«Глазами пса»: обаятельный ретривер против злых духов

С 16 октября в российский прокат выходит хоррор «Глазами пса». Режиссёр Бен Леонберг снял в нём собственную собаку — новошотландского ретривера Инди. Кинокритик Тимур Алиев рассказывает, как это кино заставляет переживать и за человека, и за его верного спутника.
Страна: США
Жанр: ужасы
Время: 1 час 12 минут
Режиссёр: Бен Леонберг
Сценарий: Алекс Кэннон, Бен Леонберг
В ролях: Инди, Шэйн Дженсен, Ариэль Фридман, Ларри Фессенден
Премьера: 8 марта 2025; 16 октября 2025 — в России
Рейтинг: 16+
Оценка: IMDb — 6.5 / Кинопоиск — 6.1 / Letterboxd — 3.1
О чём кино
Главный герой, парень по имени Тодд (Шэйн Дженсен), страдает от заболевания лёгких. Однажды он решает перебраться из мегаполиса в старый дом в лесу, где когда-то жил его дед. Тодд уезжает за город вместе с псом Инди. С первых минут на новом месте ретривер начинает подозревать неладное.

Музыку для фильма написал композитор Сэм Боуз-Миллер
Источник: Independent Film
То по стенам ползут какие-то загадочные тени-силуэты. То в подвале раздаются жутковатые шумы, хотя там вроде бы никого нет. Однажды Инди замечает на полу в кухне следы мокрых ног, хотя Тодд в это время лежал наверху. При столкновении с неизвестным ретривер то скалится, то лает, но для хозяина это поведение пса необъяснимо.
Со временем излишняя активность Инди начинает раздражать Тодда. Тогда парень выгоняет собаку из дома, сажает на цепь у собачьей будки и приказывает оставаться на месте. Останавливает ли эта команда Инди от стремления спасения хозяина от жутких духов? Нет!
Кто это придумал

Режиссёр Бен Леонберг потратил 400 дней, снимая своего пса Инди
Источник: Independent Film
Режиссёр-дебютант Бен Леонберг работал над «Глазами пса» (в оригинале Good Boy, буквально «Хороший мальчик») около трёх лет. Он снимал пса в естественных условиях — часто съёмочный процесс останавливали, потому что у Инди было не то настроение. Спродюсировала проект Кэри Фишер, супруга Леонберга. Название их компании «Whatʼs Wrong With Your Dog?» — отсылка к дебюту.
Идея зловещего триллера родилась из наблюдений за Инди. Бен начал замечать, что пёс время от времени пристально смотрел в тёмные углы дома и лаял на пустоту. Тогда-то Леонберг решил развить замысел и рассказать, что было бы, будь у собачьих страхов какое-то реальное обоснование.
Собачий взгляд

В российском прокате «Глазами пса» вышел под эгидой дистрибьютора «Вольга»
Источник: Independent Film
Одна из главных фишек фильма — собачья оптика. Камера располагается не столько на уровне глаз Инди, а чуть выше. Не переживайте, «Глазами пса» — не монохромное кино (как известно, у собак дихроматическое зрение, они видят лишь оттенки синего и жёлтого). Люди в картине чуть размыты и видны не целиком — лица Тодда мы, например, почти не видим.
Особое внимание фильм уделяет тому, что для собак самое главное — шорохам, оттенкам, запахам и звукам. Такой подход сильно влияет на восприятие хоррор-составляющей. Зрители оказываются в положении существа, которое чувствует опасность, но, во-первых, не может объяснить хозяину, во-вторых, далеко не всегда может предупредить её. Инди просто не знает, что такое призраки, но отчаянно старается защитить хозяина.

Съёмки проходили на натуре в северной части штата Нью-Йорк
Источник: Independent Film
Для Леонберга собачье восприятие — приём драматургии. До начала событий зритель не знаком ни с прошлым героев, ни с какой-либо экспозицией дома, куда приезжает главный герой и его пёс. Никаких чётких пояснений, только короткие фрагменты старых VHS-записей с участием деда и Бандита, его собаки. Это создаёт особое напряжение: саспенс нарастает удивительным образом, благодаря эмоциональной связи собаки и хозяина.
Всякий раз, когда Инди сталкивается то с призраком, то с жутким силуэтом, зритель автоматически напрягается. Но зло оказывается не тем, чем кажется: в одном случае Инди встречает охотника в охотничьем камуфляже, в другом он сталкивается с метафорическим изображением болезни хозяина, которая воплощена в понятных собачьему сознанию образах.
Как это выглядит

Пёс Инди обожает морковь, но лакомством его на съёмках не угощали, так как его восторг не вписывался бы в атмосферу фильма
Источник: Independent Film
Низкие ракурсы, акцент на крупных планах животного (в частности, морду, нос и лапы), бесконечная игра света и тени — всё это и многое другое работает на незабываемую атмосферу картины. Как и в реальности опасность может скрываться практически в каждом тёмном углу, а может быть и нет. Наибольшую жуть ожидаешь увидеть в подвале, в котором, по словам Тодда, всегда пахнет гнилью.
Даже монтаж в «Глазами пса» будто работает по собачьим канонам. Сцены сменяют друг друга не совсем в контексте человеческого восприятия — из-за этого кажется, что повествование не вполне линейное, а обрывочное. Особенно во второй половине фильма, где в кадр вторгаются различные спецэффекты и компьютерная графика — в образе жуткой руки или полупрозрачного призрака.
Плюсы картины

Игра пса Инди принесла ему первую в истории награду «Howl of Fame» (дословно — «Лай славы») на фестивале SXSW
Источник: Independent Film
Это безумно обаятельное и эмоционально насыщенное кино. При этом режиссёр не пытается, например, выжать из зрителя слёзы дешёвыми трюками или испугать тривиальными скримерами. Автор создаёт трогательный портрет отношений человека и собаки — каждый пронзительный взор Инди раскрывает его лучше сотен слов.
В кино отлично работает метафорическая составляющая. Если на поверхности это история о доме с привидениями, то внутри — размышление о том, как мы не замечаем опасность, игнорируем тех, кто пытается предупредить о ней, и теряем социальные связи с близкими. Связь Тодда и Инди медленно, но верно разрушает зловещая болезнь хозяина, а призраки — внешнее проявление физического полураспада.
Минусы фильма

Сайт Rotten Tomatoes на сегодняшний день присвоил «Глазами пса» 89% свежести
Источник: Independent Film
Одна из проблем этого кино — оно заканчивается, причём довольно быстро. Хронометраж фильма всего 73 минуты: едва зритель начинает проникаться повествованием, как оно обрывается (не вполне органично). Несмотря на такую продолжительность, в итоговом монтаже остаётся несколько сцен, которые содержательно повторяются. В частности, Инди видит что-то зловещее, пытается привлечь внимание Тодда, но он игнорирует пса.
Раскрытия людей ждать не стоит. Голос Веры (сестра Тодда) в телефоне остаётся таковым на протяжении всего фильма. Да и сам хозяин не то чтобы становится объёмным персонажем. С одной стороны, это оправдано концепцией картины, с другой, понимания человеческих граней в отдельных моментах элементарно недостаёт.
Итого

Сборы фильма в США составили 4,9 $ млн
Источник: Independent Film
«Глазами пса» — маленькое чудо-кино. Фильм, который одновременно старается работать как хоррор и как драма о дружбе и верности. Во времена дорогих блокбастеров и бесконечных комикс-франшиз мировое кино не оставляет без внимания камерные истории, корни которых — в личном опыте авторов. Если после просмотра вы захотите лишний раз обнять своего четвероногого друга крепче обычного, значит Бен Леонберг всё сделал правильно.
