13 января 2020
Обновлено 21.05.2020

Doomsday Clock — продолжение «Хранителей», которое никто не просил

Под конец 2019 наконец-то завершился многострадальный комикс Doomsday Clock, продолжающий историю культовой работы Алана Мура «Хранители». Каким же он получился в итоге?
Под конец 2019 наконец-то завершился многострадальный комикс Doomsday Clock, продолжающий историю культовой работы Алана Мура «Хранители». Каким же он получился в итоге?

Джефф Джонс — автор, сколотивший себе карьеру на том, что брался за собственность компании (в данном случае — DC Comics), копался в ее прошлом и находил какую-нибудь идею, которую можно раскрутить и «переизобрести». Так, например, опираясь на старую историю Алана Мура для Зелёного Фонаря, Джонс «изобрел» концепцию «Темнейшей Ночи», на которой и построил самый популярный комикс про Изумрудного Гладиатора. Алан Мур, будучи Аланом Муром, оценил инициативу и назвал Джеффа Джонса «енотом, рыскающим в мусоре, который он [Мур] после себя оставил». Судя по всему Джонс посчитал, что если уж и «подбирать объедки», то самые лучшие и приступил к написанию сиквела «Хранителей» — Doomsday Clock.

Принимаясь за Doomsday Clock, Джонс поставил перед собой неразрешимую задачу. Помимо необходимости написать адекватный и достойный сиквел комикса, которому не нужны были продолжения, он взял на себя обязательство закрыть большой «восстановительный» период DC Comics. Фактически — ещё раз встряхнуть хронологию и объяснить неувязки. А заодно выйти из «зоны комфорта» в виде сугубо развлекательных комиксов и, если не выйти на диалог с Муром, то хотя бы написать неглупое произведение.

Другими словами, вместо того, чтобы сосредоточиться на решении одной задачи, он погнался сразу за несколькими «зайцами» и проворонил практически все.

Doomsday Clock — продолжение «Хранителей», которое никто не просил - фото 1
Doomsday Clock — продолжение «Хранителей», которое никто не просил - фото 2

Сиквел «Хранителей»

События оригинального комикса никто не отменял: Комедиант все так же погиб, вследствие чего Роршах и Ночная Сова вышли на Озимандию, строящего далеко идущие планы, но было слишком поздно — гигантский спрут-телепат все-таки шлепнулся на Манхеттен и создал видимость «инопланетной угрозы». Две сверхдержавы (США и СССР) заключили перемирие и последующие десять лет прошли под знаменами всеобщей демилитаризации и демонтажа ядерных боеголовок.

Однако правда всплыла на поверхность, Адриан Вейдт стал самым разыскиваемым человеком на планете, а мир по итогу вернулся в свое состояние перед самым концом «Хранителей» и застыл на пороге тотальной ядерной аннигиляции. Единственное существо, способное его спасти — Доктор Манхэттен, но он покинул пределы вселенной и достучаться до него не представляется возможным. К счастью, у Озимандии есть план: собрав в охапку нового Роршаха, Марионетку и Мима (новых персонажей, у которых есть некая «история», связанная с Манхэттеном), отправиться вслед за самым могущественным существом мультивселенной и убедить его всё исправить.

Лучшей похвалой Джеффу Джонсу будет следующее: он неплохо понял форму Хранителей и, вместе с художником Гэри Фрэнком, вполне успешно ее воспроизвел. Отдельно стоит отметить образы Марионетки и Мима — персонажи получились простыми, но яркими злодеями. Однако просто воспроизвести девятипанельную сетку, дополнительные материалы (различные газетные вырезки, дополняющие бэкграунд комикса) и переходы, в которых один объект плавно перетекает в другой — мало. Более того, учитывая зашкаливающее количество эпигонов Алана Мура, пытающихся «повторить успех Хранителей», добавлять ещё один голос в этот хор просто бессмысленно. Необходимо предоставить весомую причину. Сериал от HBO, допустим, хотел поговорить на темы, будоражащие умы прогрессивной американской общественности через призму мира, построенного по мотивам оригинального комикса.

С Doomsday Clock все проще и примитивнее: кроссоверы ради кроссоверов. Приключения «попаданцев» во вселенную DC выглядят максимально пунктирно, как прыжки от одной точки интереса к другой. Что будет, если встретятся Адриан Вейдт и Лекс Лютор? А Роршах и Бэтмен? А Марионетка, похожая на Харли Квин, и Джокер? А если Комедиант будет косплеить Карателя и примется за преступность в Готэме?

Doomsday Clock — продолжение «Хранителей», которое никто не просил - фото 3

Формально у персонажей есть мотивация: Озимандия ищет помощи «самого умного человека на этой планете», а Роршаха, который ему верит и который хочет спасти мир, посылает за помощью ко «второму самому умному человеку». Преступники Марионетка и Мим отправились в другую вселенную, потому что им была обещана встреча с сыном, но приземлившись в Готэме они резко об этом забыли и пошли развлекаться на территорию Джокера. Зачем? Чтобы подкинуть еще больше фансервиса, разумеется!

Роль Комедианта вызывает больше всего вопросов: оказывается, что Манхэттен выдернул его из таймлайна перед самой смертью. Цель: выследить и избавиться от кошки Вейдта, с помощью которой тот намеревался «выследить» Остермана. Учитывая всевидящую натуру персонажа, он не мог не знать, что эта затея обернется провалом. Тогда для чего это все было? Исключительно ради того, чтобы сюжет смог продвинуться дальше? Учитывая то, что после провала Блэйка задвигают куда подальше — все это выглядит по меньшей мере странно. Не говоря уже о том, что подобные «воскрешения» — довольно пошлое насквозь фансервисное зрелище.

Отдельно хочется отметить Доктора Манхэттена — он существо всесильное, но по злой иронии характеризующееся своим бездействием. С подобным типажом довольно сложно работать: он требует к себе очень бережного обращения, ведь формально Манхэттен — бог. С его точки зрения все происходящее строго детерминировано, и все события происходят одновременно. Оттого в (безусловно ложную) дихотомию «я не знаю, что произойдет: Супермен убьет меня или я уничтожу вселенную» просто не верится. Особенно понимая, что в этом конфликте неизбежно появится третий вариант его разрешения, видимый издалека и оттого максимально предсказуемый.

Лицо, преисполненное надеждой.

Лицо, преисполненное надеждой.

Большое событие

Большинство супергероев — американцы. Причина этому проста и прозаична — сама по себе супергероика в комиксах — это явление родственное американской культуре, поэтому подобный перекос в соотношении совершенно не удивителен. Более того, его совершенно не нужно объяснять и как-то контекстуализировать, ведь все вышеописанное — довольно очевидный факт. Джефф Джонс посчитал, что это отличный фундамент для ивента и выдумал «Supermen Theory» — одну из главных движущих сил комикса.

«Теория Суперлюдей» гласит:

Перекос мета-людей на планете Землю в сторону США объясняется тем, что страна втайне от всех заготавливает для себя новый вид вооружения — людей, которые сами по себе являются оружием. Правительство выявляют у индивидов мета-ген, а затем проводят эксперименты по его активации. После чего им выдаются определенные роли — героев или злодеев — придумывается легенда, и разыгрывается большое театральное представление с целью тренировки и тестирования навыков. По сути — гонка вооружений 2.0.

Информация, подтверждающая эту теорию проникает в массы и вызывает большой раскол как среди гражданского населения, так и среди супергероев/злодеев. Кто-то, гонимый общественным порицанием, присоединяется к Черному Адаму в Кандаке, обещающему убежище всем мета-людям. Кто-то все отрицает, кто-то не хочет больше участвовать в этой постановке и заявляет о своём участии в правительственном заговоре. Однако гонка вооружений не была бы гонкой, будь в ней только один участник: согласно утекшим данным, не только у США есть программы по созданию мета-людей, но и у множества других стран, включающих Японию и Россию.

Материалы, раскрывающие бэкграунд «Теории Суперлюдей»

Материалы, раскрывающие бэкграунд «Теории Суперлюдей»

Все это звучит как интересная заявка на конфликт, способный затронуть всю вселенную DC, а также повлечь за собой долгоиграющие последствия и здорово перетряхнуть статус-кво некоторых персонажей. Если бы комикс был сосредоточен только на этой истории, откинув тщетные попытки создать «сиквел Хранителей», то из него, при должном умении, еще могло бы выйти что-то нестыдное. Однако именно интеграция с «Хранителями» смазывает весь фокус комикса.

Выйдя на связь с Манхэттеном и получив отказ на просьбу о спасении своего родного мира, Озимандия решил спасти хотя бы мир вселенной DC. С его точки зрения, мета-люди — примерно тоже самое, что ядерные боеголовки, поэтому он, недолго думая, решил продолжить свою миссию и «разоружить» хотя бы эту Землю. Именно Вейдт сливает документы, подтверждающие правдивость «Теории Суперлюдей», а также инсценирует происшествие, из-за которого на Супермена — последнего героя, которому человечество еще доверяет — ополчилась вся общественность. Эндшпиль Озимандии заключается в том, что союзники Супермена полетят сражаться на Марс с Манхэттеном (и проиграют), а сам Супермен останется без своих супер-друзей и будет не в силах противостоять целому миру.

Каким-то образом «телепортировать фальшивого спрута-телепата в Нью-Йорк и тем самым объединить человечество» звучит правдоподобнее, чем запутанный план Озимандии, полагающийся на огромное количество «если». И это в целом применимо к большей части Doomsday Clock — события происходят либо потому что «все идет по плану», либо «просто потому что».

В качестве дополнительного примера того, что «Хранители» отнимают очень важный кусок от истории, не добавляя ей дополнительных слоев особенно показательно выглядит Лекс Лютор. Сперва его вводят в историю как конкурента Брюса Уэйна по вопросам исследования мета-гена, но эту сюжетную линию очень быстро закрывают и дальше Лютор возвращается в сюжет лишь для того, чтобы выйти на связь с Лоис Лейн и сказать «в ход истории нашей вселенной кто-то вмешивался». После чего Лютор достает невесть откуда взявшийся дезинтегратор и уходит возвращать Комедианта обратно в его родной таймлайн. Выглядит это все настолько же спонтанно, насколько звучит.

Бэтмен прочитал дневник Роршаха и теперь знает все события оригинальных Хранителей? Ну это необходимо лишь для того, чтобы он замотивировал нового Роршаха не повторять ошибки Ковача и обратил символ своего страха в орудие справедливости. Красиво и поэтично? Да. Звучит ли это органично из уст Бэтмена? Еще бы. Однако хронометраж комикса тратит непозволительно много времени на Бэтмена и Роршаха, имеющих крайне мало отношения к его основному конфликту.

Doomsday Clock — продолжение «Хранителей», которое никто не просил - фото 6

Избежать подобного можно было бы с помощью тай-инов, но вот беда — Doomsday Clock это довольно неформальный ивент. Амбиции Джонса приводит к тому, что целые сюжетные линии либо идут в никуда, либо быстро обрываются чтобы переключиться на новые рельсы. Зато присутствует стандартная услада глобальных событий — развороты с кучей персонажей, которые сражаются друг с другом. Вместе с этим от «глобалок» Doomsday Clock досталась другая «болячка» — ретконы.

Когда Доктор Манхэттен прибыл во вселенную DC, он заинтересовался ее структурой и решил испытать ее на прочность, «убрав» приемных родителей Супермена, а также избавившись от Общества Справедливости Америки. Таким образом Джонс объяснил различия между вселенными до-Флешпоинта и после, а также постарался отобразить причину изменения Супермена во времена New 52. И, как можно догадаться, в финале комикса все эти персонажи вновь возвращаются на свои законные места будто бы они и не исчезали на добрый десяток лет.

Doomsday Clock — продолжение «Хранителей», которое никто не просил - фото 7

Значимость для вселенной DC

За то время, что финальный номер Doomsday Clock добирался до прилавков, успели произойти следующие события:

  • Сменился руководящий состав DC Comics: Джефф Джонс покинул пост креативного директора и ушел заниматься кино/сериалами;
  • Еще один «сиквел Хранителей» — Watchmen от HBO — прошел полный цикл продакшена с нуля и завершился до финала Doomsday Clock;
  • Вектор развития вселенной DC, начатый Джонсом в Rebirth, сменился в совершенно иную сторону

К своему завершению Doomsday Clock ковылял мучительно долго. Настолько, что умудрился растерять не только свой импульс, но и значимость: вселенной DC этот «сиквел Хранителей» оказался просто не нужен. Тайна «что же здесь забыл Доктор Манхэттен и как именно он вмешался в ход истории DC?» перестала быть центровой в глобальном нарративе комиксов издательства. Вместо того, чтобы закрыть одну главу и начать новую — DC сразу же перешагнули через Doomsday Clock и начали раскручивать новый эпик о противостоянии вторженцам из темной мультивселенной, оставив Rebirth без кульминации.

Однако финал Doomsday Clock (если верить Джонсу — он получится таким, каким задумывался с самого начала) все-таки привнес кое-что новое во вселенную DC. А именно — концепт метаверса.

Метаверс — это, очевидно, метафизическая концепция, неразрывно связанная с мультивселенной. Вселенные внутри мультиверса не могут воздействовать друг на друга, однако метаверс — может. Центром метаверса, его полярной звездой, является Супермен с основной Земли, поэтому любые изменения связанные с ним и его историей «встряхивают» метаверс, сдвигая временную линию Супермена и тем самым отпочковывая новый мир. Грубо говоря, каждый перезапуск Супермена создает отдельную Землю и расширяет мультивселенную.

Doomsday Clock — продолжение «Хранителей», которое никто не просил - фото 8

Довольно очевидно, что Джонс таким образом написал «любовное письмо» персонажу, поместив его на мета-уровне в самый центр мироздания. Совершенно понятно откуда берется эта трактовка: Супермен — едва ли не первый и важнейший супергерой, положивший начало всей супергероике. Другое дело, что хоть это и звучит красиво — на деле же подобная идея просто-напросто плодит лишние сущности. Видите ли, во вселенной DC уже есть некое «надпространство», содержащее все временные линии и вселенные, включая до-Кризисные. Оно называется «Гипертайм». Фактически, Джефф Джонс изобрел Гипертайм и как бы ненароком «восстановил» бесконечную мультивселенную.

Другой момент, подрывающий значимость Doomsday Clock — это Justice League Скотта Снайдера и Superman/Legion of Superheroes Брайана Майкла Бендиса. Комиксы, которые теперь задают вектор развития DC Comics. Джефф Джонс торжественно клялся, что Doomsday Clock заново интегрирует Общество Справедливости Америки и Легион Супергероев в современную хронологию DC, однако вышеописанные комиксы его в этом сильно опередили. И их методы возвращения этих команд сильно противоречат тому, как это было устроено в произведении Джонса — проблемы расходящихся временных линий у DC всегда были сильны, но сейчас воцарился еще больший раздрай.

Doomsday Clock — продолжение «Хранителей», которое никто не просил - фото 9

Doomsday Clock — проект невероятных амбиций. С одной стороны, Джонс хотел «извиниться» за неудачный перезапуск и превратить его ошибки в достоинства, попутно исправив их. С другой — продолжить историю «Хранителей», связав их с основной хронологией DC Comics по принципу «все-таки под одной крышей находимся, можно и кроссовер устроить». С третьей же — рассказать глобальную историю, способную изменить не только настоящее вселенной DC, но и задать ей вектор развития на будущее. Однако, как известно, чем больше шкаф — тем громче он падает. Doomsday Clock мог бы стать хорошим комиксом, если бы Джефф Джонс сосредоточился на одной задаче и довёл её до логического конца. Увы, этого не произошло, и на руках мы имеем комикс, не дожавший ни одно из своих начинаний.

Комментарии 7
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
COTe
COTe
Да хоть комикс и можно считать ненужным, но если воспринимать его как неотвратимый сиквел Хранителей, то он в сотни раз лучше сериала. Всё сюжетные лишние основных персонажей заканчиваются приятно и просто радуют душу. Финальный номер так вообще, с точки зрения эмоций для меня на уровне последних номеров Карателя Макс и Короля Тора от Аэрона. Да не совсем логично, но настолько положительные эмоции испытываешь, что как-то плевать становится
Bazkin
Bazkin
А ведь еще Марвел в Marvel Knights Spider-Man пыталось ввести тему, что на самом деле правительство клепает большинство суперзлодеев и выдает им определенных героев, чтобы те не лезли куда не надо, кроме геройств
zarvur14
zarvur14
Ого, в этом году аж два ненужных продолжения хранителей закончились.