Годзилла: Полувековая война. Главные монстры кайдзю-франшизы
Ангирус
Ангирус — первая после Годзиллы громадина, рожденная неистощимой японской фантазией. Дебют состоялся в далеком 1955 году в фильме «Годзилла снова нападает». Как и Годзилла, Ангирус является древним ящером, который был пробужден взрывом ядерной бомбы.
Занятный факт: по сюжету фильма ангирус имеет научное название «ангирозавр». В реальности такой рептилии никогда не существовало, зато в мезозойскую эру жил анкилозавр — практически брат-близнец ангируса. Такой же «танк», спину которого защищал непробиваемый панцирь, а хвост венчала массивное булавоподобное уплотнение. Ну с поправкой на то, что размерами анкилозавр, конечно же, уступал исполинскому японскому «собрату». Ангирусу к этой внушительной амуниции добавили плотный покров из шипов, что добавляет ему сходство еще и с ежом. В разное время в разных фильмах монстр был то врагом, то союзником Годзиллы. На сегодняшний день считается одним из главных персонажей в мире кайдзю.
Родан
На календаре 1956 год. На японских киноэкранах новинка под названием «Радон», на тот момент никак не связанная с «Годзиллой». Сюжет фильма вертится вокруг двух гигантских птеранодонов (отсюда, по сути, и имя — Птеранодон-Радон), древних летающих ящеров, которые неожиданно появились на свет в современном мире.
Следующее появление Радона в кино состоялось уже в одной ленте с самим Годзиллой — так уж полюбился зрителю этот крылан. Кстати, Роданом это создание нарекли уже в американском прокате, якобы для большей благозвучности. С тех пор так и повелось. Главное оружие Родана/Радона — его размашистые крылья, силы которых хватает, чтобы порождать целые вихри. В целом же, его внешность по сравнению с древним прообразом не приобрела каких-либо изменений. Погуглите «птеранодон» — увидите, по сути, того же Родана, только размерами скромнее. Занятный факт: существует версия, что этот гигант был олицетворением ядерной угрозы Стране восходящего солнца со стороны СССР, по аналогии с Годзиллой, воплотившим страх Японии перед американскими боеголовками. Ну и времечко же было.
Еще о Годзилле:
Почему «Годзилла 2: Король монстров» — шаг в пропасть для этой киновселенной. Мнение с пресс-показа
Мотра
Мотру знают и любят, кажется, все фанаты кайдзю. Феерических размеров бабочка, которая, как и Родан, поначалу не была связана с Годзиллой никакими кинематографическими узами. Впервые эта мадам Баттерфляй засветилась на экране в 1961 году в фильме «Мотра». Как приличная бабочка, Мотра изначально была личинкой, вылупившейся из яйца из-за того, что ее служительницы были вероломно похищены интервентами с большой земли (на своём укромном и, разумеется, пораженном радиацией островке Мотра была божеством). Добравшись до цивилизации Мотра трансформируется сначала в кокон, а затем в полноценную взрослую леди-Мотру, после чего и обрушивается на зарвавшихся похитителей.
Главное оружие Мотры — ее крылья, взмахи которых образуют шквалы ветра, сносящие на своем пути почти все движимое и недвижимое. С Годзиллой же мега-бабочку познакомили через год после ее дебюта, в 1962-м. С тех пор их неоднократно сталкивали в фильмах, но со временем Мотра обрела амплуа эдакой Афины в мире кайдзю — разумной, но боевой спасительницы, способной и человечество спасти, и Хэдору на скаку остановить.
Хэдора
Есть подозрение, что Лавкрафт, проживи он ещё лет 50, непременно описал бы Хэдору как-то вроде «хтоническое создание циклопических размеров». Смотришь на этого представителя семейства кайдзю, и невольно вспоминаются мифы Ктулху. Судите сами: во-первых, он прибыл на Землю из неизвестного человечеству уголка вселенной, будучи еще головастиком. Приземлившись в загрязнённый залив, он начал жадно поглощать нечистоты, бездумно сбрасываемые близлежащими корпорациями в лоно матушки-природы, в результате чего Хэдора стремительно вырос в размерах. Итогом этого становится формирование нового вида кайдзю, имеющего не вполне цельную форму и представляющего собой жуткий сгусток различных субстанций — настоящий крадущийся хаос. Хэдора способен летать, поражать соперников токсичных субстанциями и ударами тепловых лучей из скрывающихся в толще скверны красных глаз.
Кинодебют Хэдоры состоялся в фильме 1971 года «Годзилла против Хэдоры», который, по сути, представлял собой высказывание авторов на тему загрязнения человеком окружающей среды и необходимости принятия решительных мер в этом вопросе. В финале фильма Хэдора оказался повержен; экологическая проблема, спустя 48 лет, к сожалению, все также остается актуальной.
Еще о Лавкрафте:
Лавкрафтовский ужас и дотошность Алана Мура. «Провиденс» как гид в мир создателя Ктулху
Меха-Годзилла
Персонаж, чье имя говорит само за себя, впервые предстал перед зрителями в 1974 году, став главным злодеем фильма «Годзилла против Меха-Годзиллы». По сюжету, за созданием этого робота-кайдзю стояли злые инопланетяне, изначальная цель которых заключалась в терроре землян и заодно дискредитации Годзиллы. В итоге Меха-Годзилле так и не удалось выполнить свою конечную функцию, но нервы нашему здоровяку он потрепал изрядно. Ведь арсеналу металлического антагониста позавидовал бы любой техасец: и лазеры из глаз, и ракеты из лап, и огонь из пасти, и реактивные двигатели… В общем, чтобы повергнуть машину, Годзилле потребовалось приложить недюжинные усилия, что делает Меха-Годзиллу одним из его наиболее внушительных соперников. Стоит отметить, что в киновселенной Годзиллы лишь первый Меха имел внеземное происхождение. В последующих фильмах его аналоги создавались уже вечно озабоченными проблемой кайдзю людьми. В комиксе «Годзилла: Полувековая война» версия Меха-Годзиллы как раз-таки оказывается творением одного из землян.
Космо-Годзилла
Главгад фильма 1994 года «Годзилла против Космического Годзиллы». Этот кайдзю стал ещё одним свидетельством неуемной фантазии деятелей японского киноискусства, ведь история происхождения Космо более чем необычна. Дело в том, что он возник из клеток оригинального Годзиллы, которые попали в космос, где их затянуло в чёрную дыру. Там они кристаллизовались и сформировались до размеров взрослой особи Годзиллы, после чего он ринулся в родные земли, чтобы сеять хаос и творить беспорядки. Главная же цель Космо-Годзиллы, отличающая его от большинства других просто свирепых монстров, заключается в том, что он движим осознанной ненавистью и желанием уничтожить Годзиллу. Он обладает интеллектом, смекалкой, проявляет себя как отличный стратег. Почти Годзилла Сапиенс.
Кристальная основа, давшая Космо жизнь, проявляется в его внешнем виде: вместо присущих Годзилле шипов, агрессор имеет на спине гипертрофированные кристаллы, служащие источником его силы. Они помогают ему летать, выполняют функцию оружия и даже формируют защитный щит. Но в них же и слабость Космо-Годзиллы.
Гайган
Что будет, если соединить Меха-Годзиллу и Космо-Годзиллу? Получится Гайган — инопланетный терминатор, настоящая машина для убийств, отправленная своими создателями на Землю, чтобы уничтожить человечество. Примечательно, что в кино Гайган появился еще до Космо и Мехи, а именно в 1972 году в фильме «Годзилла против Гайгана». Вы тоже заметили, что названия фильмов постоянно сводили к нулю всю интригу о злодее очередной картины?
Как бы то ни было, Гайгану было чем впечатлить искушенную публику. Вместо глаз у него был красный тепловизор, стреляющий лазером. Вместо рук — огромные крюки, скорее даже косы, которые в последующих фильмах заменили на бензопилы. На груди циркулярная пила. Три крыла-плавника, делающие исполина еще и грозной воздушной угрозой. Стоит ли говорить, какой катастрофический урон этот маньяк нанес и без того несчастному Токио? Еще ужаснее то, что Гайган прибыл не Землю не один, а в компании, пожалуй, самого чудовищного и известного врага Годзиллы — Кинга Гидоры.
Кинг Гидора
Вот мы и подобрались к архи-врагу Годзиллы. Космический трехглавый дракон ужасающих размеров, который мечет электрические разряды из своих пастей и нещадно хлещет врагов парой хвостов. Неимоверная живучесть, мощь, регенеративные способности — Кинг Гидора обладает полным комплектом качеств персонажа, заслуживающего звания главного босса. При этом у Кинга нет передних лап, но учитывая, как бодро он раскидывает врагов в той или иной схватке, ему это не сильно мешает.
Действует он не вполне самостоятельно — его разум контролируется представителями загадочной внеземной цивилизации. Но не всегда; так, когда-то обитая на планете Венера, Гидора уничтожил там все живое, руководствуясь исключительно собственной склонностью к разрушению. Об этом рассказывается в первом фильме с участием монстра «Гидора, трёхголовый монстр» 1964 года. Прошло 55 лет, но по-прежнему Кинг Гидора сохраняет свой королевский титул — подтверждение тому «Король монстров» 2019 года.
- Какие комиксы можно почитать, если после Death Stranding вам хочется еще фантастики