«Чужак» по Стивену Кингу — медленное, но интригующее начало кровавого мистического детектива
Ключевой твист «Чужака» раскрывается уже в середине пилотной серии: Терри Мейтленд (в исполнении Джейсона Бейтмана) разделывает в лесу ребенка, весь в крови идет в ночной клуб, попадается на глаза нескольким свидетелям и десятку уличных камер. И тот же Терри Мейтленд во время убийства находился в другом городе на конференции, разгуливал в толпе других посетителей, а само мероприятие снималось журналистами, на чьих камерах можно заметить знакомое лицо.
Сериал сразу завлекает мистическим аспектом, но развивать его не торопится: первые два эпизода полностью концентрируются на детективном расследовании, сборе улик и озадаченном выражении лица Бена Мендельсона, играющего томного и вечно депрессивного детектива Ральфа Андерсона.
На темп сериала во много повлияла страничка из его биографии — персонаж сам потерял ребенка, а после вынужденного убийства малолетнего стрелка обязан ходить на приемы к психотерапевту.
Следуя концепту предыдущей сериальной экранизации Кинга «Мистер Мерседес» (Mr. Mercedes), «Чужак» (The Outsider) давит на атмосферу, обволакивает нуаром и темными закоулками, строя из себя максимально мрачный триллер с многострадальными героями. Жену Терри теперь освистывает каждый прохожий, а с его двумя детьми в школе отказываются разговаривать одноклассники: с такими тезисами супруга Глори Мейтленд (Джулианна Николсон) напирает на детектива, который в ответ может разве что щенячьими глазами сверлить пол.
Конечно, это все грустно и от угрюмых лиц разбитых персонажей становится малость неловко, но «Чужак» настолько буквально воспринимает словосочетание slow burn («на медленном огне»), что наблюдать за избитыми «сломанными» образами уже к финалу второго эпизода удручает. Они бесконечно рефлексируют, имитируют какое-то действие (весь процесс расследования: собрали отпечатки пальцев с убитого мальчика, отпечатки с трейлера, с книги, которую касался Мейтленд на конференции, проверили его слюну, его кровь…), топчутся на месте, два часа подряд переваривая факт, что потенциальный убийца находился в двух местах одновременно.
И все же каким-никаким саспенсом «Чужак» награждает: нагнетающий саундтрек давит на виски, а чувство тревожности усиливается каждый раз, как на экране появляется таинственный человек (монстр?) в худи, из-под капюшона которого выглядывает до ужаса изуродованное лицо.
Пока не ясно, чем именно занимается «Чужак»: тянет резину или же грамотно осаждает мозг зрителя ритмичными мелодиями с медленно, но верно развивающимися в такт событиями.
Мистика пока в зачатке, как детектив шоу раскрывается сомнительно, но за счет атмосферы и сильного актерского состава «Чужак» не ощущается совсем уж бедным и безнадежным — скорее, просто очень неторопливо разгорающимся.