Оскар 2022 — главные номинанты на премию
Американская киноакадемия объявила претендентов на премию «Оскар» 2022 года. Сама церемония вручения состоится 27 марта. «Канобу» собрал список номинантов 2022 года во всех основных категориях и кратко пояснил, чем примечателен каждый претендент на главную кинопремию.
Номинанты на категорию «Лучший фильм»
«Белфаст» (Belfast)
Жанр: драма, биография, история
Режиссёр: Кеннет Брана («Убийство в Восточном экспрессе»)
Другие номинации: лучшая мужская роль второго плана (Киран Хайндс), лучшая женская роль второго плана (Джуди Денч), лучший режиссер, лучший сценарий, лучший звук, лучшая песня
Биографический фильм Кеннета Браны собрал не только приличное количество номинаций на «Оскар», но и много других кинопремий. На счету у «Белфаста» приз зрительских симпатий с фестиваля в Торонто, «Золотой глобус» за лучший сценарий, BAFTA в категории «лучший британский фильм» и награда Critics’ Choice для лучшего молодого актёра Джуда Хилла.
Картина рассказывает историю юного Бадди (Хилл) из Белфаста — столицы Северной Ирландии. Семья Бадди оказывается в самом центре столкновения между католиками и протестантами 1969-1970 годов. И хотя тему Брана выбрал непростую, Ирландия его глазами получилась гораздо более радужной и тёплой, чем в «Острых козырьках» Стивена Найта.
«CODA: Ребенок глухих родителей» (CODA)
Жанр: мелодрама
Режиссёр: Шан Хейдер
Другие номинации: лучшая мужская роль второго плана (Трой Коцур), лучший адаптированный сценарий
Камерная история о взрослении Руби — слышащей ученицы старших классов из семьи глухонемых — неожиданно стала одним из главных претендентов на «Оскар». Об этом начали говорить ещё после двух наград от Гильдии киноактёров США (SAG). Накануне «Оскара» успех картины от Apple TV+ закрепила награда от Гильдии продюсеров США за лучший театральный фильм.
CODA расшифровывается как «ребёнок глухих родителей» (англ. child of deaf adult), как и говорится в русской локализации. Девушка-подросток Руби (Эмилия Джонс) не просто единственная в семье слышит, она ещё и отлично поёт. Но мечты о музыкальной карьере напрямую противоречат интересам её родителей и брата, для которых Руби — единственная связь с миром слышащих людей.
«Не смотрите наверх» (Don’t Look Up)
Жанр: фантастика, комедия, драма
Режиссёр: Адам МакКей («Игра на понижение»)
Другие номинации: лучший сценарий, лучший монтаж, лучший саундтрек
Жёсткая политическая сатира Адама Маккея — один из самых противоречивых номинантов 2022 года. Критики его невзлюбили: на Rotten Tomatoes он получил 55% свежести, на Metacritic — 49 баллов из 100. Именно сатирические элементы в нём называли слишком кричащими, грубыми и поданными «в лоб». Пока фильм получил только награду от Гильдии сценаристов США. А вот у зрителей он был чуть более популярным и набрал на IMDb неплохой рейтинг 7,5.
Астрономы Рэндалл Минди (Леонардо ДиКаприо) и Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс), узнают, что через полгода Землю уничтожит огромный метеорит. Они тщетно пытаются привлечь к концу света внимание политиков, журналистов и общественных деятелей. На второстепенных ролях актёры настолько известные, что по звёздности фильм уступает только «Французскому вестнику» Андерсона.
«Сядь за руль моей машины» (Drive My Car)
Жанр: драма
Режиссёр: Рюсукэ Хамагути («Счастливый час»)
Другие номинации: лучший режиссер (Рюсукэ Хамагути), лучший адаптированный сценарий, лучший фильм на иностранном языке (Япония)
Экранизация рассказа Харуки Мураками стала первой картино й на японском языке, который получил номинацию в категории «лучший фильм». Её также наградили за лучший адаптированный сценарий на Каннском кинофестивале, а гильдии кинокритиков из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка вместе с Национальным обществом кинокритиков США назвали «Сядь за руль моей машины» фильмом года.
Хамагути превратил короткую историю Мураками в трёхчасовое размышление о людях, тайнах и умении понимать друг друга. Театральный режиссёр Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима) пытается поставить пьесу «Дядя Ваня», параллельно справляясь с потерей жены. На фоне одиночества у Юсукэ завязывается дружба с его водительницей, Мисари (Токо Миура).
«Власть пса» (Power of the Dog)
Жанр: драма, вестерн
Режиссёр: Джейн Кэмпион («Пианино»)
Другие номинации: лучшая мужская роль (Бенедикт Камбербэтч), лучшая мужская роль второго плана (дважды, Коди Смит-Макфи и Джесси Племонс), лучшая женская роль второго плана (Кирстен Данст), лучший режиссер (Джейн Кэмпион), лучший адаптированный сценарий, лучшая работа оператора, лучшая работа художника-постановщика, лучший звук, лучший монтаж, лучший саундтрек
Американская режиссёрка Джейн Кэмпион адаптировала роман американского писателя Томаса Сэвиджа в блестящий сценарий и уже покорила несколько кинопремий. Фильм получил больше двухсот разных наград, включая BAFTA в категории «лучший фильм» и «лучший режиссёр» и «Золотой глобус» за лучшую драму, лучшего режиссёра и лучшего актёра второго плана и попал в многочисленные топы кино 2021 года от зарубежных и отечественных кинокритиков.
Кадры из «Власти пса» могут напоминать типичный вестерн, но на деле это медитативно-медленная и вдумчивая история о цикличности насилия. Братья Фил (Бенедикт Камбербэтч) и Джордж (Джесси Племонс) Бербэнк пытаются ужиться на ранчо после того, как Джордж женился на Роуз (Кирстен Данст) и привёл в дом её сына-подростка Питера (Коди Смит-Макфи).
«Дюна» (Dune: Part One)
Жанр: фантастика, боевик, драма
Режиссёр: Дени Вильнёв («Прибытие»)
Другие номинации: Лучший адаптированный сценарий, лучшая работа оператора, лучшая работа художника-постановщика, лучшие костюмы, лучший звук, лучший монтаж, лучшие визуальные эффекты, лучший грим и прически, лучший саундтрек
Первая часть франшизы по произведениям фантаста Фрэнка Герберта и единственный голливудский блокбастер в претендентах на лучший фильм 2022 года. «Дюна» попала в топ-10 фильмов года по версии Американского института киноискусства и получила противоречивые отзывы критиков.
Почитать о том, в чем киножурналисты и кинокритики правы, а в чём несправедливо строги к фильму, можно в рецензии «Канобу».
«Король Ричард» (King Richard)
Жанр: биография, спорт
Режиссёр: Рейнальдо Маркус Грин («Главарь»)
Другие номинации: лучшая мужская роль (Уилл Смит), лучшая женская роль второго плана (Онжаню Эллис), лучший сценарий, лучший монтаж, лучшая песня
История успеха двух самых титулованных теннисисток мира, Винус и Серены Уильямс, глазами их отца. За роль Ричарда Уильямса американский актёр Уилл Смит («Я — легенда») уже получил «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактёров США. Это делает его одним из самых вероятных победителей в аналогичной категории «Оскара».
Сюжет показывает невероятное упорство Ричарда, который мечтал превратить своих дочерей в чемпионок — практически с пелёнок разработав план по тому, как они покорят мир тенниса.
«Лакричная пицца» (Licorice Pizza)
Жанр: мелодрама, комедия
Режиссёр: Пол Томас Андерсон («Нефть»)
Другие номинации: лучший режиссёр, лучший сценарий
Идея «Лакричной пиццы» пришла американскому режиссёру и сценаристу Пола Томасу Андерсону «много лет назад»: он увидел, как дети издеваются над девушкой-фотографом, которая должна была делать их снимки для школьного альбома. Сценарий фильма он писал специально под Алану Хаим, одну из трёх сестёр-участниц музыкальной группы Haim. А роль актёра-подростка сыграл Купер Хоффман, сын оскароносного Филипа Сеймура Хоффмана («Капоте», «Большой Лебовски», «Запах женщины»).
Атмосферный фильм о первой любви, взрослении и несправедливости индустрии развлечений уже успел получить BAFTA за лучший сценарий и Critics’ Choice Awards в категории «лучшая комедия».
«Аллея кошмаров» (Nightmare Alley)
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссёр: Гильермо дель Торо («Форма воды»)
Другие номинации: лучшая работа оператора, лучшая работа художника-постановщика, лучшие костюмы
Неонуарный эксперимент Гильермо дель Торо стал для него второй номинацией в категории «лучший фильм»; в 2018 году он уже получил статуэтку за фэнтези-драму «Форма воды». «Аллея кошмаров» — адаптация романа американского писателя Уильяма Линзи Грэшема, который уже экранизировали в 1947 году.
По сюжету аферист Стэн Карлайл (Брэдли Купер) устраивается на временную работу в цирк, где начинает выдавать себя за медиума. Помимо Купера, в фильме впечатляющий актёрский состав — от звезды «Достать ножи» Тони Коллетт до самого Зелёного гоблина Уиллема Дефо («Маяк», «Святые из Бундока»).
«Вестсайдская история» (West Side Story)
Жанр: мюзикл
Режиссёр: Стивен Спилберг («Список Шиндлера», «Назад в будущее»)
Другие номинации: лучшая женская роль второго плана (Ариана ДеБос), лучший режиссер (Стивен Спилберг), лучшая работа оператора, лучшая работа художника-постановщика, лучшие костюмы, лучший звук
Одна из самых известных интерпретаций «Ромео и Джульетты» вернулась на экран впервые с 1961 года, когда американские режиссёры Роберт Уайз и Джером Роббинс адаптировали мюзикл «Вестсайдская история». Их версия получила три «Золотых глобуса» и 10 «Оскаров», включая лучший фильм.
Многие зарубежные издания болеют за версию Стивена Спилберга, которая уже успела получить три «Золотых глобуса» — в категориях «лучшая комедия или мюзикл», «лучшая женская роль» (Рейчел Зэглер) и «лучшая женская роль второго плана» (Ариана ДеБос). И даже если картина не станет лучшим фильмом года, у ДеБос больше всего шансов получить «Оскар» за лучшую роль второго плана: актриса уже собрала практически все крупные кинонаграды от гильдий критиков и актёров.
Лучший режиссёр
- Кеннет Брана — «Белфаст»
- Рюсуке Хамагути — «Сядь за руль моей машины»
- Пол Томас Андерсон — «Лакричная пицца»
- Джейн Кэмпион — «Власть пса»
- Стивен Спилберг — «Вестсайдская история»
Лучшая мужская роль
- Хавьер Бардем — «В роли Рикардо»
- Бенедикт Камбербетч — «Власть пса»
- Эндрю Гарфилд — «Тик-так… БУМ!»
- Уилл Смит — «Король Ричард»
- Дензел Вашингтон — «Трагедия Макбета»
Лучшая женская роль
- Джессика Честейн — «Глаза Тэмми Фэй»
- Оливия Колман — «Незнакомая дочь»
- Николь Кидман — «В роли Рикардо»
- Пенелопа Крус — «Параллельные матери»
- Кристен Стюарт — «Спенсер»
Опрос читателей «Канобу»: почему вам интересна премия «Оскар»?
Лучшая мужская роль второго плана
- Киран Хайндс — «Белфаст»
- Трой Коцур — «CODA: Ребенок глухих родителей»
- Джесси Племонс — «Власть пса»
- Дж. К. Симмонс — «В роли Рикардо»
- Коди Смит-Макфи — «Власть пса»
Лучшая женская роль второго плана
- Джесси Бакли — «Незнакомая дочь»
- Ариана ДеБос — «Вестсайдская история»
- Джуди Денч — «Белфаст»
- Кирстен Данст — «Власть пса»
- Онжаню Эллис — «Король Ричард»
Лучший оригинальный сценарий
- «Белфаст»
- «Не смотрите наверх»
- «Король Ричард»
- «Лакричная пицца»
- «Худший человек на свете»
Лучший адаптированный сценарий
- «Власть пса»
- «Дюна»
- «Незнакомая дочь»
- «CODA: Ребенок глухих родителей»
- «Сядь за руль моей машины»
Лучший фильм на иностранном языке
- «Лунана: Як в классной комнате» — Бутан
- «Побег» — Дания
- «Рука бога» — Италия
- «Сядь за руль моей машины» — Япония
- «Худший человек на свете» — Норвегия
Лучший анимационный полнометражный фильм
- «Энканто»
- «Побег»
- «Лука»
- «Митчеллы против машин»
- «Райя и последний дракон»
Лучший саундтрек
- «Не смотрите наверх»
- «Дюна»
- «Власть пса»
- «Энканто»
- «Параллельные матери»
Лучшая песня
- Be Alive — «Король Ричард»
- Dos Oruguitas — «Энканто»
- Down To Joy — «Белфаст»
- No Time To Die — «Не время умирать»
- Somehow You Do — «Четыре хороших дня»
Лучшая работа художника-постановщика
- «Дюна»
- «Аллея кошмаров»
- «Вестсайдская история»
- «Власть пса»
- «Трагедия Макбета»
Лучшая операторская работа
- «Власть пса»
- «Трагедия Макбета»
- «Аллея кошмаров»
- «Дюна»
- «Вестсайдская история»
Лучший звук
- «Белфаст»
- «Дюна»
- «Не время умирать»
- «Власть пса»
- «Вестсайдская история»
Лучший анимационный короткометражный фильм
- Affairs of the Art
- Bestia
- «Боксбаллет»
- «Робин»
- «Стеклоочиститель»
Лучший игровой короткометражный фильм
- Ala Kachuu - Take and Run
- The Dress
- «Долгое прощание»
- On my Mind
- Please Hold
Лучший монтаж
- «Не смотрите наверх»
- «Дюна»
- «Власть пса»
- «Король Ричард»
- «Тик-так… БУМ!»
Лучшие визуальные эффекты
- «Главный герой»
- «Дюна»
- «Не время умирать»
- «Шан-Чи и легенда десяти колец»
- «Человек-паук: Нет пути домой»
Лучший полнометражный документальный фильм
- «Аттика»
- «Вознесение»
- «Лето соула»
- «Побег»
- «Текст в огне»
Лучший короткометражный документальный фильм
- Audible
- Lead Me Home
- The Queen of Basketball
- Three Songs for Benazir
- When We Were Bullies
Лучший дизайн костюмов
- «Круэлла»
- «Сирано»
- «Дюна»
- «Аллея кошмаров»
- «Вестсайдская история»
Лучший грим
- «Дом Gucci»
- «Дюна»
- «Круэлла»
- «Поездка в Америку 2»
- «Глаза Тэмми Фэй»