03 ноября 2019

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы»

31 октября на наши экраны вышел «Терминатор: Темные cудьбы» (Terminator: Dark Fate), шестой фильм знаменитой франшизы, который игнорирует предыдущие три. Он пытается (как и «Генезис» не так давно) продолжить события оригинальной дилогии, притворяясь что события «Восстания машин», «Да придет спаситель» и самого «Генезиса» никогда не происходили.
31 октября на наши экраны вышел «Терминатор: Темные cудьбы» (Terminator: Dark Fate), шестой фильм знаменитой франшизы, который игнорирует предыдущие три. Он пытается (как и «Генезис» не так давно) продолжить события оригинальной дилогии, притворяясь что события «Восстания машин», «Да придет спаситель» и самого «Генезиса» никогда не происходили.
Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 1

Я не знаю, почему одна из самых интересных и мощных франшиз в истории экшен-фантастики, создавшая настоящие кино-иконы, ставшие дефолтным примером для всего что, касается роботов, ИИ, постапокалипсиса, оказалась проклята.

Ни один из четырех фильмов, последовавших за классической дилогией Кэмерона, не смог даже приблизиться к ней. Они попросту были тупее, расхлябаннее, попсовее и немощнее от первой до последней минуты. Причем я до сих пор не вижу очевидной причины в самом материале — не то чтобы говорить было больше нечего, не то чтобы образ Скайнет устарел и потерял актуальность (скорее, наоборот, что мы и разбирали в предыдущей статье о нарастающем страхе восстания машин).

С самой франшизой, ее потенциалом, актуальностью и интересом публики к ней нет никаких проблем — это все еще крайне богатый и плодородный материал, открытый для новых идей и интерпретаций, развития и роста вселенной. По иронии доказал один единственный талантливый сиквел — сериал «Хроники Сары Коннор». Он дал потрясающую глубину целому ряду идей. Поэтому, видимо, никто его не смотрел и шоу закрыли.

Даже оригинальный актерский состав полностью доступен и готов возвращаться — и тут нет никаких проблем. Так почему вы раз за разом отдаете франшизу людям, которые не смогли бы написать даже внятную короткометражку про сбежавшую кастрюлю теста?

Все четыре не-Кэмероновских «Терминатора» безбожно облокачивались на его дилогию, воруя кадры, идеи, повторяя сцены или просто полностью переигрывая всю сюжетную линию. И чем ближе они пытались быть к оригинальной дилогии, тем слабее становились. И из-за всепожирающей вторичности, и из-за того, что их убожество становилось все очевиднее при сравнениях, которые они сами старательно вызывали. «А помните эту сцену?» «Помним. И насколько же круче она была в оригинале. И окружавший ее фильм — тоже».

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 2
Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 3
Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 4

«Темные судьбы» называют «лучшим из всего, что было после Кэмерона, хотя это не то чтобы высокая планка». Но я вряд ли соглашусь даже с этим. В каждом из трех «Недотерминаторов» были свои плюсы и мощные моменты, которые, если честно, начинаешь все больше ценить с каждым новым неудачным сиквелом.

После «Судеб» некоторые говорили, что вон, мол, и третья часть уже не кажется таким уж трэшем, да и четвертая недооцененная. «Генезис», впрочем, как был мешком гниющей коросты, так и остался, но черт, даже в нем есть аспекты, которые можно поставить в пример «Судьбам» и сказать невероятное: «Генезис был креативнее!»

Это все еще слабые в целом фильмы, которые приняли слишком много неудачных решений, проседали из-за общего недостаточно глубокого и проработанного сценария и так себе режиссуры. Но в каждой части в ретроспективе начинаешь все четче видеть плюсы, удачные куски, уверенные, пусть и небольшие, шаги вперед.

Третья часть показала интересного Джона Коннора — потерянного, отчаявшегося. После смерти мамы он скитается, прячется от Скайнета, не уверенный даже в том, что в этом еще есть смысл. Он совсем не похож на лидера сопротивления, но концовка картины запоминалась именно моментом, когда он перерождается и берет командование на себя.

Твист с тем, что никакого волшебного способа остановить Скайнет не было, и Арни просто вел их в бункер, где они смогут пережить атаку, тоже был отличным, как и общий мрачный тон финала (к слову, выросший Ферлонг должен был вернуться к роли Джона, он как раз вылез из наркотической зависимости и держался на плаву, но, получив роль, отпраздновал это очередным нырком в наркоту и тут же был уволен).

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 5
Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 6

Четвертая часть имела довольно мутный и дурацкий сюжет, все сцены с основными героями отдавали дешевизной, гринскрином и недостатком света, но за что фильму можно было ставить «отлично» — так это за нападения терминаторов, за дизайн новых моделей (типа мототерминаторов, харвестера и т. д.) и практическое исполнение части этих сцен. Показать мрачное будущее победившего Скайнета у фильма вышло отлично, жаль написать достойную историю в этом мире так и не вышло.

Пятую часть на первый взгляд хвалить не за что, но после «Судеб» ловишь себя на мысли, что идея Генезиса, прародителя Скайнета, мобильной операционной системы, объединяющей девайсы, пусть и кажется на первый взгляд какой-то инфантильной и смешной, на самом деле не так плоха. Скайнету бы очень пригодилось присутствие в миллионах точек по всему миру, как и возможность поджирать вычислительные ресурсы с миллиарда девайсов для своих целей.

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 7

«Темные судьбы» же лишь кичится тем, что знать не знает ни о каких 3-5 частях и сейчас все сделает на порядок лучше. Ряд идей он откровенно крадет из этих самых «ни на что не годных» сиквелов, а в ряде аспектов вчистую проигрывает, предлагая более слабые вариации похожих идей.

По версии этой картины Сара и Джон действительно предотвратили появление Скайнета во второй части. Но восстание машин все равно случилось, просто на этот раз его возглавил ИИ под названием Легион. Окей, неплохо, расскажите, чем он отличается, нарисуйте нам интересные детали, которые бы позволяли представить двух разных тиранов-ИИ, Скайнет и Легион, и разные версии ужасного будущего, которые они породили.

Э-э-э, что? А, нет, Легион ничем не отличается, будущее — то же самое, мы просто сменили название. Даже терминаторы, которых создает этот «совершенно новый абсолютно не Скайнет» до боли похожи, пусть и формально не повторяют Т-серию.

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 8

Больше о «Терминаторе»:

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 9

Для меня это стало самой колоссальной упущенной возможностью картины — как можно было ввести столь масштабную идею и не сделать с ней абсолютно ничего? Именно это и заставляет произносить через силу «Даже Генезис объяснял, чем он отличается от Скайнета и имел совершенно новую аппаратную базу».

Новый злой терминатор Rev-9 тоже выглядит шагом назад. Мало того, что это опять смесь жидкого и твердого вариантов а-ля Терминатрикс, так он еще и менее осмысленный. Т-X обладала эндоскелетом потому, что жидкий металл не мог формировать из себя сложное оружие, встроенные в скелет технологии позволяли ей иметь плазменную пушку и способность управлять другими машинами. Rev-9 ничего этого не умеет, его пустоголовый эндоскелет (буквально — у него полый, открытый сверху череп) — это просто скелет, без каких-либо собственных примочек. Да, он может отслаиваться от жидкой оболочки и действовать с ним в паре, но толку от этого было не то чтобы слишком много.

Актер на столь важную роль тоже подобрался не очень. Еще в трейлере он смотрел нелепо из-за мыльной графики и смехотворной клетчатой рубахи (словно он устраивается на работу в Starbucks). В самом фильме его актерская игра сглаживает углы и выходит не так паршиво, но итоговое впечатление все равно слабое. Он выглядит эффективным бойцом — да, вот только этого мало, чтобы создать сильный образ терминатора. В нем главное не то, как ты круто движешься и полосуешь людей, а ощущение неотвратимости. Неторопливой, но неостановимой поступи смерти. Роберт Патрик сумел не уступить в этом Арнольду из первого фильма, с тех пор больше никому это так и не удалось.

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 10

Да, rev-9 выглядит менее нелепо, чем азиатский Е-1000 из «Генезиса», но даже сказать, что он выглядит более грозным, чем Кристанна Локен, выйдет не у всех.

Экшен в картине — единственное, что заслуживает хоть каких-то осторожных похвал. Он хотя бы более-менее логичен — терминатор движется как робот, оптимально применяя свои способности, вес, возможность раздваиваться и так далее. У ударов чувствуется импакт. Но не сказать, чтобы это сделало драки сильно запоминающимися и напряженными, ведь для этого нужна и графика поубедительнее, и более интересный свет, а главное — герои, на которых зрителю не наплевать.

Драки с Rev-9 портит то, что герои с завидным постоянством отбрасывают его назад. Да, они не могут его убить, но ощущение машины, которую мы вроде убили, а она снова и снова возвращается, даже когда от нее остается половина скелета — этого кошмара нет и близко. Клетчатый робот больше напоминает настырную кошку, которую периодически отпихиваешь, но она все равно лезет щекотать тебе лицо усами и не давать спать.

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 11

Больше о «Терминаторе»:

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 12

Остальные герои новой части вышли еще более блеклыми. Да, вернувшаяся Сара — это плюс, но не сказать, чтобы она много добавляла в историю, потому что теперь это как бы больше не ее с Джоном история. По аналогии с «Пробуждением Силы», «Судьбы» вводят новый ИИ (впрочем, аналогичный старому еще больше, чем Старкиллер походил на Звезду Смерти), новых терминаторов (которых легко можно принять за старых) и новых «Скайуокеров» — теперь это борьба не Конноров и Скайнета, а Легиона и Дани.

Дани — это молодая мексиканка, которая станет спасителем человечества. Мы опять повторяем идею того, что ключевая личность — это именно храбрый лидер, сплотивший растерянных выживших своей выдержкой и оптимизмом. Почему на этот раз не поставить в центр сюжета совсем другой типаж? Ученого, который поможет разработать Эми-оружие, делающее победу возможной? Если вы до трясучки боитесь менять вообще хоть что-либо, зачем копипейстить идею мессии, а не оставить Джона на своем месте?

А вот зачем — сошиал мать его джастис. Я до конца надеялся, что три «сильных женщины» (самая важная из которых — мексиканка, да еще и нелегально пересекшая границу США) в центре сюжета — это просто совпадение и сценарий не будет проеден до дыр кислотой фем-форсинга, но надежды были напрасны. Ничем другим это натужное пропихивание вперед Дани не оправдать.

Дани ужасна. Она не обладает ни одной интересной чертой, выглядит совершенно неубедительно в предписанной ей роли бойца и важной для будущего человечества личности, она до жути скучная и видеть, как куда более интересные герои рискуют своей жизнью ради этого политического плаката, было почти больно.

Что до Грейс, нового «Кайла Риза», усовершенствованного человека, способного драться с терминаторами… Я очень люблю Маккензи Дэвис — за «Остановись и гори», небольшие роли в «Черном зеркале» и «Блейдраннере 2049», но «Судьбы» почти заставили меня разлюбить ее. Она справилась с ролью, более-менее убедительна в драке с роботами, но ее героиня не то чтобы хорошо прописана. Впечатление от персонажа все равно остается гнетущее.

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 13

Многие удивились, как вообще Скайнет мог послать Карла в прошлое через три года после финала «Судного дня», если Скайнета больше нет. Но проблема в том, что законы путешествия во времени и причинности тут явно не настолько жесткие, как в «Назад в будущее», они ближе к «Мстителям» на самом деле.

Иначе предотвращение Судного дня предотвратило бы и изобретение машины времени, и знакомство Кайла и Джона, и, соответственно, путешествие Кайла, а значит — рождение Джона, а потом и предотвращение Судного дня. Джона не существует, Судный день снова происходит.

Смелый кинематографист мог бы даже поиграть с идеей того, что, отменяя Скайнет, Джон стирает себя, стирает влияние Кайла на Сару и появление союзников-терминаторов, поэтому Судный день все равно происходит, но уже нет Джона, чтобы возглавить сопротивление или снова отменить Скайнет. Поняв это, герои пытаются изменить стратегию — совсем отменять Скайнет они не могут, им нужно действовать тоньше. Например, создать его самим, встроив уязвимость, затем дать ИИ создать машину времени, отправив всех по местам, и только тогда — разрушить ИИ, пустив торпеду в вентиляционную шахту.

Это даже если не трогать тот факт, что сюжет первого фильма — временная петля: Джон рождается и отправляет Кайла себя зачать, первопричины нет, есть лишь замкнутая цепь событий. Поэтому я не слишком придираюсь к тому, как в «Судьбах» уже почивший Скайнет все еще отправляет машин в прошлое. Они были поставлены в очередь задач и континуум еще считает их легитимными, черт знает.

Меня больше напрягает то, как якобы «фанатский сиквел» плюет в лицо канону, при этом облизывая и копируя его части. В финале герои спокойно оставляют трупы двух терминаторов на дне колодца — Сара разве не помнит, с какой тщательностью нужно уничтожать образцы технологий будущего, чтобы не приблизить Судный День? Они должны были забрать трупы как Rev-9 и Карла, так и Грейс, которая тоже начинена этими технологиями.

Даже «Генезис» был креативнее. Александр Трофимов о «Терминаторе: Темные судьбы» - фото 14

Карл позиционируется как аналог Арни из второй части — но тот четко понимал, что раз он на стороне людей, само его существование — угроза, поэтому прыгнул в чан. Карл же забил на это и спокойно торговал шторами. В ретроспективе жертва Арни в «Судном дне» выглядит лишней — надо было забить на опасность и воспитывать Джона самому.

Учитывая, что терминаторы продолжали сыпаться с неба и убили Джона всего три года спустя, это было бы логичнее. Надо было убедиться, что Джон в безопасности, а Скайнет точно не случится и лишь потом — уничтожать себя. Он поторопился.

Именно поэтому собой сиквел, где предотвращение Скайнета не сработало, вредит классической дилогии, отбирая у нее хэппи-энд и делая жертву Арни не просто лишней, но еще и нелепой, ошибочной. Кэмерон был прав — ее нельзя продолжать. По крайней мере в таком прямолинейном ключе. Другие способы возможны, но их никто не ищет и не пробует, все просто пытаются переснять первые фильмы.

Еще одна забавная параллель между двумя добрыми Арнольдами — в «Судном дне» ему пришлось вручную активировать способность к обучению, доставая чип, а Карл, выходит, стал добрым и мирным сам по себе, научился жить среди людей. Да уж, внимание к канону.

То, что Карл стал семьянином, выглядит натянуто, мягко говоря. Гораздо убедительнее было бы сделать его ученым, компьютерщиком, бизнесменом. Маском, Цукербергом, пошутить на тему того, что их часто называют роботами и инопланетянами. Допустим, он не хотел светиться — окей, но подрабатывать ремонтом телевизоров все равно логичнее, чем заводить семью. В это попросту не верится.

Итог

В целом фильм поражает тем же, что пугало еще в трейлере — обилие остро чувствующегося гринскрина, лезущий в глаза пластилин графики, ужасно плоский свет, делающей картинку дешевой, лишенной реализма и драматизма. Уровень постановки не сравнится не то что с оригинальной дилогией, где каждая цепь на заводе дышала жизнью, но даже с «Дэдпулом» того же Миллера. Совершенно непонятно, почему его режиссура здесь выглядит такой скованной и неуверенной.

И это разбивает сердце, потому что из всех четырех не-кэмероновских частей эта была первой, в которую хотелось верить. У нее была фора: права вернулись к Джеймсу, он вроде как собрался, наконец, вернуться и спасти свою франшизу. Пусть он и был только продюсером, но с «Алитой» схема «Кэмерон продюсер + хороший режиссер» сработала отлично, а Миллер выглядел отличным кандидатом и помимо «Дэдпула» имел за поясом еще и один близкий по духу проект — антологию «Любовь, смерть и роботы», 18 короткометражек, которые он курировал для Netflix вместе с Финчером (советую, кстати, обратить на нее внимание, очень напоминает «Аниматрицу»). Уже в первой короткометражке идей и интересных героев показано больше, чем во всех «Судьбах».

Участие Кэмерона в создании ленты и вовсе — миф. Каждый раз, когда выходила новая часть, Джеймс рассыпался в похвалах — только чтобы позже признаться, что делал это исключительно ради друзей вроде Шварца, которые все еще зарабатывают этими фильмами.

Тут он сделал то же самое — наврал, лишь бы дать фильму побольше шансов, но на деле он давно похоронил франшизу. Он верит, что дилогия сказала все, что нужно, и после четырех провальных попыток ее продолжить, с его мнением сложно спорить. Сам он к ней по-прежнему не имеет никакого желания возвращаться, так что надежд на будущее, что он, как Танос, наденет перчатку и рявкнет: Fine, Iʼll do it myself особых нет.

Права к нему вернулись, но еще до даты передачи он тут же продал их снова — потому что понимал, что сам все равно не будет ничего с ними делать. Миллеру он помогал лишь формально, совместного корпения над сценарием и пре-продакшеном как с Родригесом на «Алите» здесь и в помине не было.

Политический угол сюжета добивает и без того паршивое впечатление. Белый мужчина теперь не может быть спасителем, поэтому мы заменим его на мексиканку, а Кайла — на суперсильную девушку, выглядящую в этом образе как мужик, а чтобы добить до троицы, вернем еще и Сару, лишив ее, впрочем, всякой важности для новой версии этого мира. Напоминает скоропостижное выкидывание всех старых персонажей из «Звездных войн», чтобы не нужно было платить Лукасу за их появление на экране.

Признаюсь, фильм смотрелся бодрее, чем я ожидал, наслушавшись отзывов, и скрасить вечер под пиво вполне может, но если вы ожидали перерождения легендарной франшизы — забудьте.

  • «Терминатор 1-2» на 3 месте в нашем топе-100 лучших фильмов всех времен
  • Лучшие драки Шварценеггера — включая одну из «Терминатора»
Комментарии 95
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
molinaro353
molinaro353
StriPMan
StriPMan
а мне терминатор 3 в свое время нравился. Сцена с гробом отличная, да и концовка тоже
cdnm_47
cdnm_47
Буквально три часа как из кино.Копирну сюда свой текст с другого сайта, где уже отписался:> Спасибо другу, который, в свою очередь друг кого-то из администрации кинотеатра - я посмотрел это и не занес в кассу ни рубля.)Можно сказать, мне устроили "пресс-показ".Хорошая новость: это не второй "Генезис".Плохая новость: предыдущий пункт - это единственная хорошая новость.Я даже умолчу о прологе, выполненном со слоновьей грацией Руина Джонсона и кричащем: "срал я на все, что вам дорого, прошлое должно умереть!"Я про то, что этот пролог, по сути, превратил "Терминатора" в сказку про белого бычка, где одно будущее предотвратили - вот вам его рескин. Предыдущее ООО обанкротилось и через подставную фирму выкупило за бесценок свое имущество, зарегистрировав новое ООО "Легион". Если обанкротится и это - можно еще раз шлепнуть спасителя и представить нового, с новым юрлицом. И так - до бесконечности. "Генезис" обесценивал события предыдущих фильмов, этот цинично душит цепью саму их идею.Стальные яйца саги окончательно уехали под задним бампером пикапа во втором "Дэдпуле". В сегодняшнем "Терминаторе" на все дают официальное согласие. Забудьте про "ай нева аскд фо дис" - особенно если захотите полюбоваться на раздетого аугментированного бойца из будущего, будучи позорным членоносцем.А во время редкой передышки всегда можно поговорить про фактуру и способы подбора занавесок. Злая железяка, переняв, видимо, кроме внешности еще и некоторые черты характера мексиканца, пытается договориться, дотаптывая в грязь последние обрывки образа холодной машины, которую нельзя остановить и с которой (айрони!) - нельзя договориться.) Объявив предыдущие фильмы неканоничными, авторы, видимо, решили, что и о их содержании после этих слов все тут же забудут. Поэтому можно спокойно драть из них все удачные находки: сепию и обшарпанное будущее - из "Спасителя", антагониста и его гибель - из "Восстания машин", загубленного как персонаж 800-го - из "Генезиса")