Как потерять 85% зрителей и победить
На бумаге контракт выглядел идеально. ESL отдает права на английскую и португальскую трансляции, а Facebook вещает в Full HD при 60 кадрах в секунду и подключает свои фишки, вроде просмотра с друзьями. Такое сотрудничество запланировано до декабря 2019 года.
Но стоит заметить, что миграция на Facebook не первая в истории ESL. 13-го января 2017 года YouTube Gaming выкупила у ESL эксклюзивные права на трансляцию пятого и шестого сезона ESL Pro League. Этот переход прошел удачно. После вялого старта, который легко объяснить сменой платформы, зрители втянулись. Финальные игры сезонов собирали 113 и 80 тыс. англоязычных зрителей на YouTube.
Обладая опытом отказа от «традиционного» Twitch.tv, переход на Facebook не должен был вызвать сложностей. Скорее напротив — ESL больше не надо публиковать ссылки на трансляцию в своей группе в Facebook, ведь можно опубликовать саму трансляцию.
ESL выходит из более эндемичных пространств и платформ, где исключительно работала с основной аудиторией и открывается более широкому кругу зрителей.
По прогнозам смена платформы привела бы к потере 10 или 15% аудитории, но огромная пользовательская база социальной сети должна была быстро компенсировать эту просадку. Реальность разошлась с ожиданиями.
Первым турниром после подписания контракта стал ESL One Genting 2018 по Dota 2. Шестнадцать команд, $400 тыс. США, статус майнора от Valve — все располагало к хорошему охвату аудитории. Но старт турнира оказался провальным. Зрители жаловались на плохое качество трансляции и лаги даже с хорошим качеством и скоростью интернета.
Жалоб было столько, что известные про-игроки Питер «ppd» Дагер и Хенрик «AdmiralBulldog» Анберг запустили трансляции на своих личных Twitch-каналах и собрали по 20 тыс. зрителей. Для сравнения трансляция Facebook в пике едва дотягивала до 5 тыс.
Общий итог оказался неудовлетворительным. Трансляция ESL One Genting 2018 собрала в пике на Facebook 69 тыс. зрителей. За год до этого ESL One Genting 2017 на Twitch.tv в пике собирал 189 тыс. При этом на турнире образца 2017 года было в два раза меньше участников.
Помимо технических проблем и низкого количества зрителей, ESL провалила и общение с сообществом. Главная страница «сабреддита» Dota 2 «сгорела» от ответов представителей компании.
Извинения от PR-менеджеров ESL потушили конфликт. Плюс были обещания поправить проблемы трансляции. Следующим турниром стал регулярный сезон седьмого сезона ESL Pro League по CS:GO — он начинался 13-го февраля.
Первые недели лиги показали, что «проблема Facebook» не исчезла. Трансляции снова уперлись в потолок 5 тыс. зрителей и попали под жесткую критику. Пользователи жаловались на техническую часть и удобство просмотра — на бюджетных смартфонах трансляция провисала, а эмоджи постоянно загораживали часть экрана.
Ни ESL, ни Facebook пока никак не могут повлиять на ситуацию. Зрители предпочитают расходиться по трансляциям на родном языке, Facebook с трудом собирает аудиторию размера второй трансляции на YouTube, не говоря уже о цифрах по сравнению с Twitch.tv.
По итогам месяца совместного сотрудничества, в зависимости от трансляции, ESL потеряла от 30 до 85% зрителей. Это минимум в два раза больше прогнозируемого. Несмотря на это, ESL и Facebook отнюдь не в проигрыше.
ESL получила весомую сумму денег, а социальная сеть пускай и небольшой, но стабильный поток зрителей и проверку возможностей своего плеера. В проигрыше остались лишь зрители, которые столкнулись с рядом трудностей при просмотре.
Не стоит считать сделку между ESL и Facebook эпохальной. В одной только ESL Pro League играет несколько команд со сравнимыми по масштабу спонсорами. У Astralis это Audi, у SK Gaming — Visa, а у FaZe Clan — LG. Трансляции в Facebook тоже нельзя назвать новинкой. The International по Dota 2 освещается в Одноклассниках и ВКонтакте, а турниры по Heroes of the Storm и League of Legends получают эфирное время на канале ESPN.
ESL отвернулась от зрителей в пользу Facebook и денег. Основная трансляция турнира после двойного перехода Twitch — YouTube — Facebook потеряла зрителей на порядок: от 50 тыс. зрителей на лучших матчах регулярного сезона до 5 тыс. Зрители недовольны, но есть еще два года, чтобы все исправить.