Большой гайд по прокачке и билдам в Cyberpunk 2077. Все о самых полезных навыках и способностях
В плане билдов персонажа Cyberpunk 2077 игра довольно гибкая. Скажем, даже если вы вкачаетесь в хакинг и крафт, то все равно сможете довольно эффективно укладывать врагов ударами бейсбольной биты или отстреливать им конечности из огнестрельного оружия. Конечно, никто не помешает вам довести персонажа до специализации в какой-то конкретной ветке навыков, сделав его, например, гениальным нетраннером или же силачом-культуристом. Но зачем ограничивать себя?
Общие моменты
Есть кое-какие вещи, которые стоит проговорить заранее. Со стороны может показаться, что это мелочи, но почти все они относятся к разряду часто задаваемых вопросов, поэтому уделим им внимание.
- Максимальный уровень персонажа — 50-й. Как и уровень репутации — его вы прокачаете куда быстрее, чем уровень персонажа.
- За каждый уровень вы получаете одно очко характеристик (синего цвета) и одно очко способностей (желтого цвета).
- Очков способностей в игре гораздо больше, чем очков характеристик. В моем прохождении я смог распределить 86 очков способностей — в основном благодаря тому, что их дают еще за повышение уровней отдельных навыков, плюс иногда в открытом мире вы будете натыкаться на особые чипы, которые дают очки способностей.
- Очков характеристик хватает на то, чтобы прокачать две ветки характеристик до 20/20, а остальные три оставить на уровне 10/20. Этого хватит, чтобы создать гибкого и разностороннего персонажа с навыками на любой случай.
- Способности привязаны не к уровням конкретных навыков, а к соответствующей характеристике. Скажем, уровень навыка «Взлом протокола» может быть на 10 уровне, а уровень вашего интеллекта — равняться 20. В таком случае вы сможете изучить все способности из категории «Взлом протокола» — кроме той одной способности, которая требует двадцати очков именно в конкретном навыке.
- Навыки прокачиваются в том случае, если вы их используете. Создаете предметы — получаете очки навыка «создание». Убиваете клинковым оружием — прокачиваете «клинки». Если вы находитесь в бою, то опыт соответствующим навыкам начислят после его окончания.
- Прокачать навык выше соответствующей характеристики невозможно. Скажем, если ваша реакция равна девяти, то владение клинками, винтовками и пистолетами выше девятого уровня тоже не поднимутся.
Сброс прокачки
Отдельным пунктом про сброс вашего прогресса. Да, в «Киберпанке» вы можете перераспределить ваши способности — но только их. Набранные характеристики останутся на месте, да и навыки останутся на прежнем уровне прокачки. Опять же, стоит это удовольствие безумные 100 тысяч евродолларов — огромная сумма, если подумать, потому что по цене двух с половиной сбросов вы можете приобрести самый дорогой автомобиль в игре.
Имеет ли смысл сбрасывать способности? Вопрос сложный, но я все-таки склоняюсь к ответу «нет, не стоит». Очков способностей в игре достаточно, а с учетом того, что сброс не касается характеристик и навыков, то и распределить способности вы сможете только в тех же категориях, где они уже были. Возможно, это имеет смысл делать в том случае, если вы пользовались одним видом оружия, а потом переключились на другое — и вам теперь позарез нужны очки способностей. Или если вы скрафтили все, что хотели, и теперь крафт вам не нужен — но это все еще очень сомнительные ситуации.
Если что, купить чип на сброс способностей можно у любого рипера.
Что к чему привязано и за счет чего прокачивается
Есть пять основных характеристик. Привязка навыков выглядит следующим образом:
- Сила отвечает за «атлетику», «уничтожение» и «уличный бой».
- Реакция — это «короткоствол» (пистолеты и револьверы), «винтовки» и «клинки».
- Техника связана с «инженерным делом» и «созданием».
- К интеллекту привязаны «взлом протокола» и «быстрый взлом».
- Хладнокровие нужно для «скрытности» и «невозмутимости».
Соответственно, каждый из этих навыков можно — и нужно — прокачивать, чтобы улучшать свою эффективность. К тому же на каждом уровне прокачки навыка вас ждет небольшой бонус — улучшение ваших показателей, связанных с навыком, или же очко способностей. Прокачивается это все следующим образом:
- Атлетика повышается за счет бега, прыжков, подкатов и карабканья.
- Уничтожение получает опыт за убийство из дробовиков и пулеметов.
- Уличный бой можно улучшать, используя ударное оружие ближнего боя (кулаки, бейсбольные биты, гаечные ключи).
- Винтовки прокачиваются за счет использования автоматов, пистолет-пулеметов и снайперских винтовок.
- Короткоствол — он и в Найт-Сити короткоствол, качается за счет пистолетов и револьверов.
- Клинки— клинковое оружие. Катаны, ножи, клинки богомола — все это.
- Создание повышается при крафте и улучшении предметов.
- Инженерное дело — за обезвреживание мин и использование электромагнитного оружия.
- Взлом протокола улучшается при взломе компьютеров, терминалов и прочей техники.
- Быстрый взлом прокачивается в том случае, если вы взламываете врагов с помощью кибердеки.
- Скрытность — за «тихие» убийства или оглушения, а также за внезапные атаки.
- Хладнокровие— за использование навыка «Хладнокровие» (для этого в него нужно вложить как минимум одно очко способностей).
Советы по прокачке
Универсальных навыков, которые подойдут вам при любом стиле игры, немного. Но они все-таки есть — да, возможно, они не дадут вам какого-то нереального преимущества или практически читерских способностей (это уже удел специализации), но в целом повысить качество жизни они в состоянии.
- В «атлетике» не поскупитесь на запас здоровья, дополнительную грузоподъемность и возможность восстанавливать здоровье в бою и вне боя. Это обойдется вам в 8 очков способностей.
- В «создании» возьмите «Утилизацию», чтобы автоматически разбирать мусор, и «Конструктора», чтобы получать больше ресурсов. Общая стоимость — два очка способностей. Для более поздней игры стоит взять «Запасливость» (возможность вытаскивать модификации из вещей при разборе), «Мастера» и «Изобретателя», чтобы крафтить лучшие вещи, а также «Трансмутацию» — чтобы перегонять низкоуровневые компоненты в высокоуровневые. Еще может пригодиться «Оптимизация затрат», снижающая цену крафта на 30%. Учтите, правда, что крафт легендарных предметов потребует 18 очков в «Технике» — но без этого вы не сможете создавать легендарки и будете серьезно стеснены в средствах.
- В «инженерном деле» могут пригодиться «Неприкосновенность» и «Гренадер» — чтобы не подрываться на своих же гранатах и видеть область поражения чужих. Это еще два очка способностей.
- В «быстром взломе» стоит разориться на «Биосинергию» и «Шпион, выйди вон». Первая способность будет пополнять память кибердеки прямо в бою, вторая будет отмечать направление к нетраннерам, которые пытаются вас взломать. Суммарно это отнимет у вас еще четыре очка.
Навыков, которые определенно не стоит качать, тоже мало. Что-то может пригодиться при отыгрыше определенного класса, что-то может дать определенную синергию с другими навыками. Но парочка советов не тему того, чего брать точно не стоит, у нас тоже есть.
- Скрытность в Cyberpunk 2077 — вещь противоречивая. С одной стороны, стелс — штука хорошая, а с другой — вы можете пройти игру полностью в стелсе, вообще не вкладываясь в скрытность. Для взлома камер нужен интеллект, для удушения противников — сила, поэтому скрытность нужна разве что ради навыков… только вот особо полезных там буквально пара штук, остальные же в лучшем случае средние. К примеру, самая бесполезная способность в игре — «Дом тысячи стилетов», позволяющий метать ножи — находится именно в этой ветке. Туда же — «Морской десант», который не позволяет вас заметить когда вы плаваете под водой. В общем, в «Скрытности» вы можете взять «Смертоносность» и «Крадущегося тигра» — и забыть про этот навык.
- Невозмутимость не стоит брать в том случае, если вы не собираетесь сражаться в открытую, влетая в толпы врагов с воплем «КРОВЬ БОГУ КРОВИ!». Там очень много эффектов, завязанных на открытое столкновение, но все они требуют, чтобы вы устраняли врагов, да и для того, чтобы добиться всех необходимых эффектов, нужно очень серьезно вложиться в эту ветку. Если вы отыгрываете какую-то роль, то качать ее смысл есть, в противном же случае и думать забудьте.
- Не стоит сильно заморачиваться с оружейными навыками. Любая хорошая пушка переработает врага в фарш за пару секунд без особых проблем даже в том случае, если ваш навык владения этим оружием удручающе низок. К примеру, я не брал навыков на усиление винтовок — но при этом снайперские винтовки у меня выбивают по 20-80 тысяч урона выстрелом в голову, да и электромагнитная винтовка (обычная, не снайперская) способна ваншотить даже в тело. То есть вкачать можно, да, но серьезной разницы не ожидайте.
- Пожалуй, единственное исключение — прокачка «Инженерного дела» ради электромагнитных пушек. Ускорение накопления заряда, усиление заряженных выстрелов, возможность «удерживать» накопленный выстрел — в этой ветке есть весьма приятные навыки, которые заметно улучшат ваши впечатления от электромагнитных пушек.