Еще больше самоповторов и Рик в депрессии. Какой получилась 2 серия 4 сезона «Рика и Морти»
Начиная рассказ про новую серию «Рика и Морти» хочется отправиться на прогулку по долгой тропе рассуждений о том, чем было шоу для современной массовой культуры в начале и во что превратилось к четвертому сезону. Но делать я этого не буду.
Во-первых потому, что Александр Башкиров в обзоре 1 серии 4 сезона уже все об этом сказал, и я во многом с ним согласен. Во-вторых, лично для меня этот сериал всегда был не только набором скетчей с неровным сюжетом, основная суть которого — поиздеваться над гиковской культурой и нынешней увлеченностью как современной фантастикой, так и ее прадедами из шестидесятых годов.
Я полюбил шоу за героев, развитие которых после второго сезона стало в сценарии главной путеводной звездой, ради которой каждый раз хочется вернуться к этому месиву из бесконечных культурных отсылок. Потому рассматривать новый эпизод я буду именно с точки зрения сценарного роста персонажей, лишь немного порассуждав о том, куда катится шоу в сюжетном плане.
Больше о «Рике и Морти»:
Повторение пройденного как рецепт и диагноз
Очевидная нацеленность на легкий перезапуск шоу, которой веяло от пилота, во второй серии начинает все больше преобладать над здравой идеей развития заложенных в сценарий идей. Новый эпизод снова делится на три сюжетные ветки: Морти с Джерри отправляются в личное путешествие. Рик, сам того не желая, погружается в экзистенциальную тоску от неприятия своей социопатии. А Саммер с Бет где-то на задворках сюжета вновь копаются в ролевой модели отношений мать-дочь.
Первая ветка задает фабулу эпизода. Джерри вместе с инопланетным интерном Рика, которому ни при каких условиях нельзя разрабатывать мобильные приложения, делает самый логичный для этого отца-идиота поступок — решает запустить стартап.
Естественно, все идет не по плану, и гости с других планет уже через пять минут вновь собираются захватить Землю. В этот раз при помощи приложения по поиску идеальной второй половинки, которое затягивает в эмоциональную игру всех жителей городка. Здесь ничего нового. С точки зрения раскрытия персонажей — это очередное пережевывания прежних констант отношений между Морти и отцом, разочарование сына в родителе, умноженное на нарциссизм Джерри.
Ветка дает несколько прикольных шуток, вроде того, что даже самые мерзкие злодеи могут быть маменькиными сынками, абсолютно не способными на нормальное бытовое существование. Но в целом без какого-либо развития отношения Морти и Джерри начинают все больше надоедать.
Попытка покопаться в алкоголической душе
Линия Рика в эпизоде центральная. Он решает отправиться в небольшой отпуск в собственный мир, похожий на идеалистический протестантский Рай, только с технологиями и пришельцами. Естественно, главной юдолью гедониста оказывается блестящий унитаз, на котором герой придается забвению и уходит в ежедневную нирвану.
Правда, какой-то незваный гость решает также попользоваться санузлом Рика, что заставляет его отправиться в очередное космическое путешествие на поиски этого будущего смертника. Здесь сценарий наконец дает персонажу пусть и не ахти какое, но все же развитие.
Основной идеей становится осознание Риком собственного одиночества, в которое он ввел себя из-за цинизма, предельной эмпатии к обществу и скверного характера.
Внезапно появившийся друг также внезапно уходит из его жизни, оставляя в душе этого эксцентрика незаживающую рану. Финал истории получился трогательным, но до лучших эпизодов третьего сезона ему все равно очень далеко. Спасибо хотя бы за то, что центральный герой не оставлен статичным, и с ним продолжают работать.
Больше о «Рике и Морти»:
Киски скучно показывают коготки
Если характер Рика продолжает развиваться, то сказать это про Саммер и ее мать категорически нельзя. Отношения Бет с дочерью, маниакальное желание контролировать ее жизнь и невозможность стать авторитетом для Саммер были раскрыты еще в прошлых сезонах.
В новой серии дрязги героев продолжают буксовать на одних и тех же прописных истинах. Саммер увлекается тем самым приложением для знакомств и пускается во все тяжкие, сменяя десяток отношений за календарные сутки. Мать пытается уберечь ее от ненужной растраты сексуальной энергии, переходя в прямую конфронтацию с дочерью.
На протяжении всего эпизода кажется, что эта линия нужно вообще исключительно для разбавления хронометража, потому что ничем кроме сценарной воды она даже не пытается прикидываться. Героини борются за право быть альфа-самкой в семье. Ок, это было.
Ругаются, дерутся, ведут себя как законченные стервы. Ну да, видели, знаем. Саммер даже через приложение для поиска идеальной половинки находит лишь неудачников, абьюзеров или вообще девчонок. И все это от очевидно ужасной ролевой модели мужчины в лице ее отца. Ок, пролистываем дальше. Если сценаристам настолько нечего сказать про отношения этих персонажей, то логичней будет просто вынести их за скобки сюжета. Что, по сути, в новом сезоне и начинают делать. Возможно даже справедливо.
Безумие, которое начинает приедаться
Пытаясь скрыть не очень уж впечатляющий сценарий и топчущихся на месте героев, второй эпизод набрасывает на визуальный вентилятор еще больше алогичной буффонады. Сцены в туалетном Рае Рика или его мини-расследование по поиску посягнувшего на унитаз подлеца выглядят порой все также гомерически смешно.
Визуальный ряд разнообразен, подробности жизни новых миров порой выглядят оригинально, перепалки между героями радуют хорошим комедийным вкусом. Но за всей этой яркой ширмой все больше проглядывается тотальная вторичность происходящего.
Возможно, окончательно стерся эффект новизны, когда «Рик и Морти» казались чем-то невообразимым и экспериментальным даже для современной медийной повестки. А может быть у Дэна Хармона и Джастина Ройланда начался (продолжился?) творческий кризис. Как бы то ни было, выносить финальные вердикты пока рано, но от вкуса нафталина во рту после просмотра избавиться все равно трудно.
На следующей неделе выйдет третья серия, которая переступит рубикон середины той части сезона, которую нам покажут в этом году. Если и она окажется чем-то проходным и повторяющим все сделанное в шоу раньше, то за «Рика и Морти» можно будет начинать всерьез волноваться.
- Лучшие образы Рика Санчеса из всех сезонов
- Почему 4 сезон нужно смотреть