29 октября 2022Настольные игры
Обновлено 30.11.2022

Обложка: обложка игры «Поиски планеты Х»

Мир настольных игр старается идти в ногу со временем. Одним из проявлений этого тренда стало всё более активное использование специализированных приложений. Сначала они были, скорее, «для понта». Потом стали заменять собой дайсы. Постепенно в кооперативных играх приложения начали замещать «мастера игры», позволяя всем действительно сидеть в одной лодке.

С точки зрения сурового олдскульного настольщика, все эти дополнения откровенно излишни. Так есть смысл от игр с приложениями? Могут ли они быть неотъемлемой частью игры? Посмотрим на примере «Поисков планеты Х»

Не тычьте пальцем в небо: как «Поиски планеты Х» женят смартфоны и настольные игры - фото 1

«Поиски планеты Х» посвящена достаточно серьёзной в астрономических кругах теме возможного существования в Солнечной Системе ещё одной планеты (а то без Плутона как-то неуютно). Авторы игры Бен Россет и Мэтью О’Мэлли взяли на вооружение концепт поиска объекта и накрутили на него дедуктивную игру в духе Cluedo. А за разнообразие партий и вариантов игры как раз отвечает специально разработанное приложение.

При первом знакомстве игра встретит отлично проработанным двусторонним полем (стороны подразумевают разный уровень сложности игры), огромными ширмами, в которых дублируются основные правила, солидным запасом двусторонних бланков для игроков, а также парой сопутствующих жетонов и мелочёвок. Все компоненты сделаны без особой фантазии, но элегантно и добротно, разве что сами фишки игроков, хоть и сделаны в виде реальных телескопов (о них даже можно узнать кое-что полезное), выполнены максимально просто и из ну очень доступного пластика.

Процесс игры

Не тычьте пальцем в небо: как «Поиски планеты Х» женят смартфоны и настольные игры - фото 2

Механизм игры принципиально прост. По секторам поля (12 в простом варианте, 18 – в экспертном) разбросаны 5 типов объектов: астероиды, кометы, туманности, карликовые планеты, искомая планета Х. И ещё несколько действительно пустых секторов. Да и базовых вариантов действия у игрока не то чтобы много:

• Можно изучить объект – сколько объектов одного вида спрятано в нескольких (на выбор игрока) секторах;
  • Проверенный вариант – изучить сектор и чётко узнать, что именно там находится (увы, не на 100%, потому что сектор с планетой Х будет выглядеть абсолютно пустым — планета Х очень хитро мимикрирует под космос);
  • Игрок имеет право подкинуть дровишек в костёр своей логики и узнать на выбор одно из нескольких дополнительных правил, которым подчиняются конкретные объекты в этой конкретной игре;
  • Ну и на закуску, собственно, попытка обнаружить искомую планету Х, но это действие завершает игру, поэтому к базовым его толком и не отнести.

Каждое действие стоит очков времени, поэтому чем круче действие, тем дольше ожидание следующего хода. Вот и всё: жди своей очереди да строй теории, где ж эта несчастная планета?

Запаситесь терпением

Не тычьте пальцем в небо: как «Поиски планеты Х» женят смартфоны и настольные игры - фото 3

При первых пробах игра будет казаться откровенно сухой. Это голый логический абстракт, на который натянули достаточно условный сеттинг космоса. Игра запросто могла быть и про поиски Америки Колумбом, и про кладоискателей – обёртка действительно может быть любой. Меняй оформление карты и ширм, ставь другие варианты фишек, и погнали дальше. И взаимодействие между игроками минимальное, каждый сидит в своём смартфоне да в листочке что-то чирикает…

И вот это неудовольствие имеет смысл чуть-чуть в себе приглушить. Потому что во время игры обнаруживаются интересные вещи: оказывается, взаимодействие здесь всё же есть. Как и в классике жанра, древней _Cluedo, _значительную часть информации о звёздном небе над головой Вы будете получать от других игроков, хоть и непреднамеренно. Важно, что каждый игрок проговаривает свои действия, интимные отношения у него только с результатом поиска, а вот ЧТО искал конкурент, знает каждый.

Кроме того, каждый видит ставки, которые делают игроки. Не планетой единой зарабатываются очки в игре. Можно высчитывать (или угадывать, вдруг вы чувствуете объекты) расположение других объектов по секторам в рамках отдельной фазы _«Теории»._Изначально предположения выставляются в выбранные сектора лицевой стороной вниз, но через 2 фазы теорий пойдут проверки… И тут автор теории может получить очки, а другие получают шанс увидеть, какой именно объект находится в секторе.

Или, например, если в свой ход противник проверил, сколько астероидов в секторах 3-7, а потом сделал какое-то предположение касаемо сектора 6 – эту информацию можно принять к сведению эту информацию. Если только это не специально выдвинутая неправильная теория! Да, в этой игре есть место блефу: можно запутать всех и спокойно искать планету. За неё всё же полагается максимум очков, особенно, если другие так и не знают, где её, проклятую, искать.

Вся партия в смартфоне

Так а приложение, приложение-то точно нужно? Благодаря приложению в игре минимум компонентов, нет лишних карточек, да и каждая партия точно будет уникальной и безошибочной: в ней будет своё искомое расположение объектов, а также уникальные стартовые подсказки для каждого игрока. И никаких ошибок, никакой головной боли со стартовой расстановкой.

Настройка игры получается весьма гибкой, ведь можно устанавливать количество стартовых подсказок. С ними партии тоже получаются очень разными. При большом числе стартовых подсказок игра более компанейская, скоростная, нужно больше слушать других игроков, да и блефовать на этом уровне игры веселее. Если же выбирать трудные игры, где вводных данных почти нет, на выходе получим многопользовательское судоку со страшным скрипом мозгов. То есть, я хотел сказать, высокоинтеллектуальное состязание леди и джентльменов.

Более того, если друзья не разделяют Ваши высокоинтеллектуальные интересы, Вы спокойно можете играть и в один, так сказать, мозг: приложение имеет одиночный режим, в котором предстоит одолеть бота в честной битве умов (честной, потому что бот не блефует, эта возможность отпадает). Главное не разбить телефон, если тупая коробочка вдруг победит (а на «гениальном» уровне такое вполне возможно).

Вперёд, к звёздам

Исходя из необычной механики и большой гибкости, игре стоит дать пару шансов. И в какой-то момент она вполне сможет Вас увлечь, как только Вы поймёте, какой именно режим и градус игры Вас наиболее увлекает. В чём не откажешь «Поискам планеты Х», так это в общей продуманности. Изысканная многоразовая интеллектуальная головоломка сопровождается нераздражающим и крайне полезным приложением (без него игра вряд ли смогла бы в принципе существовать), а также вполне вкусно оформлена.

Да и удовольствие от неё можно получить по-разному: кому-то понравится обставлять и путать друзей, у кого-то вызовет восторг тот щелчок в голове, когда путанные факты внезапно начинают составлять стройную логическую систему, кто-то сможет умственно отомстить «Скайнету» и ощутить свой превосходство. А кому-то, знаете ли, и просто понравится поиграть в продвинутую версию судоку, и мы таких людей не осуждаем, а по-доброму завидуем.