Киномарафон: обзор всех «Пиратов Карибского моря»
«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины»
(Pirates of the Caribbean: The Curse of The Black Pearl) 2003
В калифорнийском парке развлечений «Диснейленд» с 1967 года существует аттракцион под названием Pirates of the Caribbean. Аттракцион относится к классу dark ride: вас с небольшой скоростью провозят на вагонетках через серию комнат с аниматрониками, изображающими ряд сцен «из пиратской жизни».
Сейчас в различных парках Disney заведено несколько таких аттракционов, известных тем, что в любом из них вас может напугать Джонни Депп в костюме капитана Джека Воробья, рекламирующий очередной фильм в одноименном франчайзе. Но если вам, как и довольно большому количеству россиян, довелось навестить Диснейленд до 2003 года, вы увидели (и услышали) там следующее. Под развеселую банджо-музыку вас провозят через серию пещер, в которых заводные манекены в пиратских одеждах пытают мирных граждан, продают невест с аукциона и угрожают друг другу холодным оружием. Кульминация аттракциона — совсем уж набравшийся пират, который сидит на бочке, поет блатную корсарскую песню и стреляет в воздух из пистолета. Согласитесь, ради всего этого совсем необязательно ездить в США и платить $25 за билет в Диснейленд!
Больше всего эта поездка напоминает затянувшийся ночной кошмар с очень скверной аниматроникой: запомнится вам разве что тюрьма с трогательным образом двух пиратов за решеткой, пытающихся подманить поближе собаку со связкой ключей в зубах.
А теперь представьте, что на дворе 2003 год, и вы — Тед Эллиот или Терри Россио, один из двух сценаристов, которым компания Disney поручила написать сценарий фильма… по мотивам этого аттракциона!
Понятно, что там должна быть сцена с двумя пиратами, решеткой и собакой с ключами. Но что еще можно выжать из столь вопиюще бесхудожественного, китчевого и ширпотребного явления, как диснеевский аттракцион? В плане драматургии вас высадили на необитаемом острове, оставив пистолет с одним зарядом: к проекту проявляет интерес подугасшая голливудская звезда первой величины, известная своими ужимками и кривляниями на съемочной площадке… да-да, пиратского капитана хочет сыграть Джим Керри.
Когда-то весь Голливуд строился на пиратских лентах вроде «Одиссеи капитана Блада» с Эрролом Флинном. Но после кассового провала высокобюджетного «Острова головорезов», в Голливуде считается, что снять (или хотя бы написать) кассовый фильм из жизни пиратов невозможно.
Там, где другие авторы, работавшие над этим проектом, написали очень скучные и невзрачные сценарии, Эллиот и Россио сумели выплыть, соорудив себе плот из трупов других произведений на пиратскую тему.
В основе первых «Пиратов Карибского моря» лежит никакой не аттракцион, а лучшие элементы черно-белых картин про корсаров, небезызвестного комикса Алана Мура (вспомните, что вам напоминает название корабля «Черная жемчужина»?), «Острова сокровищ» Роберта Луиса Стивенсона и даже серии квестов Monkey Island. Обратите внимание на сцену, в которой капитан Джек Воробей пытается освободить себя от кандалов в пустой кузнице: взять кочергу, использовать кочергу на горн, использовать раскаленную кочергу на ослика, использовать кандалы на начавшие вертеться шестеренки под потолком… да на всей этой процедуре за экраном практически слышно чье-то задумчивое кликанье мышью!
Сценарий экранизировал Гор Вербински, который на тот момент продемонстрировал свои способности первоклассным американским ремейком японского «Звонка», но еще не успел снять безусловный шедевр. На десятой минуте «Пиратов» мы видим небольшой эпизод, в которой Воробей на тонущем баркасе проплывает мимо троицы повешенных пиратов. Музыка Клауса Баделта и Ханса Циммера, операторская работа Дариуша Вольского, очень необычная, сумрачная цветовая гамма и сам образ Джека, при виде повешенных уважительно снимающего треуголку… Это одна из сцен, во время которых понимаешь, что смотришь великое кино: вроде сцены с Кларисой Старлинг, бегущей по полосе препятствий под музыку Говарда Шора, или сцены с Индианой Джонсом, выходящим из джунглей к горе под музыку Джона Уильямса. И в тот, и в другой, и в третий момент мы понимаем, что перед нами великий режиссер, который наконец-то нашел себя в жанровом кино.
В сценарии «Пиратов» капитан Воробей охарактеризован как «человек, для описания которого был придуман термин “лихой авантюрист” (swashbuckling rogue)».
На странице это очень живой персонаж, салютующий повешенным пиратам кружкой, которой он только что вычерпывал воду из своего тонущего «корабля» (который на самом деле оказался утлой рыбацкой лодочкой). Но сценаристы явно не ждали, что вместо ушедшего делать «Брюса Всемогущего» Джима Керри на роль Воробья придет Джонни Депп, который превратит стандартного, пусть и очень хорошо написанного пиратского капитана в совершенно феерический, ни с чем не сравнимый образ. Жесты, мимика, странная механика движений на суше и на море… Депповского Воробья проще всего описать как смесь Кита Ричардса и Бастера Китона с легкой примесью Хантера Томпсона. Тем, как нам представили этого героя, я уже восхищался: все, что нужно знать об этом персонаже, заложено в сцене, в которой он ступает с мачты затонувшей лодки на причал — только для того, чтобы найти себе новый подходящий корабль, угнать его на Тортугу, набрать там команду и отправиться в новый пиратский вояж!
То, как Воробей крутит штурвал, дерется на саблях или просто закатывает глаза за спиной нарочито-деревянного Уилла Тернера (Орландо Блум), заставляет вспомнить Хана Соло (Харрисон Форд), который аналогично выделялся на фоне картонного Люка Скайуокера (Марк Хэмилл) в оригинальных «Звездных войнах». Но Воробей еще и сумел воплотить в жизнь мечту каждого зрителя, оказавшись на необитаемом острове с полураздетой Кирой Найтли и бутылкой рома!
Обычно, рассказывая вам о фильмах, я стараюсь обратить внимание не на сюжет, героев или режиссерские приемы, а на какие-то не совсем очевидные структурные или тематические моменты. Но, пересматривая первых «Пиратов» для нашего марафона, я не увидел под поверхностью картины ничего, о чем бы стоило поговорить.
Круто угонять корабль с Джеком Воробьем! Круто вместе с героями участвовать в ночном призрачно-пиратском рейде или сабельной дуэли на гигантской груде золота! Круто, когда два корабля в упор обстреливают друг друга из пушек, причем с одной стороны пушки заряжены кухонной утварью! Единственное, что хоть сколько-нибудь выбивается из общего ряда невинных аудио-визуальных развлечений, это трагический и очень хорошо сыгранный Джеффри Рашем образ капитана «Черной жемчужины» Гектора Барбоссы и сцена, в которой он наконец-то откусывает от яблока…
Но в целом перед нами самый качественный поверхностный и несерьезный фильм в истории кинематографа, высшая точка развития того чисто развлекательного кино, которое в конце 70-х запустили Джордж Лукас и Стивен Спилберг с «Индианой Джонсом» и «Звездными войнами». Шум ветра в парусах, плеск волн о борт в густом тумане, жутковая детская песенка о морских разбойниках. Все это убаюкивающе нашептывает: таким и должен быть хороший, интеллигентный фильм-блокбастер, он и не способен на что-то претендовать, к чему-то стремиться, ставить сверхзадачи или стараться как-то развить или поменять мировоззрение зрителя. Смотри, смирись, и пусть сказка о пиратах, фактически представляющая собой очень хорошо снятый и написанный детский утренник, длится как можно дольше, продолжает бездумно развлекать, никогда не кончается.
«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»
(Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest) 2006
Во второй серии «Пиратов Карибского моря» кино начали превращать обратно в аттракцион, в поездку на вагонетках через серию гротов с пиратами-аниматрониками. Это еще не совсем уровень «если вам ЭТО нравится, то вы… не очень хорошо разбираетесь в кино» (на этом уровне сняты третий и четвертый фильм), но здесь уже все очень плохо.
Хотя фильм еще способен развлекать, тот же режиссер (Вербински), те же сценаристы (Россио и Эллиот) и тот же актер (Депп), у которых все так искренне и естественно получалось в первом фильме, во втором делают все то же самое, но с жутким скрипом, вытягивая каждый эпизод на голом профессионализме (который всегда — не самое приятное зрелище в обнаженном виде). В отличие от третьих или четвертых «Пиратов», «Сундук мертвеца» рассказывает более-менее связную, хоть и нетворческую историю. Вместо английского флота и капитана-призрака за Джеком тут охотится английский флот и куда более опасный противник: ЕЩЕ ОДИН капитан-призрак, умеющий управлять гигантским морским чудовищем.
Это снова детский утренник, но вы на него пришли во взрослом виде. Видны все недостатки конструкции: то, сколько времени отводится скитаниям Элизабет Суонн и Уилла Тернера, и как трудно и сценаристам, и режиссеру, и зрителям делать вид, что им есть какое-то дело до этих персонажей.
Уилл тут в буквальном смысле слова исполняет роль хомячка в круглой клетке, своим отчаянным бегом генерирующего энергию для развития сюжета (в принципе, его можно было не выпускать из клетки-шара до самого конца фильма). И все положительные сюжетные наработки сиквела разом обрушивает последняя сцена, в которой создатели фильма зачем-то взяли и воскресили капитана Барбоссу, смерть которого была единственным трогательным и трагичным моментом первого фильма. Все, с этой точки ни за одного из героев «Пиратов» можно не переживать: их все равно можно в любой момент вернуть из мира мертвых!
Безоговорочно похвалить во вторых «Пиратах» я могу только одно: работу студии Industrial Light & Magic над потрясающим образом Кракена. На мой взгляд, это самый реалистичный и детальный спецэффект в истории кинематографа. Это уже не страдающая от массы технических недостатков графика начала 2000-х, но еще и не замыленная халтура две тысячи десятых. Это золотая середина, крайне убедительное, достоверное и ужасающее существо, не имеющее физического аналога в реальном мире. Компьютерного Кракена можно ставить в один ряд с лучшими работами из мира практических спецэффектов: скелетами Рэя Харрихаузена и динозаврами из оригинального «Кинг Конга» 1933 года.
В сценарии фильма Кракен тоже представлен очень грамотно: постепенное раскручивание колеса, удар призывного устройства, первое щупальце, схватившее моряка, и, наконец, само появление этого воплощения человеческого ужаса перед скрытым в глубинах океана Неведомым, великолепно отрисованного до последней присоски.
Именно Кракен (а вовсе не посредственный капитан Дэйви Джонс в вялом исполении Билла Найи) — настоящий противник Воробья в этом фильме. Их финальная дуэль внушала бы дрожь и могла бы быть зачислена в великие моменты мирового кино наряду с эпичными противостояниями вроде «Конг и бипланы», «Люк и Вейдер» или «Броуди и Челюсти»… если бы буквально через пару минут нам не показывали сцену, демонстрирующую, что это не кино, а франчайз, в котором можно вокресить любого героя.
«Пираты Карибского моря: На краю Света»
(Pirates of the Caribbean: At World’s End) 2007
Если вы сейчас с трудом вспоминаете сюжет второй части и пытаетесь понять, что происходило в ней, а что – в третьей, не переживайте – вы не одиноки. По сути, «Сундук мертвеца» и «На краю света» – это один большой сиквел, непонятно зачем распиленный надвое и раздутый за счет умножения сущностей до абсурда.
Вместо одного макгаффина (некого объекта, вокруг которого вертится сюжет) вроде Искры из «Трансформеров» здесь рисунок ключа ведет к ключу, тот открывает сундук, в сундуке – сердце, дающее контроль над Дейви Джонсом, который контролирует «Голландец» и Кракена, с помощью которых можно контролировать море. Даже Кощей с его яйцом в куче зверья выглядит не столь изощренным в искусстве переусложнении сюжета.
На мой взгляд, третья часть лучше второй (тут мы с Сашей Башкировым расходимся) – да, она еще более бредовая, хаотичная и запутанная, но именно ей достаются самые запоминающиеся и масштабные сцены. Во второй мы получаем лишь катание в клетках, катание на мельничном колесе и побегушки по джунглям, эта часть уже довольно далеко заходит на территорию идиотизма, но все еще остается в неких рамках, что позволяет хоть как-то чувствовать этот мир и происходящее как реальные.
Третий же фильм отрывается от реальности совершенно – она ему больше не нужна. Мы получаем сразу целую кучу абсолютно бредовых переусложненных сюжетных линий: пиратские лорды, освобождение Каллипсо, война пиратов против английского флота и завербованного им Дэйви Джонса. И все же, сцены триквела встают в памяти куда более живо: визит Барбоссы, Элизабет и остальных к китайскому пиратскому Лорду, куча Джонни Деппов и крабы в тайнике Дэйви Джонса, переворачивание корабля, гигантская Калипсо, пиратский совет и папа Воробья, морская битва в огромном водовороте, свадьба посреди боя, дуэль Воробья и Джонса на рее, уничтожение флагмана британского флота в слоу мо.
Все это, безусловно, в плане бреда и бессвязности недалеко уходит от «Трансформеров», но по крайней мере производит впечатление эпика.
Я считаю именно Дэйви Джонса (а не Барбоссу) самым знаковым, харизматичным и страшным злодеем франшизы, его (а не Кракена) – самым впечатляющим спецэффектом, умножающим великолепную игру Билла Найи. Ведь Кракен лишь безликая сила, разрушающее то, на что ее натравят. О Джонсе же мы узнаем все больше, особенно в его истории с Калипсо. Злодей с разбитым сердцем – это не ново, но все лучше, чем ничего. Как визуально, так и концептуально Джонс остается для меня главным злодеем серии, а «На краю света» – самой яркой, пусть и самой нелепой картиной в трилогии.
Пираты Карибского моря: На странных берегах
(Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides) 2011
«Берега» и впрямь вышли предельно странными. Это вроде как прямое продолжение основной серии, но воспринимается оно максимум как спин-офф про Джека Воробья – настолько не чувствуется здесь привычный масштаб и эпичность «Пиратов». Сюжет нелеп, хаотичен и совершенно бессвязен – вроде вполне привычный для серии набор, визуально тут вроде даже есть нечто новое, вот только по какой-то причине все это начисто лишено традиционной для франшизы магии. Это просто невыносимо скучно.
Возможно, дело в том, что Найтли и Блум покинули проект, а без их Уилла и Элизабет Воробей стал смотреться нелепо – он был хорош на контрасте с более ванильными героями, так как активно высмеивал сам архетип традиционного протагониста, но, когда традиционные герои пропали, Депп стал выглядеть пародией на самого себя.
Конечно, усугубилось все и тем, что его ужимки уже не вызывали никаких новых ощущений, вдобавок сценарий на этот раз вышел совсем беспомощным и никаких послаблений актерам не дал: ни сильных сцен, ни хороших шуток, ни запоминающихся фраз.
Возможно, дело в уходе Гора Вербински. Что ни говори, а оригинальная трилогия выглядит так красиво и эпично именно из-за этого режиссера-визионера. Вербински умеет выдавать великолепную картинку – взять хотя бы его последний фильм, «Лекарство от здоровья», но и экшен, и забавные сцены он ставил отлично.
Драки четвертой части же – это нечто смехотворное. Такое ощущение, что франшиза забыла, что некогда тратила силы на постановку фехтования. Да, оно было целиком и полностью фэнтезийным, гиперболизированным – со всеми этими прыжками по веткам, бочкам, мельничным колесам – но все же зрелищным и увлекательным. Здесь это просто нарезанный монтажером салат из неуклюжих вялых взмахов.
Весь сюжет с поиском Источника Молодости людьми, которым он неясно зачем нужен, нелеп и не подходит на роль основного. Джек, как выясняется, не хотел пользоваться источником изначально, Черная Борода же неясно, на что рассчитывал – ему же не от старости смерть грозила, его убить должны были, неясно как фонтан помог бы ему. Испанцы и вовсе потратили столько сил, лишь чтобы разрушить языческую гадость.
Да и все эти группы людей, которые идут по следам друг друга, чтобы как Испанская Инквизиция выпрыгнуть из кустов в конце – дважды подряд… Это все уже выглядело откровенной распиской в капитуляции. Сценаристы иссякли, что твой источник молодости.
Особенно обидно было за Иэна МакШейна, игравшего Черную Бороду. Новый злодей был довольно интересно задуман и актера выбрали потрясающего (вон как он отжигает в «Американских Богах» – глаз не оторвать), но в результате абсолютно ничего с ним не сделали. Борода стал самым скучным и пустым злодеем серии. Его дочь в исполнении Пенелопы Крус – и вовсе феерична. Пробыть на экране не меньше Джека Воробья и запомниться максимум переодеванием в Джека Воробья – это надо уметь.
Критики разносят пятую часть и у меня нет оснований сомневаться, что все действительно настолько плохо. После «Странных берегов» сложнее было бы поверить в обратное.
Хавьер Бардем мог оказаться новым Дэйви Джонсом – фишка с волосами утопленника делала из него достаточно любопытный визуально образ, но на этом этапе это уже четвертый проклятый/мертвый капитан/колдун, который имеет свой интерес конкретно к Воробью (потому что каждого он каким-то образом обманул).
Барбосса на «Жемчужине» с пиратами-скелетами, Джонс на «Голландце» с моряками-мутантами, Черная борода на «Мести Королевы Анны» с щупальцами-веревками (единственный, у кого команда состояла из обычных людей), а теперь вот еще и Салазар на «Тихой Мэри», которая умеет вставать на дыбы, с моряками-зомби.
Довольно странно смотреть на даты выхода этих фильмов – оказывается, мы провели 6 лет без пиратских фильмов, а с выхода последней картины оригинальной трилогии Вербински и вовсе прошли все 10. И мы не то чтобы скучали.
Франшизе и впрямь, пожалуй, пора на покой, лет через 10 ее можно будет перезапустить с новыми яркими актерами и другим режиссером-визионером, но сейчас мучать этот труп и дальше уже не имеет особого смысла. Из мертвецов и впрямь никудышные рассказчики.
Еще о «Пиратах Карибского моря»
5 фильмов-приключений не хуже первых «Пиратов»