Кризисы и выгорание — это нормально. Как они могут помочь и как с ними справиться
Елена Резанова в книге «Это норм!» объясняет, что чувствовать себя плохо из-за работы нормально, и рассказывает, как справиться с кризисами (которые случаются со всеми), паникой и желанием переделать себя. «Канобу» публикует фрагменты книги с разрешения издательства «МИФ».
Что хорошего в кризисах
Кризис для профессионала — возможность пересмотреть собственную траекторию и скорректировать ее. И это сигнал к переходу на следующий уровень. Я не имею в виду другую должность или новую работу, но подразумеваю более высокий уровень самореализации. Еще это возможность реализации того потенциала, который накопился за последнее время и ждет своего часа. И наконец, это возможность добавить в свою жизнь те опыты и смыслы, которые пока не прожиты, но очень важны. Обычно их отсутствие мы ощущаем как «мое настоящее пока еще не началось», «я попал не в свой сценарий».
Можно ли вообще найти себя раз и навсегда?
Почему мне кажутся бесполезными попытки раз и навсегда определиться, предсказать то, что следующие 5, 10, 15, 20, 30 лет будет делать вас счастливыми?
Мы как будто пытаемся просчитать две очень сложно прогнозируемые системы. Эти системы — мы сами и окружающий мир.
Мир меняется все быстрее. Когда я оканчивала университет в 1997 году, реальность была другой. До создания компании Google оставался еще год, мобильных телефонов не было ни у кого из знакомых, будущему основателю Facebook исполнилось тринадцать, а Джобс только что вернулся в Apple — до появления айфона оставалось десять лет. Интернетом пользовались очень немногие, и представить себе, что он изменит рынок труда настолько, что я буду из Монако работать с клиентом из Новой Зеландии, я не могла.
Мы сами тоже меняемся. В нас нет вшитой при рождении карты интересов: мы растем, эволюционируем, совершаем открытия. С 11 лет я мечтала стать журналистом — и после университета пошла работать в газету. Однажды написала статью про охотников за головами, и это стало поворотом к теме, которой я сейчас занимаюсь. Я даже не знала, что эта сфера существует. Она не могла появиться в списке моих интересов до того момента.
Поэтому сделать точный прогноз раз и навсегда невозможно. Обе системы — мы и мир — всегда в динамике. Даже если нам кажется, что существует один-единственный верный прогноз (он же правильный ответ), его все равно нельзя верифицировать.
Представьте: группу школьников собрали на самый главный экзамен и задали задачу. Только вот какое решение правильное, не знает никто — ни учителя, ни экзаменаторы. Но решить надо. Безумие? Однако в точке выбора мы все оказываемся на таком экзамене.
Невозможность получить это подтверждение очень фрустрирует и ведет к так называемым мукам лучшего решения. «А что, если я неправ? Может, это не оно? Вдруг я ошибаюсь?» Человек снова и снова задает себе одни и те же вопросы и вытаптывает один и тот же замкнутый круг. Очень энергозатратное состояние.
«Попытки получить эту уверенность заставляют вас тревожиться сильнее, — утверждает психолог Роберт Лихи в книге „Лекарство от нервов“. — В неопределенном мире никакой уверенности не существует. <…> …Вы начинаете искать идеальное — без единого недостатка — решение проблемы. Обдумав свое решение как следует, вы понимаете, что оно не идеально — есть в нем какая-то неопределенность, — и начинаете нервничать. Пока вы ищете уверенность и идеальное решение, ваша тревога растет. В действительности произойти может все что угодно. Стремление к стопроцентной уверенности гарантирует только увеличение беспокойства. Жить с неуверенностью — значит жить в реальном мире».
Самый главный риск в точке выбора
Час то я начинаю лекции с вопроса: какой самый главный риск в точке выбора? Многие отвечают: конечно же, свернуть не туда.
Но представляете, самый главный риск — задержаться в точке выбора.
Почему? Причин четыре.
- Затянувшийся выбор и тем более мучительный поиск лучшего решения — это энергозатратно. Итогом может стать состояние ума, которое называется аналитическим параличом. Это особенно характерно для вдумчивых и рациональных людей. «Мне кажется, еще немного — и мне уже будет все равно, настолько я устал об этом размышлять».
- Потеря времени и на этом фоне постоянно усиливающийся FOMO-синдром. FOMO расшифровывается как fear of missing out, то есть чувство, что вы все пропускаете. Кто-то запускает стартапы, кто-то получает повышение, кто-то меняет работу, а вы просто теряете время. «Стою как дурак и смотрю: все куда-то бегут и что-то делают, статусы на Facebook больно читать».
- Снижение самооценки. Пока все это происходит (вернее, ничего не происходит), человек начинает сомневаться, что у него вообще что-то получится. Читает километры историй успеха, сравнивает себя с теми, у кого получилось, — конечно, не в свою пользу. При этом часто обесценивает нынешний опыт. Самый частый ответ, который я слышу на вопрос о текущих достижениях: «Ничего особенного, нечем похвастаться».
- Закон обратного усилия. Он срабатывает так же, как в плавании: чем больше барахтаешься, чтобы удержаться на плаву, тем скорее утонешь. Чем напряженнее ищешь, тем меньше вероятность найти.
Поэтому, когда мы задерживаемся в точке выбора, время начинает работать против нас.
Прямо сейчас нет ни одной гипотезы? И это тоже норм
Если пока у вас нет ни одной гипотезы, а дальше находиться в точке выбора невыносимо, давайте попробуем выйти из замкнутого круга. Я расскажу про две техники. Они помогут начать действовать, когда нет ориентиров и предположений.
Техника 1. «Антицель»
Если вам сложно ответить на вопрос «Чего вы хотите?» — не переживайте, это норм. Зайдем с другой стороны: чего вы не хотите?
Составьте список для того или иного временнóго горизонта: чего вы не хотите, допустим, через пять лет.
Обычно с этим проблем не возникает:
- «Не хочу через пять лет работать рядовым наемным сотрудником без интересных тренингов. Не хочу, чтобы работа мешала наслаждаться жизнью и путешествиями».
- «Не хочу общаться с теми же скучными коллегами и чувствовать себя запертым в этом рабочем закутке».
- «Не хочу пропустить детство своих детей».
- «Не хочу думать о том, что жизнь проходит мимо, а я так и не решился попробовать что-то новое».
- «Не хочу забивать на свое здоровье и весить столько же, чувствовать усталость, как только проснулась».
Видите, это тоже ориентиры. Только ориентиры наоборот. Не К, а ОТ.
На этапе блуждания в тумане и отсутствия любых гипотез, когда вам надо выйти из замкнутого круга и начать менять ситуацию к лучшему, техника «Антицель» может сработать.
Посмотрите внимательнее на ответы: в них уже содержатся подсказки. Просто нужно развернуть негативные описания на 180 градусов. Не хотите остаться без интересных тренингов — пойдите на тренинг. Не хотите, чтобы работа мешала наслаждаться жизнью и путешествиями, — спланируйте путешествие. Страшно замкнуться на прежнем круге общения — найдите другой (помимо коллег) или расширьте существующий. Не хотите пропустить, как растут ваши дети, — прямо сейчас придумайте качественно другой общий досуг. Боитесь так и не попробовать новое — самое время сделать это на чем-то небольшом. Опасаетесь, что не уследите за своим здоровьем, — самое время им заняться, что уже результат.
Но антицели не связаны напрямую с карьерой, скажете вы. И будете правы. Однако они могут стать точкой, из которой запускаются перемены к лучшему. Вы сможете выйти из замкнутого круга в ту сторону, которая для вас важна. Это прекрасная альтернатива напряженному выбору.
Техника 2. «Способ астронавта»
В книге Криса Хэдфилда «Руководство астронавта по жизни на Земле» есть интересный эпизод. В 1969 году, когда автору было девять лет, он увидел по телевизору высадку Нила Армстронга на Луну.
«В этот момент я понял, чему хочу посвятить свою жизнь. Я решил пойти по следам, которые человек так смело оставил всего несколько минут назад. Путешествовать на ракете с ревущими реактивными двигателями, исследовать космос, расширять границы человеческих знаний и возможностей — с абсолютной ясностью понял, что хочу стать астронавтом.
Однако, как и любой ребенок в Канаде, я знал, что это невозможно. Астронавтами были американцы. НАСА принимало заявления только от граждан США, а в Канаде даже не было собственного космического агентства. Но… еще вчера невозможной была прогулка по поверхности Луны, однако Нила Армстронга это не остановило. Может быть, когда-нибудь и у меня появится шанс пройтись по Луне, и, когда этот день настанет, я должен быть готов.
Я был уже достаточно взрослым, чтобы понимать, что подготовка астронавта не имеет ничего общего с играми в космические полеты, которыми мы увлекались с братьями на нашей двухъярусной кровати под огромным плакатом National Geographic с изображением Луны. Но в то время не было ни одной образовательной программы, в которую я мог бы попасть, не было руководства, которое я мог бы прочитать, и даже обратиться с вопросами мне было не к кому. Я решил, что существует только один способ. Мне пришлось представлять, придумывать, чем должен заниматься будущий астронавт, когда ему всего 9 лет, и делать то же самое, тогда я мог начать подготовку немедленно. Что бы выбрал астронавт: свежие овощи или картофельные чипсы? Спал бы будущий астронавт допоздна или вставал пораньше, чтобы почитать книгу?»
Вот он, этот ключевой вопрос Криса:
Чем должен заниматься будущий астронавт, когда ему девять лет? Что можно сделать, чтобы начать подготовку немедленно? Какие решения окажутся правильными уже завтра?
Это пример того, как большая, сложно реализуемая цель помогает человеку прямо сейчас. Даже если эта цель довольно абстрактная — например, стать великим ученым. Или успешным предпринимателем.
Пока выбор не кристаллизуется окончательно, цель подскажет первые шаги. Например, если вы стремитесь к международной карьере, при любом раскладе нужен английский. И пока вы конкретизируете цель, начинайте изучать язык.
В момент, когда вы начинаете действовать, возникает магия, — вы больше не стоите на месте. Режим переключился. Энергия начинает возвращаться.