бэтменом по сравнению с другими Робинами.

Опытный и хладнокровный наставник вместе с горячим и наглым учеником — настоящий Dynamic Duo.

Batman: Knightfall

Год выхода: 1993;

Пишут: Чак Диксон, Алан Грант и другие;

Рисуют: Грэм Нолан, Клаус Янсон, Брет Блевинс и другие.

Этот комикс — первая часть трилогии, состоящей из сюжетов «Knightfall», «Knightquest» и «Knights End». Она представляет нового антагониста — Бэйна, который стал очень и очень серьезным противником Бэтмена.

Бэйном движет честолюбие и желание в буквальном смысле сломать сильнейшего, на его взгляд, человека в Готэме, чтобы впоследствии завладеть самим городом.

Читатель наблюдает за тем, как Бэйн при помощи хитрых манипуляций и одновременного физического и психологического давления изматывает Бэтмена, отчего тут в буквальном смысле выгорает изнутри и в конце концов уступает своему загадочному сопернику. Темный Рыцарь встречается с противником, с кем не сравнится никто, с кем он прежде сталкивался. Он очень умело перехватывает инициативу и задает свои правила игры, что в конце концов и приводит к падению Рыцаря.

Это напряженная история, в которой с каждым новым выпуском Бэтмен, находясь на пике возможностей, старается сначала побороть хаос, творящийся в городе, а в конце просто-напросто уцелеть. Это одно из сложнейших испытаний для Бэтмена, и в следующих сюжетах мы наблюдает классический сюжет — сломленный и растоптанный герой старается по крупицам собрать себя обратно, дабы нанести ответный удар. Здесь обнажается сама суть Бэтмена — его стальная, неколебимая воля и решимость, и то, что даже будучи поверженным, он все равно вернется и одержит победу, ибо он слишком упрям и бескомпромиссен, чтобы сдаться и тихо умереть.

Алексей Першин

Автор

Batman: Zero Year — Secret City (Batman: #21-24)

Годы выхода: 2013-2014;

Пишет: Скотт Снайдер;

Рисует: Грег Капулло

«Бэтмен: Год нулевой» — это событие, повествующее о первых месяцах Брюса Уэйна в роли Темного рыцаря. Перед издательством стояла задача повторить успех «Года первого» Фрэнка Миллера, начавшего моду на пересказ историй происхождения. Получилось у них или нет — каждый решает для себя сам. Для меня же открывающий акт «Тайный город» — это один из наиболее любимых сюжетов о Бэтмене.

На одной из «сходок» Гранту Моррисону пришлось проводить воспитательную беседу со Снайдером, потому что над «Бэтменом» последний работал без оглядки на свое здоровье, и ты осознаешь это сам, когда замечаешь, что в каждом выпуске вообще-то по 30 с лишним страниц, вместо привычных 20, но читаются они на едином дыхании. Выбирая иллюстрации для этого материала из книжки на четыре номера я сохранил порядка двадцати страниц, по сути — отдельный выпуск из понравившихся кадров.

Работа полна оммажей и интересных находок в подаче классических моментов, встречаются недурные игры слов и уместный юмор. Хочется отдельно отметить раскрытие с новой стороны взаимоотношений Альфреда и Брюса и обновленное, довольно жуткое, появление Джокера. С задачей «осовременить» происхождение команда также справилась отлично — «высокотехнологичность» Бэтмена в New-52 показана во всей красе, с эффектно вплетенными в историю устройствами, играющими значимую роль не только в экшен-сценах.

Бонус: в конце каждого выпуска прилагаются короткие истории, показывающие, как Бэтмен научился виртуозно водить Бэтмобиль, эффективно сражаться в рукопашную не убивая противников и на скорость мастерить сложные устройства.

Batman: White Knight

Годы выхода: 2017-2018;

Пишет и рисует Шон Гордон Мерфи.

«Белый рыцарь» — относительно новая мини-серия, снискавшая огромную популярность среди фанатов и заслужившая обособленное переиздание в рамках импринта Black Label. Она рассказывает историю о «перешедшем черту» Бэтмене и вставшем на праведный путь Джокере.

Когда автор берет на себя и рисунок, и сценарий работа позволяет заложенному в нее концепту раскрыться наиболее близко к творческому видению создателя. Последним, со слов автора, было «сделать сюжет про Готэм, отражающий современную политическую ситуацию. И не утомить при этом людей, придерживаясь одной стороны в дискуссии». Нужно ли говорить, что в этом конкретном случае инициатива увенчалась успехом.

Несмотря на «щекотливую» тему в основе произведения, и довольно «бойкий» тон повествования (присутствуют сцены повышенной жестокости, секс и так далее) Мерфи радует вниманием к деталям (классический Бэтмобиль, биографии злодеев) и новой перспективой на фундаментальные принципы персонажей. Хорошим примером последней будет монолог Бэтмена о том, почему тот факт, что он не использует оружие, не ставит его по моральной шкале выше костюмированных преступников, с которыми он борется.

Как выразился сам автор, в написании сценария важно «всегда оставлять немного тайны». Подлинную личность титулярного «Белого рыцаря» мы узнаем уже в самом конце, когда завершается повествовательный цикл, заданный в начале первого выпуска, что есть верный признак грамотно прописанного сюжета. В купе с фирменным визуальным рядом под покраской Мэтта Холингсворта, со столь любимыми им холодными тонами и использованием цвета, чтобы задать настроение в сцене, это выливается в увлекательную историю «уличного уровня», однозначно мной рекомендуемую к прочтению.

Batman: Detective (Detective Comics: #821-826)

Год выхода: 2006;

Пишет: Пол Дини;

Рисует: Дон Крамер, Джеймс Уилльямс III, Джо Бенитез и Маркос Марц.

В этом случае речь идет о подборке из шести самостоятельных сюжетов за авторством Пола Дини, изданных одной книжкой. Многочисленные проекты в соседствующих медиумах, к которым Дини приложил руку, можно перечислять долго, начиная с приходящего на ум первым легендарного мультсериала про Бэтмена 92-го года (это он придумал Харли Квин, например) и заканчивая парой видеоигр из популярной серии «Batman: Arkham».

Отличился Пол Дини и в комиксах, написав ряд сюжетов, раскрывающих Бэтмена как «Лучшего в мире детектива», коим последний заявлен едва ли не с первого появления, но почему-то редко изображаем таковым в своих сюжетах. Самостоятельность каждой истории упрощает восприятие приходящих каждый второй выпуск новых художников (другую половину исправно рисует Дон Крамер, и к нему претензий тут нет совершенно), а симпатичные обложки от Симоне Бьянки помогают воспринимать линейку как единый, добротно выдержанный «тейк» от уважаемого автора (пусть, скажу по секрету, для нескольких выпусков идущих до и после обложки также рисовал он).

Каждый номер — законченная история, с грамотной экспозицией, увлекательным развитием сюжета и удовлетворяющей развязкой. Detective Comics, какими они и должны быть всегда.

Бо́льшую часть коллекции «Бэтмен: Детектив» у нас исправно издала «Азбука», за что ребятам огромное спасибо.

Денис Варков

Редактор

Batman: Gotham by Gaslight

Год выхода: 1989;

Пишет: Брайан Августин;

Рисует: Майк Миньола.

Один из немногих Elseworlds-сюжетов о Бэтмене в этой подборке. Конкретно эта история отвечает на вопрос «Что, если бы Темный рыцарь появился намного раньше — в Викторианскую эпоху?». История Брюса Уэйна во многом повторяет известную фанатам, вот только здесь он оказывается в Лондоне, где орудует опасный маньяк — Джек-Потрошитель.

Никаких Джокеров, Двуликих, и прочих классических врагов Темного рыцаря — только реально существовавший маньяк, который не остановится ни перед чем, чтобы убить еще одну девушку. И только Бэтмен способен противостоять ему. Полиция, конечно же, принимает человека в костюме летучей мыши за маньяка и становится еще одной помехой на его пути, но разве они способны помешать Бэтмену?

Кстати, в 2018 году вышел отличный анимационный фильм на основе этого сюжета, который кардинально изменил историю, но она все равно получилась отличной. А вот сиквел оригинального Gotham by Gaslight — Batman: Master of the Future — я вам читать не советую.

Batman: Cacophony и Batman: The Widening Gyre

Годы выхода: 2008-2010;

Пишет: Кевин Смит;

Рисует: Уолт Флэнаган.

Я очень долго шел к этому комиксу, потому что никогда не был фанатом творчества Кевина Смита, а от его «Зеленой стрелы» я не остался в восторге в отличие от практически всех моих знакомых. Когда я все же решился прочитать Бэтмена, то был поражен антагонистом — Ономатопея оказался, наверно, лучшим врагов Темного рыцаря, которого я видел в комиксах.

На первый взгляд он максимально прост — это просто убийца в отличной физической форме, который воспроизводит все звуки, которые происходят возле него. Он бьет и говорит «бум», он втыкает нож, говоря «тунц» и т. д. Но представьте себе поединок с ним в полной темноте, где Бэтмену приходится руководствоваться исключительно звуками, издаваемыми своим врагом. Это потрясающе.

А чего стоит финал The Widening Gyre, где охотник за супергероями максимально близко подбирается к своей жертве. Я до сих пор не могу простить DC, что история не получила продолжения, потому что клиффхенгер в ее финале был просто невероятным. Я искренне советую всем прочитать этот комикс, а сам же буду скромно мечтать когда-нибудь увидеть это на большом экране.

JLA: Tower of Babel

Год выхода: 2000;

Пишет: Марк Уэйд;

Рисует: Говард Портер.

Мы все знаем, что Бэтмен — главный параноик во вселенной DC. Один из ключевых мифов вокруг него — у Темного рыцаря всегда есть план. Даже на тот случай, если кто-то из его коллег-супергероев перейдет на сторону врага. Пытаясь предусмотреть такой сценарий, Бэтмен нашел способы нейтрализовать каждого члена Лиги справедливости и хранил их на черный день.

Но что если эти средства попадут не в те руки? Что если ими завладеет, например, Раʼс Аль Гул? Самое печальное, что и против самого Брюса Уэйна у одного из его злейших врагов есть средство, и оно откровенно жуткое. Раскрывать я его не буду, но вы и так знаете, как одолеть того, кто, казалось бы, потерял все еще в раннем детстве.

Tower of Babel — один из самых ярких примеров, когда Лига справедливости задавалась вопросом, достоин ли Бэтмен быть в их рядах и не будет ли лучше команде без Темного рыцаря. В дальнейшем подобная тема неоднократно будет подниматься, но лучше Марка Уэйда, на мой взгляд, эту тему никто не исследовал.

А какой комикс запомнился вам?

Больше о Бэтмене

Последние статьи