И целого мира не хватит: обзор фэнтези-игры Small World, далекой от «Властелина колец» и драконов
У этой настолки хватает хейтеров. Поклонники евро утверждают, что в ней нет глубоких и необычных механик и игре откровенно не хватает стратегичности. Фанаты америтреша уничижительно отзываются о ней как о скучной, потому что не видят в ней яркого конфликта. Поклонники фэнтези яростно бряцают оружием и утверждают, что ТАК смешивать расы, народы и профессии – просто кощунственно по отношению ко всем классикам …. А игра не просто не загибается, но и активно продаётся, локализуется и обрастает расширениями и дополнениями. Разбираем, что вообще такое игра «Маленький мир» (Small World) и как ей это удаётся.
История Small World
Игра Small World была выпущена в 2009 году известной в настольных кругах компанией Days of Wonder и достаточно быстро обрела популярность, оперативно получив локальные европейские издания и парочку наград европейского уровня. В Россию игра попала в 2013 году и плотно закрепилась практически во всех профильных магазинах, обретя статус универсальной «милой игрульки».
О чём сама игра? Частично ответить на этот вопрос поможет личность её автора. Филипп Кейарт – бельгийский разработчик, по его словам, с детства увлекавшийся настолками – не зря ведь у него было пять братьев и сестёр как бы намекают. Он также математик по образованию, педагог по профессии и большой любитель готовки. Удивительно ли, что этот человек создал простую абстрактную механику, натянул на неё универсальное покрывало фэнтези, любовно отполировал и снабдил приятными тактическими фишечками для баланса?
«Какой ещё баланс в Маленьком мире?» — спросите вы. Не спешите кидаться в автора кубиками, миплами и тайлами. Попробуем объяснить, что игра не так проста, как притворяется, мило встречая нас… А, между прочим, чем?
Внутри фэнтези-коробочки
Сама коробка наполнена отменно сделанными жетонами рас, упакованными в простенький органайзер, а также карточками с обозначением разных народцев и специфических свойств, которыми они будут случайным образом наделяться в каждой партии. Все черты можно разбить на четыре большие группы: облегчить завоевание территорий, дать больше денег при выполнении каких-то условий, увеличить численность народца и помочь удержать территорию. В зависимости от крутости выпавшего свойства каждая характеристика или народец предлагает больше или меньше жетонов с расами, которыми Вы и захватываете территорию.
В игре целых две двусторонних (и сочно расписанных!) карты с неодинаковым количеством ходов в партии для каждого случая. За счёт этого игра неплохо адаптируется под разное число игроков, проблема масштабирования партии нивелируется. Все компоненты вообще сделаны крайне добротно, любовно и выписаны крайне ярко. Кого-то это может и отпугнуть, но эта красочность придаёт игре некую сказочность даже через оформление.
Разные карты и случайные сочетания народцев и свойств делают «маленький мир» весьма реиграбельным. А как вообще во всё это играть? Вот тут, на первый взгляд, всё крайне просто. В свой ход каждый игрок захватывает новые территории — по умолчанию необходимо два жетона на пустую территорию и по одному дополнительному за каждый чужой, вспомогательный или нейтральный жетон. За это он получает деньги (по одной монете за контролируемую территорию), перераспределяет свои войска, чтобы затруднить захват своих территорий, и… всё, ход закончен. Когда все игроки походили все определённые количеством участников ходы, то и партии конец. Подсчитали, у кого больше денежек и разошлись… И всё? Конечно, нет.
Особенности игрового процесса
Захват и удержание территорий в Small World всё же специфичны для каждого игрока в силу случайных сочетаний рас и свойств. Если выбирать одно из пяти сочетаний правильно, можно прицелиться на конкретную мини-стратегию со своим народцем: попробовать вынести всех количеством и создать империю «от моря до моря», захватить приносящие больше денег угодья или просто вгрызться в свои земли так, что никто и не посмеет напасть.
А ещё игроку не стоит привязываться к своему народцу, ведь через пару-тройку ходов его придётся истребить. Почему? Предел развития, знаете ли. Жетонов рас в большинстве случаев больше не становится, а вследствие конфликтов с другими игроками вы их ещё и теряете. Так что скоро расширяться будет просто нечем. И вот тогда вместо хода придётся вымирать: свойство сразу уходит обратно в колоду, а народец остаётся неактивным на поле, но продолжает приносить немного денежек в каждый ход.
А в следующий ход нужно решить интересную задачку: какое сочетание из пяти пар народцев и свойств лучше взять, учитывая ситуацию на поле, Ваши позиции, где лежит Ваш вымерший народец и т.д. Так что стратегичности в игре становится всё больше. Кстати, в игре на 2-3 игроков вымирать можно раза три-четыре за партию, что ещё запутывает возможные тактики и варианты развития событий.
Главный сюрприз – кооперативность
Не стоит забывать самое главное: да, формально «Маленький мир» — игра на контроль территории. Но раскроется игра только в том случае, если игроки не будут сидеть каждый в своём углу. В таких случаях действительно вылезает весь возможный игровой дисбаланс: важно только то, кто из игроков какое сочетание взял, сильные без проблем закусывают слабыми, и шансов переломить ход партии практически нулевой. Но, как только игроки начинают смотреть по сторонам, оценивать, кто больше монет загребает, и дербанить наиболее сильного игрока… Вот тут игра принесет большое удовольствие.
Конечно, «Укреплённые амазонки» — та ещё имба. Но уже против двух игроков сдуваются и они –буквально на втором-третьем ходу. Эта игра и про союзы, и про предательства, а вовсе не про планы обустроить свой уголок в новом мире. Так что не надо обманываться милотой оформления, «Маленький мир» — игра конфликтная, и иногда тут нужно не столько думать о себе, сколько не дать выиграть другому. В конце концов, народцы даже на самой коробке всё время сталкивают друг друга, а не радостно обнимаются.
Что имеем в итоге? «Маленький мир» успешно притворяется милой псевдофэнтезийной игрой, особенно по части оформления. На деле же в коробке скрывается неплохо сбалансированный абстракт, который работает на всю катушку, если игроки серьёзно готовы не дать победить друг другу.
В общем, «Маленький мир» на самом деле может угодить практически всем. Любитель игр евро? При простоте механики здесь есть над чем подумать, изучите варианты сочетаний и тактик и удивитесь. Скорее, по америтрешу? Мочите друг друга – только лучше мочить не слабого, а сильного, и тогда борьба будет идти до последней монетки. Хотите несложную игру на компанию людей, только входящих в мир настолок? Начните с милого оформления. Кажется, что «Маленький мир» — одна из универсальных игр, в которых каждый может найти для себя что-то привлекательное. Наверное, поэтому, хоть игра и не в топ-100 лучших настолок, с прилавков магазинов исчезать явно не собирается.