«Джон Уик 4»: рецензия на шедевр боевой кинематографии
После ухода Disney, Warner Bros, Universal и других крупных студий в нашем официальном прокате образовался безблокбастерный вакуум. Первой рискнула студия Lionsgate, выпустив в России продолжение своей главной фрашизы «Джон Уик». В ней сын Беларуси Джованни Йованович (Киану Ривз) пытается избавиться от статуса мишени для сотен убийц по всему миру. Четвёртая часть серии получилась не только самой зрелищной, изобретательной и драматичной, но, вероятно, стала последней главой истории легендарного киллера. Николай Кубрак делится эмоциями от экшен-фильма, равных которому не было давно.
«Джон Уик 4» как самый зрелищный боевик последних лет
Накануне старта съёмок четвёртой части фанаты франшизы были встревожены – серию покинул сценарист Дерек Колстад («Джон Уик», «Никто»). Автор всех трёх фильмов ушёл, пробурчав напоследок, что историю пора заканчивать, а съёмки пятой части точно будут ошибкой. Режиссёр и идейный вдохновитель франшизы Чэд Стахелски явно прислушался, но сделал по-своему – и не прогадал. Диалогов и нового лора здесь меньше, чем в каждом из прошлых фильмов, но в плане действия, динамики и драматургии этот массивный трёхчасовой эпик превосходит предшественников.
Лучшие моменты серии всегда были там, где больше стреляли, чем говорили. «Джон Уик» – это то ли балет насилия, то ли экшен-мюзикл. Уж точно не стандартный боевик. Всю ключевую информацию до зрителей доносят действием, телесностью и хореографией – разумеется, боевой. Человек, который мог уравновешивать Стахелски, покинул проект – режиссёру развязали руки и он показал всю свою ненасытность в экшене.
Эпизод в отеле в Осаке – полноценное кино в кино. Там порядка пяти-шести разных и дико насыщенных боевых эпизодов. Любой режиссёр стомиллионного блокбастера бы жадно заграбастал это для эпичного финала фильма, но у Стахелски это только затравка. Хотя по уровню хореографии и креативным находкам едва ли не лучшая боевая сцена последних лет – чего только стоит наполненный длинными планами махач с нунчаками. Но лучшая – лишь на момент первого акта. Стахелски не щадит зрителя и продолжает насиловать его убойным экшеном все три часа вплоть до финала.
Буквально каждый эпизод кажется ещё более невероятным, чем предыдущие. Режиссёр усложняет жизнь персонажу и задачи актёрам/каскадёрам с каждой новой сценой. Уже в начале он объединяет лучшие сцены с перестрелками и фехтованием в одну – тут одновременно сражаются на катанах и палят из пистолетов. Если раньше Уик убивал карандашом и книгой, то теперь травмирует человека игральной картой. Прямиком после этого, специально для Мэтта Ривза («Бэтмен», «Монстро», «Планета обезьян: Война»), идёт гайд, как ещё круче снять драку в клубе с участием персонажа типа Пингвина. Далее сложнейшая погоня перерастает в ещё более изобретательную перестрелку на оживлённой дороге. Затем для стрельбы в доме отстроили огромные декорации – только чтобы снять всё сверху в духе игр Hotline Miami. Воплощением «Джона Уика» как кровавого молчаливого мюзикла стал эпизод с радио, где на каждый трек есть уникальная экшен-хореография. А как только вы устанете удивляться от всего, зазвучит мощнейший финальный аккорд – драка на лестнице, которую бессмысленно описывать словами.
Ах да, это, не считая, что тут есть человек, который гениально дерётся вслепую. Донни Йен («Ип Ман», «Мулан», «Изгой-один: Звёздные войны. Истории») – одна из легенд фильмов о боевых искусствах потрясающей игрой и боёвкой крадёт каждый кадр. При том что рядом с ним есть Хироюки Санада («Последний самурай», «47 ронинов», «Быстрее пули») – легендарный японский актёр и мастер фехтования с катаной, чьё участие во франшизе было вопросом времени. Если к гениям живого экшена, как эти двое и Киану, мы уже привыкли, то умения певицы Рины Саваямы удивляют – её драки Стахелски тоже снимает длинными планами с участием самой звезды.
«Джон Уик» научил Голливуд реалистично снимать перестрелки и экшен, актёров – впахивать ради боевых сцен, а зрителей – кайфовать от качественного зрелища, которого в западном кино не было со времён волны кунг-фу боевиков. Никакая графика и чудеса монтажа не подарят таких эмоций, как эти живые кровавые танцы в неоне.
Мы не видели в российском прокате ни брутальных драк «Бэтмена», ни реактивных полётов «Топ Ган: Мэверик», ни завораживающего визуала «Аватар: Путь воды». «Джон Уик 4» компенсировал каждое зрелище, подарив запредельный уровень эстетики, эпика и экшена.
«Джон Уик 4» как ярчайшая часть цельной истории
Франшизы, которые переваливают за границы трилогии, редко остаются стабильными и ровными – хотя бы один фильм обязательно оказывается провалом. Исключений минимум: сразу в голову приходит только «Крик» – но там авторы хитрят, нарочно переснимая один и тот же фильм и используя чит в виде пост- и мета-приёмов. «Джон Уик» тоже удивительно ровная франшиза, но в этом случае сохранить качество удалось за счёт противоположной идеи – создания одного большого произведения, разделённого на четыре части.
Но Стахелски и команда сняли не сериал, а именно что большое длинное кино. Остались бы в рамках трилогии, удалось бы даже чётко вписаться в трёхактную структуру повествования – а так третий акт пришлось развернуть сразу на два длинных фильма. Но оно того стоило – четвёртый стал ярчайшей кульминацией, где сошлись все сюжетные линии и звонко позакрывались гештальты. Самый трогательный пример – сцена со спасением собаки, которая эмоционально перекликается с тем самым эпизодом с Эндрю Гарфилдом («Новый Человек-Паук», «По соображениям совести», «Тик-так, бум!») из «Человек-Паук: Нет пути домой».
Стахелски не только логично завершил все ключевые сюжетные линии, но и довёл до пика основные элементы и приёмы франшизы. Цените холодный юмор «Уика» – получите хлёсткие чёрные шутки в кульминации. Нравится, как Стахелски подсвечивает любимые фильмы в виде отсылок, – тут вам целый набор: от классических вестернов до аниме «Акира». Повествование «Джона Уика» напоминало больше игру, чем фильм, – ловите типичную структуру шутера и буквальную адаптацию Hotline Miami. Заметили, что после первого фильма франшиза тяготеет скорее к комиксу, чем боевику, – так теперь тут даже своя версия Грута есть! Орали с монолога про сына Беларуси и вычурной имперско-цыганской эстетики клана русска рома – теперь для вас завезли православного батюшку, палящего из двустволки прямиком в храме.
Продолжать можно долго – Стахелски не забыл ни о чём и снял четвёртую часть не как продолжение, а как недостающий финальный пазл цельной истории.
Режиссёр не упустил ни один культовый мем франшизы (даже у карандаша есть важная роль), громко сыграл все лейтмотивы (именно тут понимаешь, насколько важной частью франшизы были собаки) и выдал самую драматичную кульминацию всей квадрологии (к финалу даже удачный твист припасли).
Стахелски одновременно и сохранил мистический ореол вокруг главного героя (один из персонажей выглядит будто постаревшая версия Уика из будущего), и ярко раскрыл его человечность. Автор напомнил фанатам серии про фундамент характера персонажа: на самом деле Джон Уик – не лучший киллер в мире, не орудие отмщения и не Баба-Яга из страшилки для преступников, а прежде всего любящий муж.
«Джон Уик 4» — квинтэссенция франшизы
Четвёртая часть стала не только кульминацией единого повествования франшизы, но оказалась идеальной квинтэссенцией стиля «Джона Уика».
Главной фишкой «Джона Уика» всегда была даже не харизма Ривза и не свежий реалистичный подход к экшену, а запредельный пафос. Каждый ванлайнер тут тянут нараспев бархатными голосами, а любой элемент эстетики доводят до предела вычурности.
Стахелски не стеснялся создавать франшизу из инфантильного попсовых воплощений красоты. Если музей, то Лувр, если телефон, то старинный и позолоченный, если штаб-квартира злодея, то обязательно помпезный дворец. Нужна аллегория из живописи, чтобы подчеркнуть деспотичность антагониста, – пихаем в лоб зрителям «Свободу на баррикадах» Эжена Делакруа. О чём речь, если четвёртый фильм начинается цитатой из Данте, которая переходит в визуальный оммаж великой монтажной склейки из «Лоуренса Аравийского».
Все эти жирные мазки из поп-культурной палитры подростка казались бы запредельно пошлыми в любых других фильмах. Стахелски же нарочито подчёркивает, что всё в мире аристократичных киллеров комиксно и преувеличено.
За концентрированным пафосом автор скрывает не серьёзные снайдеровские щи, а хитрую мужицкую ухмылку. За всеми стереотипам и резкими ходами стоит не лень и не жажда провокации, а тонкая ирония и удачный фундамент для раскрытия сложного и запутанного лора.
Экшену такая гиперболизация идёт только на благо. Если Берлин – то рейв с попутной самоцитатой культовой сцены из первой части. Если русская церковь, то у вас будет рябить в глазах от обилия золотых православных крестов. Если Япония, то постмодернистский отель, вместивший все стереотипы: от сакуры и бамбукового леса до самурайской эстетики и аниме-граффити.
Стахелски намеренно снимал франшизу с перебором, но при этом удерживал баланс и никогда по-настоящему не перебарщивал. В четвёртом фильме он всё довёл до пика: говорят тут только пафосными цитатами, оружие и костюмы уже за гранью реализма и крутости, а количества испытаний и травм Джона Уика не пережил бы ни один киногерой. Боевых сцен будто бы слишком много, а каждая, кажется, не знает меры ни в сложности, ни в насыщенности, ни в хронометраже. Но как только ты думаешь, что всего уже слишком, Стахелски балансирует эпизод уместными паузами, тонким монтажом и яркими диалогами.
Всё, чему режиссёр научился за прошлые три фильма он воплотил здесь: по боевым сценам и зрелищности с «Джоном Уиком 4» не сравнится ни один блокбастер последних лет – и хореография, и монтаж, и свет тут на запредельном уровне. Но за тотальным эпиком и гиперболизированной эстетизацией всего режиссёр не забыл напомнить о главном. «Джон Уик» – это прежде всего мотивация с напоминанием простых истин: не забывайте кто вы есть, во что бы то ни стало идите к цели, цените любимых и ни в коем случае не обижайте пёсиков.