Идти-не идти: «Три тысячи лет желаний» – сказка от автора «Безумного Макса» с сомнительной моралью
Удивительная фантазия Джорджа Миллера снова в деле, впервые с выхода «Безумного Макса: Дороги ярости» в 2015 году. Уже 8 сентября в прокат выйдет «Три тысячи лет желаний» (Three Thousand Years of Longing) с Тильдой Суинтон и Идрисом Эльбой. Режиссёр отвлекся от постапокалиптики и сложных драм в пользу сказки – романтической фэнтези-истории о джинне и его новой хозяйке. В рубрике «Идти-не идти» редактор «Канобу» Мари Григорян рассказывает, почему многим западёт в душу именно эта новинка проката.
О фильме «Три тысячи лет желаний»
Экранизация повести «Джинн в бутылке из стекла „соловьиный глаз“» английской писательницы Антонии Байетт. Алитея Бинни (Тильда Суинтон) – женщина с необычной профессией и взглядами на мир. Она собирает, сопоставляет и изучает истории и литературу со всего мира. Будучи уже не молодой, она живёт одна, без мужа и детей – и абсолютно этим довольна.
Во время очередной поездки в Стамбул Алитея находит на базаре стеклянную бутылочку, которую приносит в свой номер отеля. При попытке её очистить она выпускает Джинна (Идрис Эльба). Могущественное существо может исполнить любое её желание, не считая нескольких исключений.
Но в жизни Алитеи есть всё, что ей нужно, а мифическая сила кажется ей избыточной и опасной. Тогда Джинн прибегает к единственному способу решить эту проблему: он рассказывает Алитее обо всем многообразии желаний, которые ему загадывали предыдущие хозяйки, и их последствиях.
Плюсы фильма
Потрясающее визуальное путешествие на замену блокбастерам
По очевидным причинам российский прокат остался без традиционных «летних» блокбастеров, и новые проекты Marvel и DC до страны также могут не добраться. На этом фоне киноязык Миллера – практически единственное утешение.
В «Трёх тысячах лет желаний» атмосфера совсем иная, нежели в последней работе режиссёра. Это уже не «ржавый» рыжий, высохшая земля и оазисы для самых привилегированных. В каком-то смысле, Миллер подарил нечто более нужное: он изобразил наш современный мир, но любовно его приукрасил. Цвета в нём ярче, люди – приветливее. Главная героиня – нарратолог, она во всём видит историю; благодаря её необычному занятию каждый предмет, место, окружение как будто тоже становятся более значимыми и мистическими.
Но и это не идёт ни в какое сравнение с тем, как изображены рассказы Джинна. Персонаж Идриса Эльбы делится своими сказками поверх невероятно красивого видеоряда: экзотических древних людей, которые давно стали мифами; десятков лет исторических событий, баталий и ярких празднований; иногда даже целой вселенной, познаваемой одним из подопечных джина.
Сперва графика может казаться слегка неуклюжей, будто инородной в реалистичном мире Алитеи – это заметно в трейлере, по сцене с «увеличенным» джином. Но потом зрителя настолько топят в красивой картинке, что граница между реальным и сказочным перестаёт существовать.
Сказочный нарратив
Ждать от Миллера ещё одного захватывающего экшена при этом не стоит. Его новый фильм больше похож на экранизацию «Тысячи и одной ночи»: действие происходит в одном замкнутом пространстве, где главному герою (героине) долго и проникновенно рассказывают о давних временах и почти-фантастических событиях. У Джинна, правда, есть конкретная цель, в отличие от Шахерезады – жены царя, которая тем самым пыталась продлить свою жизнь.
Наивность и простота сюжета «Трёх тысяч лет желаний» кажется комфортной, даже успокаивающей: нам, как слегка повзрослевшим детям, красочно и по-доброму рассказывают чудную и чудесную историю.
При этом повествование никогда не становится скучным или затянутым. Свободное пространство между тремя историями заполнено разговорами Джинна и Алитеи. Это не диалоги из фильмов Тарантино, но очень любопытная, слегка наивная софистика. Современный мир и фэнтези-сказания будто мягко спорят и бодаются, пока один из них не уступит второму.
Удивительно и то, как распределяются роли: сказочное существо, прожившее сотни лет, до сих пор сохранило в своём сердце и мыслях романтичный настрой. Джинна не сломали даже многочисленные проявления жестокости, из-за которых он оказался заперт в бутылке. В то же время его хозяйка – всего лишь смертный человек! – довольно цинична, трезва умом и в начале активно сопротивляется любой идее, которую ей предлагает Джинн.
И даже третья часть картины полностью укладывается в структуру классической сказки. Получив своё желание, Алитея должна разобраться с последствиями. Ведь, как верно она заметила при знакомстве с Джинном, в таких историях всегда наступает момент расплаты.
Исключительные героини
Изначально авторы фильма дают забавное условие: все проблемы Джинна – от женщин! Казалось бы, более анти-феминистического посыла не придумать.
На самом же деле «Три тысячи лет желаний», как и «Дорога ярости» до него, пронизан уважением к женскому полу – как к силе, так и к слабостям, которые есть у любого человека. Временами это становится даже слишком очевидным (и почти китчевым), но выбор героинь, которые загадывали Джинну свои желания, сглаживает некоторую простоту и топорность.
Каждая история рассказана с искренним восхищением – даже там, где авторы слегка посмеиваются над действующими лицами. В истории кровожадного султана, его брата и необычной наложницы есть момент, когда Миллер со своим юмором ходит по острию. Но в конце концов судьба Джинна всегда в руках женщины, с которой случайно пересекается его путь. И героини эти имеют право быть самыми разными: жестокими и расчётливыми, наивными и легкомысленными, увлечёнными и жадными.
Вопрос «чего хочет женщина?» здесь задается напрямую самим женщинам. Поиски ответа (или ответов?) на него из-за этого становятся даже более увлекательными. Особенно, когда им способствует именно такой Джинн – со внешностью самого сексуального мужчины в мире по версии журнала People.
Что может смутить
Сюжет «Трёх тысяч лет желаний» пусть и похож на сказку, но после определённого поворота начинает несколько противоречить самому себе. Объяснить потенциальное недовольство зрителей без спойлеров сложно – скажем только, что оно будет абсолютно обоснованным.
Сама личность Алитеи – самодостаточной, спокойной, счастливой в своём одиночестве женщины – будто должно работать против всего, что происходит во второй половине фильма. Она становится непоследовательной как в своих выводах, так и в сомнительных поступках.
Вердикт: идти, если в вашей жизни не хватает романтики и веры в чудо
Несмотря на сомнительный посыл, который можно вынести из концовки фильма, «Три тысячи лет желаний» достойны просмотра. Это умная, трогательная и невероятно красивая сказка о познании мира и самих себя. Впечатляющие декорации, короткие баталии, интересные детали древних культур – всё это соединяется пусть и в аляпистую, но очень привлекательную картинку.
Ради этого ощущения сказки, иллюстрации чистой фантастической романтики и нереалистичной, безумной любви новому фильму Миллера можно простить его минусы – которые в нём, безусловно, есть.