Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере
«Гарри Поттер и философский камень» (Harry Potter and the Philosopherʼs Stone) и «Гарри Поттер и тайная комната» (Harry Potter and the Chamber of Secrets), 2001-2002
Денис Варков
Из всей франшизы о Гарри Поттере мне всегда нравились первые две книги и, соответственно, первые две экранизации романов Джоан Роулинг. Все дело в том, что они ощущались фантастическими сказками, в сюжете не было подростковой драмы, которая перетягивала на себя одеяло в более поздних фильмах серии.
Первый фильм цеплял тем, что это было самое начало пути Гарри Поттера. Актеру Дэниэлу Рэдклиффу, когда он впервые предстал перед зрителем в образе юного волшебника, было всего двенадцать лет. И, на мой взгляд, первые два фильма серии — вершина его актерского таланта.
Сиквел стал новым приключением и представил более уверенного в себе Поттера. Дэниэл смог показать эволюцию характера юного волшебника, продемонстрировав, как он взрослеет не только физически, но и морально — он начинает верить в себя и в свои способности, и эта уверенность дает силы друзьям Поттера.
Будучи совсем ребенком и практически не имея опыта за плечами, совсем еще «зеленый» Рэдклифф смог убедить зрителей. Он заставлял верить в боль от шрама, оставленного Волдемортом, в радость от первого полета на метле, в самоотверженность, когда Гарри был готов пожертвовать собой ради друзей. Рэдклифф был прекрасен, пока был ребенком.
Я очень люблю первые два фильма и многократно пересматривал их. Оба они — добрые сказки о дружбе и смелых детях, готовых нарушать правила из лучших побуждений. Меня каждый раз восхищает, когда совсем еще молодые актеры затмевают своих опытных коллег. И в первых двух частях «Гарри Поттера» это было так.
Крис Коламбус, режиссер, умеющий работать с детьми (смотрите его Home Alone и Goonies), смог найти подход к юным талантам и раскрыть каждого из них. И Рэдклифф отлично работает в тандеме с Эммой Уотсон и Рупертом Гринтом. Ни в одном из последующих фильмов это взаимодействие не будет так отлично подано, как в первых двух лентах. Это вершина их актерской химии.
Впервые опубликовано в материале «Круглый стол „Канобу“: наши любимые фильмы и сериалы с Дэниэлом Рэдклиффом»
«Гарри Поттер и узник Азкабана» (Harry Potter and the Prisoner of Azkaban), 2004
Никита Казимиров
Резкий переход от доброй и по-домашнему теплой сказки «Философского камня» и «Тайной комнаты» к мрачному взгляду на мир волшебства «Узника Азкабана» многих в свое время озадачил и даже отпугнул (кассовые сборы тому подтверждение — они самые низкие в истории франчайза). Однако для юного меня-максималиста именно этот подход сыграл решающую роль и определил отношение к фильму.
Дементоры, пожирающие человеческие души, боггарты, принимающие вид твоего самого главного страха, игры со временем, пугающие секреты прошлого и общее настроение постоянной угрозы — «Узник» в моих глазах оказался гораздо более сложным фильмом, а тогда «сложность» была для меня синонимом «гениальности».
Конечно, со временем я осознал, как много расхождений у ленты с первоисточником, даром что книгу прочитал раньше, ведь кино-адаптация поразила меня настолько сильно, что все недочеты я предпочитал не замечать. Стало очевидно, что некоторые сюжетные линии буквально провисают в воздухе, а выход из отдельных ситуаций словно находится сам по себе. Только вот разлюбил ли я от этого «Узника»? Отнюдь.
Правда, люблю я его теперь за другое. За невероятную художественность и даже величественность каждого пейзажа и даже кадра. За пролеты камеры и игру с цветами, которые избавились от субъективно неприятного желтоватого фильтра предыдущих картин. За стильные декорации и в целом более серьезное отношение к миру волшебных палочек и витиеватых заклинаний.
Но самое главное — именно в «Узнике Азкабана» некоторая наивность предыдущих частей начала улетучиваться, уступая место твердым реалиям. Проводя аналогию, первые два фильма — это сладкий, невероятный сон, а третий — момент пробуждения. Когда ты все еще цепляешься за ночные фантастические образы, но они рассыпаются в ничто прямо у тебя на руках. Альфонсо Куарон в своей работе предельно ясно донес, что магией и верой в лучшее всех проблем не решишь. И этом наполнил киновселенную «Гарри Поттера» новыми красками.
«Гарри Поттер и Кубок огня» (Harry Potter and the Goblet of Fire), 2005
Александр Башкиров
Первые два фильма в серии о Гарри Поттере — безусловно лучшие, как и первые два романа в серии книг об этом герое. Исчерпав верно прослужившую два выпуска формулу герметичного детектива в волшебной школе, Джоан Роулинг (и, как следствие, кинематографисты) начала экспериментировать, искать способы разнообразить повествование и показать больше географии и устройства мира магов по мере взросления и усложнения психологических отношений героев.
Первый блин вышел комом, «Узник Азкабана» — самая слабая книга в серии, фильм по которой не смогли спасти даже сильно отличающийся от книги сценарий и самая художественная во франчайзе режиссура Альфонсо Куарона. Дальнейшие эксперименты в этой области мне тоже кажутся неудачными, у Роулинг получалось то бесхитростное городское фэнтези про борьбу Хороших с Плохими («Орден Феникса»), то просто паразитирование на находках первых двух книг (вся сага с хоркруксами из «Принца-полукровки» и «Даров Смерти»). Кино же скатилось в бездушный и нетворческий конвейер, в котором до самого конца серии уже не будет ничего самобытного, креативного или интересного, это просто высокобюжетные иллюстрации к посредственной детской развлекательной литературе.
Но перед всем этим была еще одна вспышка гения — «Кубок огня», в котором Роулинг сменила формулу детектива на формулу жестокого турнира на выживание, интуитивно нащупав следующую ступень развития young adult-фикшена, еще в 2000 году открыв тот канон, на котором будут держаться всевозможные «Голодные игры» и почие «Бегущие в лабиринте». Крепкий режиссер-универсал Майк Ньюэлл (поставивший такие разноплановые фильмы, как «Четыре свадьбы и одни похороны», «Принц Персии» и «Донни Браско») отлично справился с материалом в экранизации, а сценарий Стива Кловза на сей раз именно настолько отошел от очень длинной книги, чтобы фильм смотрелся на одном дыхании и не отвлекался на побочные сюжетные линии и лишних персонажей.
Нет идиотского зачина с несчастной жизнью Гарри с Дарслями, который раздражал и тормозил действие уже во второй книге/фильме. Вместо этого кино стартует сразу с интересного — после очередного кошмара Гарри просыпается в доме Уизли накануне главного в волшебном мире события… финала чемпионата мира по квиддичу! Согласитесь, это куда интереснее и динамичнее, нежели очередной раунд бытовых разборок с тетушкой Петунией, Верноном и Дадли. Оказывается, произведения о Гарри Поттере можно было начинать и ВОТ ТАК.
Сама тематика чемпионата не случайна — приезд команд из других стран настежь распахивает географию мира, а схема турнира с высокими ставками предвосхищает проведение Турнира Трех Волшебников, которому будет посвящен четвертый учебный год Гарри. В Хогвартс съезжаются яркие представители других школ, которые еще глубже знакомят нас с культурой и историей вселенной, ну, а в процессе испытаний сполна проявляются изобретательность Роулинг и ее фирменная точность в отображении самонадеянных, ущербных, но все-таки благородных и человечных Чемпионов.
Не забудем и мягкий, обаятельный юмор, связанный с походом Гарри и Рона на Святочный бал и их попытками пригласить на мероприятие красивых девушек из других школ… или хотя бы своей школы! Это первая книга и первый фильм, в которой тихоня Гарри воспринимается как дебиловатый британский подросток в спортивном костюме, а его дружок Рон настолько отчаивается решить половой вопрос, что даже начинает обращать внимание на тот факт, что их подруга детства Гермиона, оказывается, «тоже девушка».
Интрига с личностью злодея и ролью, которой Гарри играет в Турнире, сохраняется до последней сцены, встречи Гарри с Волдемортом и мертвыми родителями тоже полны напряжения и исполнены на очень высоком уровне. Это третья лучшая книга о Поттере, и очень приятно, что по ней сумели снять третий лучший фильм об этом герое, который, к сожалению, затерялся на фоне куда более кассовых поздних выпусков.
Если вы хотите пересмотреть какой-то один фильм из саги, пересматривайте «Кубок огня» — это самостоятельное, законченное произведение, которое не подведет.
«Гарри Поттер и Орден Феникса» (Harry Potter and the Order of the Phoenix), 2007
Дмитрий Кинский
Чаще всего, когда речь заходит о «Гарри Поттере», фанаты вспоминают первые два фильма, и чуть реже добавляют к ним еще и третий. И вполне заслуженно, так как в этих картинах полным-полно чудес, волшебства и добра. Но есть одна проблема: Дэниэл Рэдклифф на фоне остальных актеров был совсем уж деревянным и безликим.
Вплоть до «Узника Азкабана» без слез взглянуть на то, как Дэниэл пытается выдавить из себя актерскую игру, было просто невозможно. Но после он вдруг стал «оживать», и уже в «Ордене Феникса» 2007 года выхода предстал во всей красе, заставив поверить в чувства и переживания своего героя — мальчика, которого никто не понимает.
Эта лента занимает у меня особое место и по другой причине: пятая картина идеально балансирует между той самой магией первых частей и мрачностью «Принца-полукровки» и «Даров Смерти». Благодаря этому фильм, не растеряв своего шарма, стал восприниматься куда серьезнее.
Спойлеры!
Да и как можно забыть сцену, когда убивают Сириуса Блэка? Только не говорите мне, что не слышали, как в отчаянии и ярости кричит Гарри, хотя не было слышно ни единого звука. Один из самых сильных моментов во всей серии.
Конец спойлеров
Впервые опубликовано в материале «Круглый стол „Канобу“: наши любимые фильмы и сериалы с Дэниэлом Рэдклиффом»
При том, что я большой фанат книжной серии и ее экранизации по большей части люблю, фильмы, снятые Дэвидом Йейтсом, то есть четыре последние картины о Гарри Поттере, мне нравятся гораздо меньше всех прочих лент. Винить в этом только режиссера глупо (хотя и его тоже надо), потому что основные претензии у меня к тому, насколько жестоко события книг переломали для сжатых и коверканных киносценариев. И «Принц-полукровка» пострадал сильнее всего.
Шестая книга Джоан Роулинг о юном волшебнике — пик всей истории, развязки важных сюжетных линий и события, окончательно формирующие главных героев. До этого момента читатели все время взбирались куда-то наверх, а после гибели Дамблдора вместе с ним полетели с дикой скоростью вниз, к финальному противостоянию и развязке. Выделить для столь напряженного эпизода из жизни героев один фильм продолжительностью два с половиной часа и порезать первоначальную историю, в которой нет ни одного лишнего слова, — преступление.
Создатели фильма слили и мотивы Темного лорда, выбросив чуть ли не 90% флэшбэков о его прошлом, и переживания Драко об отце, и важнейшую арку Северуса, делающую для раскрытия персонажа больше, чем его воспоминания о Лили Поттер из седьмой части и оставляющую достаточно намеков для внимательных читателей. В конце концов, слили они и сложнейшую в эмоциональном плане сцену убийства Дамблдора — и вот здесь надо винить именно Йейтса, за постановку и потраченные впустую усилия и талант Алана Рикмана.
Именно этот фильм, а не «Дары смерти», следовало разделить на две, а то и на три части, чтобы экранного времени хватило всем персонажам. Что за кольцо, изуродовавшее кисть Дамблдора, где Том Реддл взял остальные крестражи, почему медальон хранился именно в той самой пещере? На эти вопросы есть ответы в книге, но нет в фильме.
Тем не менее есть у экранизации «Принца-полукровки» одно неоспоримое преимущество. Она, как и книга, вышла, пожалуй, самой мрачной и жестокой из всех. И вместе с тем наиболее неотделимой от первоисточника — сам по себе фильм скрывает от зрителя слишком уж много информации о волшебном мире и важных событиях, в нем происходивших, чтобы рекомендовать его тем, кто книгу не читал. Информации, важной для понимания того, что произойдет в «Дарах смерти».
«Гарри Поттер и Дары Смерти» (Harry Potter and the Deathly Hallows), часть 1 и 2, 2010-2011
Дмитрий Петренко
Экранизацию последней книги про приключения «Гарри Поттера» было решено разбить на две части и выпустить в прокат с разницей чуть больше, чем в полгода. Чего в этом решении было больше, желания заработать побольше денег, или стремления экранизировать первоисточник максимально дотошно, я не знаю. Скорее всего, и того, и другого поровну.
Факт в том, что это решение было удачным и неудачным одновременно. Неудачным — потому что первая часть «Даров Смерти» получилась слишком уж пресной и лишенной по-настоящему захватывающих событий, из-за которых, собственно, люди и шли на экранизации «Гари Поттера». «Часть 1» — это типичная затравка перед по-настоящему хорошим приключенческим кино, а потому она ожидаемо обрывается на самом интересном месте. И все бы ничего, если продолжение не надо было ждать долгие месяцы.
Ну, а удачным — потому что финал всей киносерии получился, на мой взгляд, практически идеальным, а сами «Дары Смерти. Часть 2» — это один из лучших фильмов про Гарри Поттера в принципе. Как и книги, фильмы серии взрослели с каждой новой частью: начавшись, как добрая и немного наивная фэнтези-сказка, кинофраншиза к заключительной картине выросла в дорогущий и потрясающе красивый фантастический боевик.
Здесь сумасшедший темп: события сменяют друг друга с огромной скоростью, и команда Дэвида Йетса, к седьмой части наконец-то избавившаяся от необходимости выстраивать экспозицию, максимальное время уделила проработке баталий. Здесь потрясающие спецэффекты, креативные, умные, кропотливо нарисованные — так круто магию в кино, кажется, еще никто не показывал. Дальше — больше: довольно сумбурная концовка истории в книжной серии, которая разочаровала многих фанатов вселенной, в кино поставлена просто великолепно — без спешки, без розовых, простите, соплей, без натужной драмы.
Вторая часть «Даров смерти» — это один тех самых редких и неожиданных примеров, когда «книга не лучше». И особенно удивительно, что это восьмой фильм о приключениях Великого Волшебника — обычно даже не столь длинные франшизы к концу обязательно сдуваются.
Не знаю, какое заклинание прочитал на съемочной площадке Дэвид Йетс, но здорово, что оно сработало.
Самым слабым я считаю фильм Орден Феникса. Книга была прекрасна, она была просто огромной, самой большой книгой из всей серии, я получил огромное удовольствие когда читал её в детстве. Такую огромную книгу нельзя было уместить в двухчасовой фильм поэтому ничего хорошего и не вышло. Было проигнорировано множество интересных и важнейших сюжетных линий, а сам Орден Феникса и его становление в фильме было не раскрыто, хотя в книге это было показано замечательно
Согласен с тем, что как экранизации первые два фильма - лучшие в саге. Они прекрасно визуализировали мир Гарри Поттера, дополнив это едва ли не идеальным кастингом (серьезно, 99% образов ключевых персонажей первого-второго плана получились именно такими, как я их представлял, разве что Гарри лохматости недоставало), а во-вторых, практически дословно шли по книгам, не вырезая куски сюжета и не добавляя ненужной отсебятины.
При этом сами книги сейчас я наоборот кажутся наименее интересными, ведь это действительно была еще детская сказка, и сейчас их хочется перечитывать разве что ради отсылок и нового взгляда на события и детали магического мира, которые знаешь из поздних книг.
Возвращаясь к фильмам, "Узник" пожалуй тоже хорош, но вот с летающими дементорами уже начался крен не в ту сторону (и весь квиддич вырезали, а ведь я люблю 3-ю книгу во-многом из-за него?). Но вот дальше сценаристов откровенно понесло не в ту степь. Сейчас я пожалуй не вспомню, что конкретно мне не понравилось в каждом из фильмов, т.к. смотрел их давно и особого желания пересматривать не возникало, но с каждым новым фильмом я выходил всё более разочарованным.
Потому что ожидания росли, ведь начиная с "Кубка Огня" начинается раскручиваться маховик всего эпика книжной саги, того самого "взрослого" конфликта, который постепенно перекрывает детско-подростковые проблемы героев. Начиная с финала "Ордена Феникса", когда "избранный" Гарри по собственной глупости завел друзей-школьников в мясорубку в Отделе Тайн (хотя Роулинг там откровенно пожалела героев и читателей), и заканчивая восхитительными "Принцем" и "Дарами" - абсолютно лучшее, что есть в саге. Это книги с великолепным сквозным и собственным сюжетом, и сценарные ножницы их сильно испортили. "Скучная" первая часть "Даров" - исключение, т.к. она как раз не экспериментировала с сюжетом и здорово передала книжную атмосферу. Мне она наоборот понравилась. В остальном же Йеттс меня, к сожалению, разочаровал.
И я ни в коем случае не заставляю называть Снейпа Снеггом, но давайте всё-таки будем называть крестражи крестражами