«Холоп» от режиссера «Салюта-7» и «Текста» — история влюбленного мажора под видом саги о попаданце
Завязка комедии до ужаса проста. Мажор Гриша (Милош Бикович) прожигает деньги на клубы, машины, девушек и все, ради чего такие герои обычно живут. После очередного «выкупа» из полицейского участка отцу Павлу (Александр Самойленко) это надоедает.
В армию не отправить — уже отмазал. Решение проблемы приходит неожиданно — возлюбленная Анастасия (Мария Миронова) знакомит его с изобретательным психологом (Иван Охлобыстин).
Для превращения Гриши во взрослого человека решено искусственно воссоздать царскую Россию 1860 года и дать невольному путешественнику во времени побыть конюхом. В мире, где никто не верит в существование телефонов и самолетов, герой находит Лизу (Саша Бортич), которая отнеслась к нему чуть иначе, чем другие.
Сюжеты с перемещениями мажоров в прошлое ради исправления были часто. Недавний «Рубеж» (2018) с Павлом Прилучным или дилогия «Мы из будущего», но больше всего это похоже на фильм Шипенко «Назад в СССР» (2010) с Маратом Башаровым. Причина — жанр комедии: и там, и там зритель наблюдает за дурачком, который вынужден попадать в комичные ситуации в непривычных условиях. И поддельное перемещение во времени на месте! При этом «Холоп» смотрится динамичнее. Он не состоит из четырех часовых серий, хотя герои раскрываются по одному шаблону и приходят к одинаковым финалам.
Знакомые типажи персонажей и предсказуемость истории очевидно должны нагонять скуку. Но происходящее на экране спасает искренность актеров в основных ролях: им сочувствуешь, с ними смеешься. Юмор добрый, без сортирных шуток, где большинство строится на типичных для «попаданца» неожиданностях. Например, знакомство с эпохой и дальнейшая стадия принятия.
Вероятные придирки зрителей к исторической достоверности прописаны в сценарий довольно просто: «Гриша же тупой и для него — это норма!» Такое объяснение, на удивление, работает, и необразованный герой оправдывает звание. Серба Милоша Биковича вновь дублируют, и местами кажется, что актер озвучки не знал, что происходит на экране. А если и знал, то просто не выдавал достаточно эмоций в голосе.
Восприятие основных минусов в «Холопе» зависит от возраста зрителя. Раскрытие влюбленности Гриши и Лизы знакомо по десяткам подростковых фильмов и книг, потому зацепит тех, кто подобным еще не перенасытился. Да и о героине Бортич за почти два часа узнаешь лишь то, что она ветеринар.
В середине сюжет заметно провис и возникла небольшая линия второстепенных героев (Ольги Дибцевой и Кирилла Нагиева). Ее целью было развести Лизу с парнем. Их отношения показаны всего в одной маленькой сцене, потому, если их вычеркнуть из истории — ничего не поменяется. Максимум минут десять хронометража исчезнут, что пойдет лишь на пользу.
У фильма удачно подобран саундтрек. Незаезженные композиции добавляют драмы любовной линии и атмосферы — старой деревушке.
Потраченного на просмотр времени не жалко, но и зачем ради этого идти в кинотеатр — непонятно. Разве, что посмотреть на знакомые лица: к примеру, из «Союза-7» есть Самойленко и Миронова. «Холоп» получился детской сказкой, где любовь побеждает преграды, а герои получают счастливый финал. Фильму хочется простить многое из-за искренней добродушности истории, но едва ли можно что-то потеряешь, пропустив его.