«„Танки“ никуда деваться не собираются». Интервью с основателем Wargaming Виктором Кислым
— Вы как-то сказали, что некоторые сотрудники компании частенько заботились о самих себе, не уделяя должного внимания World of Tanks. Что имели ввиду под этой фразой и что изменилось с тех пор?
— Это стандартная проблема для любого бизнеса или компании. Патрик Ленсиони, автор моих любимых бизнес-книг, выделяет «пять соблазнов CEO». И самый первый соблазн, порок — это поставить свои личные интересы выше интересов команды. То есть поставить свое повышение, свою зарплату превыше всего. Ты вроде бы понимаешь, что для компании было бы лучше вот так, а не иначе — но действуешь вразрез с интересами фирмы.
Это очень сложное качество — чтобы человек сам себя мог заставить выбрать нужный путь. Все-таки если совет директоров поставил человека на какую-то важную позицию, то от этого человека ждут, что он будет действовать в интересах компании. И вот Патрик говорит: «Если вы в своей компании добьетесь такого положения вещей, то ваша компания будет процветать. А если вы не будете обращать на это внимания, то ничего хорошего не получится». И вот от таких людей — которые ставят свои интересы превыше всего, в чьих глазах перестал гореть огонь — от таких людей лучше в компании избавляться.
Раньше у нас в Wargaming действительно бывали такие случаи, сейчас оно стало получше. В частности потому, что мы изменили структуру управления компанией.
— «Танкам» уже девять лет — ощущаете ли вы какой-то отток игроков… или может, наоборот — их число только растет?
— Ну, мы замеряем от года к году, и особое внимание уделяем лету. Это самый «мертвый» период — отпуска, все такое, поэтому каждый год мы фиксировали определенное падение. Бояться этого не следует, даже наоборот — стоит как-то поддержать оставшихся, придумать акций на осень, когда люди вернутся, и вообще потратить это время с пользой.
Так вот. В этом году мы в лето «вошли» значительно лучше, чем в предыдущих годах. Так что говорю вам без ложной скромности — «Танки» никуда деваться не собираются. Это мощное культурное явление, над которым мы работаем уже много времени и собираемся работать и работать еще. Главное сейчас — не лажать, выпускать обновления, графику там улучшать, баланс исправлять. Но самое главное — это режимы. Вон, 26 августа в «Танках» появился battle royale — настоящий, красивый…, но пока что только в виде временного ивента. А там посмотрим на отзывы, и если игрокам зайдет — то выпустим в виде постоянного режима.
И мы без шуток работали над этим режимом полтора года — прямо с того первоапрельского события, где впервые этот режим выкатили. Надеюсь, игрокам понравится.
— Некоторые игроки постоянно твердят, что сотрудники WG в свои игры не играют. Мы-то знаем, что на самом деле играют — но, может, у вас найдется, что еще сказать таким скептикам?
— Понятно, что загонять насильно разработчиков в свои же игры никто не будет. Я вот лично в «Танки» играю. Да, не каждый день — но иногда бывает так, что вот вечером сяду и до утра просиживаю. Да и многие разработчики играют, что уж там. Не все, но многие. Частично это из-за вышеупомянутой смены структуры управления — главам тех или иных отделов проще самим играть, чтобы понимать, что к чему.
— Вернемся к WoT: раньше вы себя называли поклонником немецкой техники. Что-то изменилось?
— «Поклонник»… Да, у меня есть «Маус» — это правда. И он мне очень нравится. Но вообще сейчас это все больше под настроение — вон, и на японском «Тип-5» в последнее время частенько выезжаю. Так что какой-то философской концепции по поводу немецкой техники у меня нет.
Вообще, если хотите, то вот вам официальное заявление: «„Маус“ — это настроение».
— Вот вы говорите, что «Танки» — это культурное явление, что они будут всегда. А куда собираетесь двигать игру дальше — после «баттл рояля»? Или еще не решили?
— Будем добавлять новые режимы. Сейчас вот «рояль», затем полноценные гонки. Да-да, гонки на танках — с перестрелками, все такое. У нас уже был вариант этих гонок в игре, только сделанный на коленке. Сейчас же все будет серьезно и круто, первую итерацию планируем выкатить уже в сентябре–октябре, а дальше как обычно, в зависимости от фидбека игроков.
Мы за годы разработки вот что поняли — это наше культурное явление должно постоянно обрастать новыми возможностями (читай — режимами) в дополнение к основному. Поэтому и стали вводить подобные фановые вещи вроде хэллоуинского режима, танкового футбола, гонок и других вещей. Еще понемногу работаем над историческими PvE-режимами для тех, кто предпочитает более серьезные вещи.
— Кстати, насчет PvE! Не планируете в «Танки» на ПК добавлять сюжетные задания? На консолях же у вас такое есть…
— Мы вот как раз запилили нормальный искусственный интеллект — долгое время его не было, просто потому что руки не доходили. PvP отнимало слишком много времени, сейчас же все будет куда проще. Правда, не ждите каких-то «сюжетных» миссий в духе «танк появился на карте, пошел налево, встретил там бабушку и взял у нее задание на убийство крыс в подвале». Скорее всего, это будет просто имитация какого-то боестолкновения с определенными задачами. Так что будем пробовать — PvE мы раньше особо не развивали, но сейчас есть и инструментарий, и время, так что сделать что-нибудь интересное сможем.
— А что насчет режимов в целом? На консолях у вас есть режимы, недоступные ПК-игрокам, — планируете что-то с этим делать?
— Да, такие и правда есть. Например, на консолях есть «режим командира» — это ассиметричный стратегический режим, похожий на «Поле боя», но со своими нюансами. В нем семеро игроков воюют против одного командира. Те семеро сидят по своим танкам, как в обычных режимах, а я один сижу играю как будто в RTS — раздаю приказы своим танкам, задаю им направление для движения и так далее. Я правда плохо представляю, как вообще играть в RTS на геймпадах, поэтому играю в этот режим с клавиатурой и мышью — благо игра у нас их полностью поддерживает.
И вот, собственно, я один сражаюсь против семерых игроков, причем в любой момент я могу «впрыгнуть» в любой танк по нажатию одной клавиши и управлять им так же, как управляю танками в других режимах. То есть, например, вот все танки разъехались, вижу где-то проблемы — переключаюсь на нужный танк и решаю эти проблемы самостоятельно. И не нужно кричать «Куда ты, дубина, поехал!», потому что за все косяки в этом режиме ответственен я сам. Естественно, сражаясь с моими AI-танками, игроки имеют преимущество — по хитрости, умению маневрировать, может быть, — но я в любой момент могу этим танкам помочь, разрешив ситуацию в свою пользу.
И люди играют, вроде как большинству попробовавших нравится. Бывают, конечно, те, кому RTS не нравятся — они один раз попробуют и больше не приходят. А есть такие, которые один раз попробуют и потом за уши не оттащить. Мы этот режим включаем нечасто, но каждый раз люди, которым он понравился в первый раз, сбегаются туда и оттуда не выходят, пока режим не кончится. И это несмотря на то, что консоли, в общем-то, совсем не платформа для стратегий.
Что же касается релиза этого режима для ПК — сейчас режим находится в бете, поэтому считайте, что мы тренируемся «на кошках». Вот как отшлифуем и сделаем все как надо — там и для компьютеров его можно будет анонсировать.
— Если мы вдруг начнем говорить о популярности «Танков» — где аудитория больше, на ПК или на консолях?
— На ПК, конечно же. Даже если мы рассматриваем обе консоли сразу. На компьютерах играет на порядок больше людей. Хотя и консольные «Танки» не жалуются на отсутствие аудитории. Вообще, на консолях же тогда не было free-to-play проектов, и мы, по сути, были первыми, кто сумел «пробить» Microsoft и Sony, прогнули сто уровней их бюрократической машины, и они разрешили нам делать то, что мы делаем. В итоге мы получили возможность выпускать быстрые апдейты, стало меньше возни с сертификацией и прочих проблемных вещей.
— Ранее вы упомянули, что в «Танках» у вас есть ассиметричный стратегический режим. А к разработке стратегий не планируете вернуться? А то у фанатов жанра нынче не то чтобы много поводов для радости…
— Отвечу так. Компания у нас называется Wargaming — военные игры, то есть — стратегии в нашей ДНК. Недавно мы вот выпустили Master of Orion, лицензия на которую у нас появилась буквально случайно, мы ее выцепили не буду говорить у кого и выпустили игру, чтобы вернуть и молодежи, и старикам «Мону Лизу», чтобы все-таки новые игроки смогли приложиться к святыне. И, надо сказать, небезуспешно сделали — и в плюс небольшой в итоге вышли, и имя свое кармически, так сказать, слегка почистили.
Увы, стратегии, которые продаются «в коробках», экономически сейчас очень сложно реализовать. Если мы вдруг вот сейчас сядем и сделаем, я не знаю, еще одну «Операцию „Багратион“» — то это будет такой вид благотворительности. Я сейчас очень надеюсь, что у Electronic Arts получится успешно «ребутнуть» Command & Conquer (речь о Command & Conquer: Remastered — ред.). Может, это даст жанру второе дыхание.
— А еще вы одно время хотели сделать что-то вместе с Крисом Тейлором (автор Total Annihilation и Supreme Commander — ред.) — почему не сложилось?
— Если коротко — то мы приняли совместное решение разойтись. Он на нас не в обиде, мы на него не в обиде, так что сейчас это все осталось в прошлом, и ворошить грязное белье не очень хочется. Увы, но с того момента, как мы с ним заключили договор, слишком многое поменялось, и нам пришлось разбежаться.
— Назовете одну прямо самую любимую игру от Wargaming, и штуки ну хотя бы три — от других студий?
— Ну у меня это, разумеется, «Танки».
И не потому что они успешны финансово или что-то такое — нет, я просто в них больше всего отыграл. Иногда, знаете, закрываешь так глаза — и прямо перед глазами вот видишь какой-нибудь танк, в которой хочется прыгнуть и опять пойти воевать. Сейчас вот, правда, на себя одеяло перетянул «Калибр», в который мы с одиннадцатилетним сыном играем буквально каждый день, но «Танки» все равно вне конкуренции. Вообще, конечно, я все наши игры люблю, но раз уж вопрос был про «самую любимую» — то я так и отвечаю.
Что касается игр от других студий… тут с огромным отрывом побеждает Civilization. Я в принципе обожаю всю серию целиком, но конкретно сейчас играю в шестую, потому что предпочитаю только самое новое и проапдейченное. Для меня, пожалуй, единственный минус «Цивы» — это то, что на высоких сложностях AI там натурально читерит и буквально рисует себе ресурсы прямо из воздуха. Это как-то некрасиво совсем, и меня очень сильно расстраивает. Ну, а еще две любимых… с этим сложнее. Я в остальные игры особо не играю. Один умный человек мне как-то сказал, мол, «ты хотя бы на „Твиче“ за ними следи» — вот этим я занимаюсь, да. Так что кроме «Цивилизации» любимых, пожалуй, и нет. Ну если из старых — то это, пожалуй, Doom, Unreal Tournament, думаю, вот еще новый «Дум» поставлю, попробую.
А в остальном — нет, только «Цива». Если есть свободное время, то оно почти всегда уходит на партию в «Цивилизацию». Иногда причем случается хрестоматийное — «ну еще один ход!» говорю, только если раньше так приходилось маме говорить, то теперь вот жене.
— И напоследок — жалеете ли вы о какой-нибудь упущенной возможности в индустрии? Прямо сильнее всего.
— Вещей, о которых жалею, — много. Некоторые, правда, под NDA, поэтому ничего сказать не смогу. Но если из общедоступного — то обычно жалею о каких-то проектах, в которые был шанс вложиться, а мы подумали и отказались. Ну и еще одно сожаление — слишком поздно решили ворваться на мобильный рынок. WoT: Blitz, конечно, неплохо зашел, но это все-таки не совсем то.
Кстати, если говорить про мобильную индустрию, то могу выделить там еще одну свою любимую игру — Clash Royale. Вот она мне прям мозг взорвала тогда. Это, знаете, максимально простая и доступная для массового игрока RTS, которая ограничивается всякими там эликсирами и рандомностью колоды. Благодаря этому даже моя жена, которая совсем не эксперт в стратегиях, может спокойно играть со мной вместе. Беда правда в том, что у подобных игр безумная совершенно монетизация, глубины у которой просто не найти.
В общем, да, слишком мы поздно взялись за мобильный рынок. А он сейчас, как ни крути, это будущее. Пусть это и не всем нравится.
- Кстати, о режиме Battle Royale в World of Tanks мы рассказывали подробно в отдельном материале.
- А еще мы беседовали с Евгением Криштаповичем — паблишинг-продюсер World of Tanks.
- Wargaming недавно перекрасил БелАЗ в в стиле «танков». На это ушло 160 баллонов краски!
- Если вдруг окажетесь на Wargaming Fest, не пропустите выступление The Offspring.