15 марта 2022Кино
Обновлено 15.03.2022

«Бэтмен» Мэтта Ривза: почему кинокомиксы DC вернулись к мрачному стилю «Тёмного рыцаря»?

Обложка материала: кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
Обложка материала: кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»

«Бэтмен» режиссёра Мэтта Ривза — один из самых страшных и мрачных фильмов среди всех кинокомиксов о Тёмном рыцаре. Многие зрители и критики сравнивают картину с трилогией Кристофера Нолана и выясняют, какая версия Бэтмена лучше. Автор «Канобу» Александр Морозов разбирается, в чём фильм Ривза схож с мрачной супергероикой Нолана, как на картину повлиял успех «Джокера» и что могло снова подтолкнуть Warner Bros. к нуарному кино о культовом супергерое.

Кадр из «Бэтмена» Мэтта Ривза (2022)

Кадр из «Бэтмена» Мэтта Ривза (2022)

В чём «Бэтмен» Ривза пошёл по стопам Нолана

Когда Мэтта Ривза пригласили работать над «Бэтменом», он отказался от предложенной студией концепции и решил не задействовать Аффлека в фильме. В интервью Esquire режиссёр объяснил решение так: «Этот вариант – сказал я им, указывая на сценарий – абсолютно правильный и захватывающий. Это почти в стиле Джеймса Бонда, но не совсем то, что мне близко». Ривз, большой фанат Бэтмена, объяснил руководству Warner Bros., что хочет сделать фильм «очень личным» и создать «историю, которая потрясёт Бэтмена до глубины души». К его собственному удивлению, студия согласилась.

Новый «Бэтмен» — тоже самостоятельная история. Она переизобретает образ Величайшего детектива отдельно от кроссоверов и Расширенной вселенной DC. До версии Ривза выходили «Бэтмен против Супермена» и «Лига справедливости» Зака Снайдера. Режиссёр новой версии Мэтт Ривз целиком сосредотачивается на том, чтобы переосмыслить характер и мифологию супергероя — перед ним не стояло задачи вплести его в сюжетную арку Супермена, да ещё и вписать всё происходящее в киновселенную DC.

Кадр из «Бэтмена» Мэтта Ривза (2022)

Кадр из «Бэтмена» Мэтта Ривза (2022)

У Нолана и Ривза общие источники вдохновения – нуарные детективы с одинокими, надломленными героями и атмосферой пессимизма. Эта атмосфера в нуаре была реакцией на исторические потрясения Америки. В своё время «Тёмный рыцарь» стал чуть ли не единственным фильмом, который рефлексировал трагедию 11 сентября и последующее социальное напряжение.

Стилистика нового «Бэтмена» с его мрачными тонами, детективным сюжетом и противоречивым героем тоже перекликается с голливудским неонуаром 1970-х – сам режиссёр рассказывал, что вдохновлялся «Таксистом» Мартина Скорсезе, «Китайским кварталом» Романа Полански и «Французским связным» Уильяма Фридкина. Брюс Уэйн в исполнении Роберта Паттинсона – неопытный, одержимый местью, одинокий и ментально травмированный мститель, который безуспешно борется с преступностью – почти что Трэвис Бикл из «Таксиста».

Кадры из трейлера «Бэтмена» тоже вызывают стойкие ассоциации с «Тёмным рыцарем» – здесь доминируют сдержанные и мрачные тона, ночные сцены, контрастная игра света и тени, обилие оранжевого света и огня. Трейлеры нового «Бэтмена», многочисленные интервью с Ривзом и исполнителем главной роли Робертом Паттинсоном дают понять, что у новой киноадаптации комиксов о Величайшем детективе гораздо больше общего с трилогией Нолана, чем с фильмами Снайдера.

Такой подход хорошо сказывается на успехе фильма: по итогам второго уик-энда «Бэтмен» заработал более 460 миллионов долларов по всему миру, заняв второе место в мировом прокате за 2022 год. Кроме того, картину тепло встретили критики: на Rotten Tomatoes у неё 85% положительных рецензий, а на Metacritic – 72%.

Почему Warner Bros. вернулись к проектам в духе «Тёмного рыцаря»?

Причина первая: провалы DCEU от Снайдера

Зак Снайдер на съёмках «Лиги справедливости». Фото: Clay Enos для HBO Max

Зак Снайдер на съёмках «Лиги справедливости». Фото: Clay Enos для HBO Max

Фильм «Бэтмен против Супермена» должен был выгодно представить нового Бэтмена — одного из главных героев комиксов DC. Но блокбастер Зака Снайдера получил разгромные отзывы от критиков (сейчас у неё 29% «свежести» на Rotten Tomatoes) и вызвала бесчисленное количество разногласий между фанатами DC. Многие поклонники франшизы до сих пор спорят, что это было: провал или отличный кроссовер, который недооценили. Несмотря на критику, «Бэтмен против Супермена» также вошёл в десятку самых кассовых фильмов года и собрал даже больше «Человека из стали» – 873 миллиона долларов против 668.

Спустя год Бэтмен в исполнении Бена Аффлека появился в «Лиге справедливости» – многострадальном кроссовере, прошедшем через производственный ад. Warner Bros. были недовольны чересчур мрачным тоном и большим хронометражом фильма, поэтому попытались исправить работу Снайдера. Для этого на студию пригласили Джосса Уидона. Сначала он правил сценарий, затем – переснимал отдельные сцены, а когда Снайдер оставил съёмки из-за семейной трагедии – переработал весь фильм, оставив в итоговой версии лишь малую часть материала, отснятого Снайдером.

И «Лига справедливости» Уидона провалилась в прокате – при бюджете в 300 миллионов долларов и 100-150 миллионах маркетинговых затрат доходы кроссовера не дотянули даже до «Человека из стали». Как и предыдущий фильм Киновселенной DC, «Лига справедливости» не понравилась критикам (40% «свежести» на Rotten Tomatoes) и снова разделила фанбазу на два враждующих лагеря. Со временем противоречивая картина превратилась в мем из соцсетей, а фанаты Зака Снайдера годами бились за выход режиссёрской версии. Один из руководителей Warner Bros. рассказал Vanity Fair, что каждый человек на студии знал, насколько ужасным вышел фильм, но никто не хотел признать это.

В прошлом году на стриминговом сервисе HBO Max вышла режиссёрская версия «Лиги справедливости», которая радикально отличалась от версии Уидона, и в результате понравилась как прессе, так и зрителям. Но к этому времени Warner Bros., разозлившие фанатов Зака Снайдера и наблюдающие разрастающийся конфликт между Уидоном и актёрским составом “Лиги справедливости”, получили сильный репутационный удар.

В результате студия сменила тактику, сделав упор на авторские блокбастеры – и в «Отряде самоубийц» Джеймса Ганна режиссёру предоставили полную творческую свободу. Весь фильм был выдержан в одном узнаваемом стиле, и существовал будто бы отдельно от всей остальной вселенной — подробнее об этом можно почитать в рецензии «Канобу». «Отряде самоубийц» Ганна стал самым успешным фильмом DC на стриминговой платформе HBO Max.

Причина вторая: неудачный соло-проект с Бэтменом-Аффлеком

«Бэтмен» Мэтта Ривза: почему кинокомиксы DC вернулись к мрачному стилю «Тёмного рыцаря»? - фото 4

Изначально съёмки сольного фильма про «Бэтмена» поручили Бену Аффлеку, который должен был выступить в роли режиссёра, соавтора сценария, продюсера и исполнителя главной роли. В 2016 году Аффлек вместе с Джеффом Джонсом закончили первый вариант сценария – связанный с Киновселенной DC сюжет, разворачивающийся после событий фильма «Бэтмен против Супермена». Основная концепция была в противостоянии Бэтмена и Детстроука – антигероя, которого представили в режиссёрской версии «Лиги справедливости».

Однако в 2017 году Бен Аффлек отказался от должности режиссёра, заявив, что не способен выполнить обе работы на необходимом уровне, и остался в проекте в качестве актёра и продюсера. Ещё одной причиной для отказа послужили изматывающие съёмки в «Лиге справедливости», а также алкогольная зависимость Аффлека.

Бена Аффлека заменил режиссёр Мэтт Ривз. Предполагалось, что Ривз будет работать над фильмом по сценарию Аффлека, однако режиссёр отказался от него, решив изобразить Бэтмена более молодым и неопытным и не связывать сюжет с DCEU. К тому моменту студия Warner Bros. выпустила противоречивый кроссовер «Бэтмен против Супермена» и прошла через производственный ад на съёмках «Лиги справедливости». Попытка жёстко контролировать работу Снайдера обернулась провалом. Поэтому Warner Bros. решили не повторять своих ошибок при работе с Ривзом и полностью доверились его видению.

Причина третья: невероятный успех «Джокера»

«Бэтмен» Мэтта Ривза: почему кинокомиксы DC вернулись к мрачному стилю «Тёмного рыцаря»? - фото 5

В 2019 году Warner Bros. выпустили «Джокера» режиссёра Тодда Филлипса – не связанный с киновселенной DC фильм, оригинально трактующий образ культового суперзлодея. Кинокомикс показывал становление Джокера в исполнении Хоакина Феникса, его постепенное погружение в безумие на фоне безразличности общества и ментальных заболеваний персонажа, а также социальных и экономических проблем Готэма.

Джокер Хоакина Феникса далёк от персонажа Хита Леджера в «Тёмном рыцаре» – он пока ещё не воплощение хаоса и анархии, а сломленный и больной человек, отчасти жертва обстоятельств. Однако у персонажей есть одна общая черта – реалистичность. Они не похожи ни на эпатажного и гротескного Джокера, исполненного Джеком Николсоном в «Бэтмене» Тима Бёртона, ни на нелепого и комичного злодея Джареда Лето в «Отряде самоубийц».

Обе интерпретации персонажа идеально вписываются в реалистичные миры Нолана и Филипса и по-своему передают настроение Готэма. Так, злодей Хита Леджера воплощает охвативший Готэм цинизм по отношению к правосудию, а Джокер Хоакина Феникса – бунт отверженных против системы. Наконец, в угоду реализму и Нолан, и Филлипс отказались от каноничного предыстории Джокера, в которой злодей переживает падение в кислоту и получает таким образом свои шрамы.

В 2019 году «Джокер» вошёл в программу Artisan Films американской кинотеатральной сети AMC. Цель Artisan Films – поддержка независимого, низко- и среднебюджетного арт-кино. И хотя «Джокера», снятого под началом одной из крупнейших медиакорпораций Warner Media, трудно отнести к независимому кино, но AMC объяснили своё решение художественными заслугами фильма. Позже «Джокер» получил главный приз Венецианского фестиваля, одиннадцать номинаций на «Оскар» и даже принёс статуэтку исполнителю главной роли Хоакину Фениксу. Это небывалый успех для кинокомиксов, которые обычно ограничиваются техническими номинациями, если вообще их получают.

«Бэтмен» Мэтта Ривза: почему кинокомиксы DC вернулись к мрачному стилю «Тёмного рыцаря»? - фото 6

Недавно метку Aritsan Films получил и «Бэтмен» – кураторы программы назвали предстоящий кинокомикс Мэтта Ривза «инновационным» и «заставляющим задуматься» фильмом, который «использует темы нуарного кино, чтобы рассказать свежую и впечатляющую детективную историю».

В промо, интервью и в целом в пиар-кампании «Бэтмена» уже сейчас позиционировали и воспринимали не только как супергеройский блокбастер, но и как арт-кино. Похоже, фильм Ривза метит в тот же зазор между артхаусом и блокбастерами, в который так точно попал кинокомикс Тодда Филлипса. На это намекает и подбор актёра на титульную роль Уэйна: Роберт Паттинсон известен тем, что участвует в независимых, почти артхаусных фильмах в духе «Маяка» и «Высшего общества». Он также нетипичен для супергеройского кино, как Феникс.

Успех реалистичного и радикально переосмысляющего образ Джокера фильма Филлипса проложил дорогу и для «Бэтмена». Несмотря на то, что картина Ривза – зрелищная смесь экшена и детектива, её ядром остаётся внутренний конфликт Брюса Уэйна, его одержимость возмездием и обретение идеалов.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
imkristina
imkristina
Комментарий был удален