Фильмы для подростков: культовые комедии, хорроры и sci-fi о школе и переходном возрасте
Подростковое кино coming-of-age — не устаревающий жанр, который позволяет взглянуть на своё собственное отрочество свежим взглядом или ностальгически соскучиться по школьным годам. В этой подборке редакция «Канобу» решила вспомнить культовые, безызвестные и не совсем традиционные фильмы о тинейджерах и переходном возрасте разных жанров и эпох: хорроры, драмы, уморительные комедии, 80-е и 90-е.
«Середина 90-х» (Mid 90s), 2018
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Джона Хилл
В ролях: Санни Сулджик, Лукас Хеджес, Олэн Пренатт, Кэтрин Уотерстон, На-кел Смит, Джио Галисия, Райдер Маклафлин, Алекса Деми
Фильм Джоны Хилла и студии A24 об эпохе 90-х закономерно навевает «Детками» режиссёра Ларри Кларка и сценариста Хармони Корина, последний, к слову, даже удостоился своего камео. Подростковая комедийная драма о группе скейтеров, мчащих под голоса Моррисси и Курта Кобейна по дорогам маргинального Лос-Анджелеса. Главный герой, 13-ти летний добрый парнишка Стиви, живёт со старшим недружелюбным братом и любящей матерью, которая едва держится на плаву. Стиви сбегает от проблем в скейтерский магазин, где знакомится с четырьмя ребятами постарше. Не то укуренные, не то с рождения легкомысленные, новые друзья Стиви живут виражами на досках, а взрослеют через экстрим.
Ничего плохого, страшного или обидного фильм Хилла не покажет, хотя остросоциальный нерв здесь явно имеется, но он нужен скорее для разбега чувства родства с героями и узнавания своих личных историй.
«Середина 90-х» — отчасти автобиографическое кино. Когда-то Джона-тинейджер выбегал из элитной школы и, не возвращаясь в обеспеченный дом, шёл тусоваться со скейтерами в западные неблагополучные районы LA. Вспомнить тёплые времена детства — не редкость для режиссёрских дебютов, но только сердечность автора к первому материалу может дать необходимую смелость и раскованность в следующих проектах. Поэтому Хилла доверил душу своего кино оператору Крису Бловелту, в прошлом такому же скетеру-подростку. Бловелт записывает юношеские впечатления героев на плёнку Kodak Super 16 и камеру Arriflex 416, порой меняя её на потёртую VHS, что позволяет фильму работать как трушный оммаж эпохе независимого кино 90-х и эстетике скейтборд-видео. По итогу личный опыт режиссёра сложился в общедоступную историю, снятую в простых и понятных раскадровках детства.
«Бескрайняя ночь» (The Vast of Night), 2019
Жанр: детектив, драма, фантастика
Режиссёр: Эндрю Паттерсон
В ролях: Сьерра Маккормик, Джейк Хоровиц, Гэйл Кронау, Брюс Дэвис
Одним тёмным вечером в 50-е, пока весь небольшой городок Каюга собрался смотреть баскетбольный матч в местной школе, старшеклассница Фэй, подрабатывающая телефонисткой, столкнулась с чем-то непостижимым. Героиня принимает странный звонок. По ту сторону провода — тревожный женский голос, просящий о помощи. Но речь незнакомки обрывается — взамен звучит жуткий сай-файный шорох. Фэй тут же звонит своему другу Эверетту, ведущему радиопередачи, и герои решают пустить записанный сигнал в эфир, надеясь получить ответы от слушателей. Как оказалось, похожее звучание не раз слышалось многим жителям Штатов, уверенных, что его произвели инопланетяне.
Очень тёплый, ностальгический и уютный фильм Эндрю Паттерсона — редкий случай малобюджетной картины без спецэффектов, которая одной атмосферой достигает необходимой для фантастики амплитуды саспенса. Подростки в поисках правды проезжают по спящим пригородам, в духе Малдера и Скалли из «Секретных материалов» забредая в дома к аутентичным обитателям субурбии. Интригующий сюжет об инопланетном вторжении, вайб «Сумеречной зоны», обаяние молодых актёров и лаконичный финал — не единственные достоинства этого кино: режиссёр здесь осмысляет специфику различных медиумов — радио, телевидения, и использует их техники, чтобы изобразить и услышать видимое и невидимое.
«Леди Бёрд» (Ladi Bird), 2018
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Грета Гервиг
В ролях: Сирша Ронан, Бини Фелдштейн, Лори Меткаф, Тимоти Шаламе, Трэйси Леттс, Лукас Хеджес
Полу-биографический дебютный фильм режиссёрки поколения Греты Гервиг, которая начинала как сценаристка и актриса мамблкор-фильмов. Бунтарка с розовыми волосами Кристин по прозвищу Леди Бёрд вечно воюет с матерью за право самовыражения, радикально отстаивает своё мнение, ищет себя, влюбляется и разочаровывается. Девчонка учится в выпускном классе католической школы и готовится к экзаменам. Год до вступления во взрослую жизнь проносится в раздумьях о будущем и в страхе не угнаться за желаемым. Семья Кристин живёт скромно, старший брат, выпускник Беркли, работает в супермаркете, мать — медсестрой, а Леди Бёрд мечтает поступить в престижный и дорогущий колледж Восточного побережья — лишь бы подальше от калифорнийского Сакраменто, родного городка, который ей изрядно наскучил.
Пускай в насущных делах у Леди Бёрд полно хлопот, а мечтам пока не предвидится сбыться, фильм о ней кажется беззаботным. Гервиг запутала свои воспоминания о детстве в Сакраменто и тинейджерском душевном состоянии в облик противоположной от неё девушки, но такой понятной зрительскому взгляду. Не пройдёт и получаса метража, как в этом повествовании привидится что-то своё, откликнутся знакомые подростковые переживания. «Леди Бёрд» с первых сцен влюбляет в свою внешне легкомысленную, но многогранную натуру.
«Оно» (It Follows), 2014
Жанр: ужасы
Режиссёр: Дэвид Роберт Митчел
В ролях: Майка Монро, Кейр Гилкрист, Лили Сепе, Джейк Вири, Оливия Луккарди, Дэниэл Дзоватто, Бэйли Спрай
Джей, студентка университета, отправилась на свидание, а после секса очнулась связанной в заброшенном здании. Её парень начал невнятно рассказывать о неком проклятье, извиняться, мол, на Джей будут охотятся некие странные люди, которые будут видны только ей. Восприняв свидание за неудачу, а слова парня за бред сумасшедшего, Джей продолжает заниматься своими делами. Но однажды, заскучав на паре, она замечает голую женщину, а после ещё несколько следующих за ней незнакомцев. Быстро поняв, что преследователь в разных обличиях — потустороннее зло, намеренное её убить, Джей вместе с друзьями начинает искать противоядие от проклятья. Но вскоре герои узнают, что от этой «болезни» можно избавиться, передав её половым путём.
«Оно» — хипстерский независимый ужастик от режиссёра Дэвида Роберта Митчелла, неспешно погружающий в сюрреальную атмосферу калифорнийского городка. Этот хоррор пугает не скримерами, а равномерно распределённым ужасом: монтажная склейка и внутрикадровый монтаж в любую минуту могут привести в центр действия сталкера, ожидающего в глубине кадра. Жутко будет, но несмотря на страшность, «Оно» — скорее осеннее и очень уютное кино о юности. В отличие от многих фильмов о школьниках и студентах, это не рисует образ яркой и бурной молодости, а обращается к альтернативным героям. Скучающим нигилистам, эстетам, тем, кто смотрит Эйзенштейна на маленьком экране олдскульного телефона.
Режиссёр неспешно романтизирует осеннюю скуку первого семестра, заставляя окунуться в тревоги переходного времени.
«Рука-убийца» (Idle Hands), 1999
Жанр: ужасы, комедия
Режиссёр: Родмен Флендер
В ролях: Девон Сава, Сет Грин, Элден Хенсон, Джессика Альба, Вивика А. Фокс
Трэшовый, малоизвестный и очень весёлый ужастик про старшеклассников-лентяев, которые в разгар Хэллоуина столкнулись с немыслимым — зло из преисподней вселилось в ладонь одного из героев. Дело было вот как: однажды старшеклассник Энтон проснулся и обнаружил в доме трупы своих родителей, тут же решив, что в городке орудует маньяк. Действительно, по Штатам распространилось безумие — людей убивают тут и там при загадочных обстоятельствах. Но в случае Энтона убийства произошли по вине его правой руки, которая с недавних пор действует сама по себе. Смерти от несчастной ладони множатся и Энтон решает отрубить свою руку, но та не сдаётся и продолжает ползать за героем и его друзьями по пятам до тех пор, пока не заберёт чью нибудь душу в преисподнюю.
У этого кино жутко низкие рейтинги на The Rotten Tomatoes, но его однозначно стоит отложить на вечер совместного просмотра с друзьями, здесь полно чёрного юмора, откровенной глупости, тинейджерского ребячества и отсылок к классическим хоррорам. И, что самое важное, типичный бунт переходного возраста здесь выражен в крайне радикальной и абсурдной форме.
«Плезантвиль» (Pleasantville), 1998
Жанр: комедия, мелодрама
Режиссёр: Гэри Росс
В ролях: Риз Уизерспун, Тоби Магуайр, Уильям Х. Мэйси, Джефф Дэниелс, Джоан Аллен
На дворе 1998 год, а житель американского пригорода, подросток Дэвид, всё ещё заворожённо смотрит чёрно-белые телесериалы 50-х о наивном и мечтательном городке «Плезантвиль». Дженнифер, сестра Дэвида, в это время ходит на свидания, по возвращении подшучивает над братом-аутсайдером. Однажды во время ссоры сиблингов пульт от телевизора ломается и герои переносятся в чёрно-белый утопический мир Плезантвиля.
В нём у них появляются новые имена: у Дженнифер — Мэри-Сью (имя архетипического персонажа, обладающего крайне возмутительным везением и гипертрофированными чертами), у Дэвида — Бад. Героям приходится нелегко в идеализированном мире, в котором не существует никаких проблем, но нет и ярких эмоций и красок. В местной школе учатся одни простофили, общество здесь крайне консервативно и цензурировано — не одобряет даже поцелуи. К несчастью, Дженнифер приходится подстраиваться под странные порядки — Дэвид считает, что если следовать наивному и утопическому сюжету сериала до конца, то они смогут вернуться домой.
Фильм Гэри Росса не сразу полюбился публике, в кинотеатрах он почти ничего не собрал, но хорошо разошёлся в видеопрокате, впрочем такая судьба постигла многие подростковые фильмы 90-х. «Плезантвиль» сочетает современную взбалмошность и раскрепощённость с нафталиновыми, но такими романтичными 50-ми, отражая противоречия нового и старого, их взаимный бунт против друг друга.
«Рискованный бизнес» (Risky Business), 1983
Жанр: драма, комедия, криминал
Режиссёр: Пол Брикман
В ролях: Том Круз, Ребекка Де Морнэй, Джо Пантольяно, Ричард Мейсер, Джанет Кэрролл, Бронсон Пиншо
Вышедший в 1983 году фильм Пола Брикмана был встречен весьма неоднозначно для своего времени из-за того как были раскрыты поднятые в нём темы, однако он довольно быстро стал культовым благодаря мастерски переданной атмосфере, в которой обитала золотая молодёжь 80-х, музыкальному сопровождению и, конечно, обилию запоминающихся сцен в которых смог проявить себя совсем ещё молодой Том Круз. Его герой — Джоэл Гудсон, живущий в дорогом спальном районе Чикаго, готовится к поступлению в колледж. Родители довольно строги с ним, поэтому лучше их не разочаровывать. Перед самыми экзаменами они уезжают, оставляя подростка наедине с его горячей головой, пустым домом и дорогим порше. Все это вскоре дополняют проститутка по имени Лана, погоня от сутенеров, секс, разбитая машина и долг в 8 тысяч долларов, который нужно закрыть до конца фильма, чтобы родители ничего не узнали.
Фильм критикуют за репрезентацию свободного предпринимательства как аморального бизнеса. В центре фильма простой постулат: руби бабки как хочешь. Устроить бордель из дома родителей для богатых подростков с района — пожалуйста. Фильм даже романтизирует эту тему. Другая идея фильма более классическая для жанра подростковой комедии — потеря невинности и вступление во взрослую жизнь. Картина Брикмана стала чем-то вроде «Беспечного ездока» для поколения MTV, фильмом о молодёжи, пытающейся вырваться из затхлой жизни американского пригорода.
«Первому игроку приготовиться» (Ready Player One), 2018
Жанр: фантастика, боевик, драма, комедия
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон, Саймон Пегг, Лина Уэйте, ТиДжей Миллер
Мир будущего, 2045 год, людей захватила увлекательная игра OASIS, созданная гением Джеймсом Холидеем. Она дарует игрокам альтернативу их беспощадному настоящему — прекрасную виртуальную реальность. Подросток-сирота Уэйд Уоттс из перенаселённого Колумбуса живёт в OASIS свою лучшую жизнь под псевдонимом Персифаль. Но когда голограмма уже умершего Холидея объявляет о специальном квесте, победа в котором приведёт к полному контролю над компанией и миллиардному состоянию, подросток решает включиться в забег. Вместе с Артемидой и другом Эйчем, Уэйд постепенно решает все загадки создателя и герои вырываются на первые позиции рейтинга. По ходу игры им предстоит столкнуться с главой корпорации Ноланом Сорренто, который не намерен отдавать свой пост и заслал в игру корпоративных служащих.
Фильм похож на помесь фильмов «Трон», «Робокоп» и «Пятый элемент». В адаптацию одноимённого романа Эрнеста Клайна, Спилберг замешал сотню отсылок к классическому сай-фаю, а заодно неловкий антикапиталистический и антикорпоративный месседж.
Несмотря на политическую суету в центре сюжета, это кино говорит о юности на довольно детском и наивном языке, которому привычно оперировать антонимами: хороший-плохой, добрый-злой, ложь-истина.
Но именно эта простота делает просмотр каким-то душевным и ностальгическим: всё-таки тут смелые подростки дают пинок всем плохим взрослым-узурпаторам.
«Наполеон Динамит» (Napoleon Dynamite), 2004
Жанр: комедия
Режиссёр: Джаред Хесс
В ролях: Джон Хидер, Джон Грайз, Эфрен Рамирез, Аарон Руэлл, Дидрих Бадер, Тина Мажорино, Сэнди Мартин
Культовый MTV-шный инди-фильм Джареда Хесса («Зачинщики») переносит в солнечный штат Айдахо, в городок Престон, где живёт старшеклассник-изгой Наполеон. Наполеон уже привык, что ему никак не вписаться в общество, поэтому занимается разной фриковатой ерундой в одиночку — рисует лигров или играет в тетербол. Но однажды в его школу переводится новенький латиноамериканский парень Педро, с которым Наполеону вдруг удаётся найти общий язык. Педро плохо говорит по-английски, и, не успев адаптироваться в новом коллективе, он уже начал мечтать об однокласснице Саммер. Та, естественно отказывается идти с новеньким на свидание. Чтобы привлечь её внимание, Педро решает баллотироваться в старосты класса, и вступает с «девушкой мечты» в политическую борьбу за достойный титул, а Наполеон идейно спонсирует выборную кампанию нового друга.
«Наполеон Динамит» обладает весьма простым содержанием и даже классическим сюжетом подростковой комедии, но фильм поражает своей странностью и эффектом отстранения — Наполеон не может влиться в среду, так и зрители фильма могут почувствовать неловкость при просмотре. Но именно на этом ощущении строится забава и игривость картины Джареда Хесса. «Наполеон Динамит» незаметно через микро-панчлайны и пристальный взгляд на абсурдность жизни американской глубинки находит самые выразительные стереотипы, бытующие в американском обществе. А через героя-аутсайдера по итогу пытается сделать аутсайдера из зрителя, и эта стратегия отлично работает: начинаешь принимать странности главного героя за свои.
«Смертельное влечение» (Heathers), 1988
Жанр: комедия, триллер
Режиссёр: Майкл Леманн
В ролях: Вайнона Райдер, Кристиан Слэйтер, Лизэнн Фальк, Шеннен Доэрти, Ким Уокер, Пенелопа Милфорд
«Усэтерберг Хай» — типичная школа со своими порядками и иерархией. Здесь всем заправляет группировка девчонок «Версеск», состоящая из трёх девушек по имени Хезер и Вероники. Героини привыкли издеваться и подшучивать над одноклассниками, но однажды их проделка заходит слишком далеко. Вероника полностью разочаровывается в каждой из Хезер и решает сбежать из «Вереска» в объятия новенькому парню Джейсону Дину. Поначалу их романтические отношения кажутся нормальными, но со временем герой начинает проявлять свою социопатическую натуру: он предлагает Веронике простое решение покончить с террором трёх хулиганок — убить их всех или вообще взорвать школу. Пускай героиня исписывает страницы своего дневника злобными предложениями и пожеланиями смерти всем подряд, воплощать жестокие мысли ей совсем не хочется. Она решает помешать своему бойфренду, рискуя собой. Так её школьные будни превращаются в настоящий кошмарный триллер.
В культовом фильме с Вайноной Райдер и Кристианом Слейтером главные роли могли сыграть Дженнифер Коннелли и Брэд Питт. А сценарий Дэниэла Уотерса мог достаться Стэнли Кубрику, но его подхватил режиссёр Майкл Леманн. Однако все кастинговые решения пошли кино о взрослении (coming-of-age) только на пользу, Слэйтеру удалось блестяще сыграть психопатичного школьника, Райдер — эмоциональную героиню на грани переходного возраста, а Леманну снять очень динамичное и весёлое кино о непростой жизни школьников.
Олдскульное «Смертельное влечение» всё ещё смотрится свежо благодаря довольно честному, пусть и слегка гипертрофированному, подходу к психологии подростка, который воспринимает мир как неугодное место несвободы и фрустрации.
«Стать Джоном Ленноном» (Nowhere Boy), 2009
Жанр: драма, мелодрама, биография
Режиссёр: Сэм Тейлор-Джонсон
В ролях: Аарон Тейлор-Джонсон, Кристин Скотт Томас, Дэвид Трелфолл, Джош Болт
Художественный биографический фильм о детстве и юношестве Джона Леннона, основанный на воспоминаниях его сестры Джулии Бейрд, снятый британской режиссёркой Сэм Тейлор-Джонсон. Фильм начинается со смерти дяди Джона — Джорджа Смита. Джон остаётся вместе со своей строгой, но любящей тётей Мими, его мать Джулия не могла его растить. Но в один день Джулия решает вернуться в жизнь сына, и теперь будущий музыкант разрывается между двумя женщинами-материнскими фигурами, которые совершенно по-разному представляют его жизнь.
В целом, у 15-летнего Леннона, всё идет своим чередом, учится он средне, встречается с девчонками, хулиганит, и, внезапно, увлекается рок-н-роллом. Он собирает группу из «трёх калек», пацаны играют на гитарах и стиральной доске, кто как может. И в этот период в его жизни происходит чудо — появляется 13-ти летний талантливый «домашний» мальчишка Пол Маккартни, с которым дела у музыкальной группы Джона Леннона начинают идти чуточку лучше.
«Клуб „Завтрак“» (The Breakfast Club), 1985
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Джон Хьюз
В ролях: Эмилио Эстевес, Молли Рингуолд, Джадд Нельсон, Энтони Майкл Холл, Элли Шиди, Пол Глисон
Текст написан Денисом Варковым для «Канобу» в 2018 году
Самый знаковый фильм в карьере Джона Хьюза, признанный классикой подросткового кино. «Клуб „Завтрак“» — история пяти провинившихся подростков из разных социальных групп, которым «повезло» провести целый день вместе в стенах школьной библиотеки. Прежде они никогда не общались, но, узнав друг друга получше, герои меняют своё отношение к окружающим — сближаются, а заодно доказывают зрителю как можно преодолеть любые трудности благодаря искреннему общению.
Фильм обрёл успех у широкой публики и определил направление развития жанра подросткового кино на годы вперёд. «Клуб „Завтрак“» цепляет контрастом мировоззрений подростков, выросших в одной эпохе, но в разных условиях. Несмотря на различия в бэкграунде их объединяют общие проблемы: родители, школа, общество диктуют им свои условия, мешая жить жизнь своей мечты. Очень атмосферное кино Хьюза совершенно не привязано ко времени, поэтому едва ли когда-то утратит дух современности. Напоследок стоит отметить, что этот фильм подарил миру одну из самых замечательных песен: Donʼt You Forget About Me группы Simple Minds. Эта песня была записана специально для «Клуба „Завтрак“» и впоследствии появлялась много где ещё, но конкретно в контексте этого фильма она способна вызвать бурю эмоций.
«Жестокие игры» (Cruel Intentions), 1999
Жанр: драма, триллер
Режиссёр: Роджер Камбл
В ролях: Сара Мишель Геллар, Риз Уизерспун, Райан Филипп, Сэльма Блэр, Шон Патрик Томас, Эрик Мэбиас
Текст написан Александром Башкировым для «Канобу» в 2018 году
В 1782 году французский писатель, генерал и изобретатель Шодерло де Лакло закрутил один из самых вечных сюжетов на тему любви и секса в эпистолярном романе «Опасные связи». Опытный, безжалостный и хладнокровный соблазнитель, виконт де Вальмон, на спор со столь же развратной подругой-маркизой решает соблазнить очень порядочную замужнюю женщину. По ходу дела Вальмон впервые в жизни искренне влюбляется, что ведёт к фатальной развязке.
По мотивам романа написали популярную пьесу и поставили несколько экранизаций, самая известная из которых — версия Стивена Фрирса 1988 года с Джоном Малковичем в роли Вальмона, Гленн Клоуз в роли маркизы де Мертей и Мишель Пфайффер в роли истинной любви виконта, мадам де Турвель. Но, несмотря на всю напыщенность и костюмированность, это далеко не лучшая экранизации романа.
В Cruel Intentions конца 90-х Вальмона и маркизу превратили в представителей нью-йоркской золотой молодёжи прямиком из романа Бретта Истона Эллиса, а вместо аристократических кругов Франции дело происходит в американской элитной школе. Порядочная и целомудренная девушка (Риз Уизерспун) пишет в школьной газете о своём намерении сохранять девственность до свадьбы. После этого Вальмон (великолепный Райан Филипп) и Кэтрин Мертей (исполнительница роли Баффи Сара Мишель Геллар в редкой злодейской роли) спорят, сможет ли Вальмон соблазнить авторку «Манифеста девственницы».
Дальше все развивается по канону де Лакло с поправкой на нужды эпохи (мордобой вместо дуэли). Помимо вечного сюжета и хороших актёров в фильме подкупают отличная музыка и энергичная режиссура — видно, что Cruel Intentions начинал жизнь как инди-фильм, который потом купила крупная студия.
Несмотря на современный сеттинг, перед нами очень точная экранизация оригинала, ни на йоту не отклоняющаяся от психологических портретов, когда-то нарисованных де Лакло. Фильм лишний раз подчеркивает высокое качество оригинального произведения. Если одну и ту же историю можно пересказывать с интервалом в 217 лет, а она от этого нисколько не устаревает и не тускнеет, это, извините, уровень Шекспира.
«Под кайфом и в смятении» (Dazed & Confused), 1993
Жанр: комедия, драма
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Джейсон Лондон, Рори Кокрейн, Уайли Уиггинс, Милла Йовович, Саша Дженсон, Кристин Инохоса, Бен Аффлек, Мэттью МакКонахи
Текст написан Александром Башкировым для «Канобу» в 2018 году
Фильмы о подростках крайне редко выходят на уровень настоящего кино, спотыкаясь то о сугубо коммерческую направленность, то о бессюжетную и беззубую артхаузность. Первый студийный фильм техасского инди-режиссера Ричарда Линклейтера (известного дилогией Before Sunrise/Sunset и фильмом «Отрочество») — одно из немногих исключений. По словам режиссёра, он хотел снять ответ гениальному «Американскому граффити» Джорджа Лукаса. Подростки после школы бесцельно колесят по городу на тачках — только дело происходит не в шестидесятых, а на десятилетие позже. Вместо войны во Вьетнаме над головой у беззаботных героев занесён Дамоклов меч рейгановских восьмидесятых с их культом преуспевающих яппи и борьбой с наркотиками.
Как обычно у Линклейтера-сценариста, в фильме нет чёткого сюжета — только несколько очень ненавязчивых арок, объединённых одним сквозным героем-контактёром. В Dazed & Confused это Рэндэлл «Пинк» Флойд в исполнении Джейсона Лондона — красивый, спортивный, уверенный в себе парень, перед которым стоит гамлетовский вопрос: подписывать или не подписывать коллективное письмо футбольной команды об отказе от наркотиков и разгульного образа жизни ради общего спортивного дела. Другими словами — выбрать ли лучших друзей-торчков или ханжество и лицемерие ради хороших оценок, колледжа, карьеры?
Второй формальный конфликт в фильме — это попытки придурков-старшеклассников устроить «посвящение» окончившей восьмой класс мелюзге, и старания самых юных техассцев сначала избегнуть экзекуции, а потом как-то отомстить обидчикам.
Поскольку Пинк входит в самые разные социальные школьные круги, он оказывается связующим звеном между группами здешних лузеров, спортсменов, интеллектуалов и мечтателей, которых играют в то время никому не известные актёры: Бен Аффлек, Милла Йовович, Мэттью Макконахи. Несмотря на неопытность, и местные актёры-любители, и будущие звёзды все исполняют очень естественно, отыгрывая многослойных и неоднозначных персонажей. Это безусловно лучший фильм Линклейтера (Квентин Тарантино даже включил его в свою десятку величайших фильмов всех времен) и, наряду с American Graffiti и Fast Times at Ridgemont High, один из трех самых художественных фильмов на подростковую и школьную тему.
«Американский пирог» (American Pie), 2000
Жанр: комедия
Режиссёр: Пол Вайц, Крис Вайц
В ролях: Джейсон Биггс, Элисон Хэннигэн, Шэннон Элизабет, Шонн Уильям Скотт, Мена Сувари, Наташа Лионн
Текст написан Александром Башкировым для «Канобу» в 2018 году
Успех первой сексуальной подростковой комедии Porkyʼs Боба Кларка не смогли повторить ни сиквелы фильма, ни бесчисленные подражания — не тот уровень шуток, режиссуры, актёрской игры, нет того отождествления с героями на фоне фарса и сексуальных подвигов. Только один фильм за всю историю секс-комедий о подростках сумел приблизиться к уровню шедевра Кларка — оригинальный «Американский пирог» 1999 года выпуска. По сюжету группа школьников решает потерять девственность до выпускного бала.
Пусть по качеству режиссуры и операторской работы перед нами далеко не Porkyʼs (это совершенно стандартная, яркая и безыдейная голливудская постановка), а большая часть сюжета (включая его самую знаменитую сцену) просто украдена у Кларка, фильму очень повезло с актёрами и актрисами. Тут играют будущие звёзды молодёжного кино и телевидения — все они просто и естественно вросли в свои незамысловато написанные роли. Это не деревянные «молодёжные идолы» вроде Фредди Принца-младшего, которых нам тогда навязывал культ MTV. Создаётся впечатление, что перед нами реальные парни и девушки конца 90-х, влипающие во все эти неловкие и двусмысленные ситуации. Да, это касается даже Тары Рид в роли скромной девственницы Вики.
«Выходной день Ферриса Бьюллера» (Ferris Buellerʼs Day Off), 1986
Жанр: комедия, мелодрама
Режиссёр: Джон Хьюз
В ролях: Мэттью Бродерик, Алан Рак, Миа Сара, Дженнифер Грей, Джеффри Джонс, Синди Пикетт
Текст написан Денисом Варковым для «Канобу» в 2018 году
Один из самых известных фильмов талантливого режиссёра Джона Хьюза, который разобрали на постмодернистские цитаты, например, сцена после титров была спародирована в «Дэдпуле». Даже если вы никогда не смотрели историю про Ферриса Бьюллера, то наверняка знаете знаменитый эпизод, где он бежит, перепрыгивая через заборы частных домов, спеша опередить своих родителей и оказаться дома. Это пародировалось во многих мультсериалах, но самая известная отсылка была в «Гриффинах». По сюжету в преддверие выпускных экзаменов харизматичный и бойкий старшеклассник Феррис Бьюллер решает взять выходной и в компании друзей отправиться в Чикаго (живет он в пригороде). Феррис притворяется больным, после чего едет в город со своей девушкой Слоан (Миа Сара) и другом Кэмероном (Алан Рак) на Феррари его отца. Героев ждёт насыщенный день с передрягами и увиливанием от глаз родителей и директора школы.
Фильм придётся по душе тем, кто хотя бы раз сбегал с уроков, чтобы отдохнуть от рутины. Особенность этой подростковой комедии в её целомудренности, здесь нет пошлостей. Зато есть отличный юмор, хорошо прописанные герои (в том числе второстепенные), а еще потрясающие виды Чикаго времён 80-х годов. «Выходной день Ферриса Бьюллера» не удивит экстраординарной историей, Джон Хьюз здесь в очередной раз пытается взглянуть на дружбу, семейные ценности и радости взросления. А ещё этот фильм про свободу, которую хочет ощутить каждый подросток.
«Вы еще здесь? Все кончилось! Идите домой!»