А помните «Тихоокеанский рубеж»?
Творчество Гильермо дель Торо достаточно любопытно. Среди его работ встречаются как необычные по концепции и реализации «Лабиринт фавна» и «Хребет дьявола», так и стилизованные экшены — «Хеллбой» и «Блэйд 2». Пожалуй, «Тихоокеанский рубеж» — это апогей главенства крутой визуальной части над всем остальным в режиссерском подходе.
Сюжет повествует о том, как со дна морских глубин вышли огромные монстры разрушительной силы — кайдзю. Они тут же принялись уничтожать человеческие города, а вот люди мало что могли им противопоставить. Тогда и был запущен проект «Егерь» по созданию огромных роботов, управляемых посредством прямого подключения разума пилота к машине. Но так как нагрузка на людей была слишком большая, то каждый егерь управляется парой пилотов.
Если вы хотя бы раз в жизни смотрели «Евангелион», то пилотирование при помощи нейронного интерфейса не кажется чем-то новым и удивительным. Любопытно, что дель Торо говорит, будто он сам пришел к этой идее, даже не озираясь на бессмертную классику Хидэаки Анно.
Если углубиться, то становится понятно, что с «Евой» и правда параллелей не так уж много. «Тихоокеанский рубеж» скорее похож на абсолютно любое меха-аниме, которых за год выходит предостаточно.
Фильм даже перенял некоторые классические штампы вроде специфичных названий роботов («Бродяга», «Страйкер Эврика», «Багровый тайфун») и монстров (Громила, Отачи, Слейттерн), разношерстной команды пилотов и главного героя с грузом прошлого и страхом перед пилотированием.
Так что же сделало «Тихоокеанский рубеж» настолько хорошим, что его и сейчас порой вспоминают с восторгом? Как ни странно, тот факт, что это кино.Безумно красивое кино. Каждое сражение егерей и кайдзю на фоне бушующего океана и темного неба — это визуальное буйство, возведенное в абсолют.
Более того, фильм не только хорошо смотрится, но и ощущается. Гильермо дель Торо со съемочной командой сумел передать тяжелую поступь гигантских роботов, напряжение от их столкновения с кайдзю. Ты буквально на себе чувствуешь каждое повреждение егеря, переживаешь поражения и радуешься победам вместе с героями, будто сам становясь одним из участником происходящей на экране феерии.
«Тихоокеанский рубеж» умудряется выглядеть достойно даже на небольшом экране ноутбука, но лучше найти телевизор побольше, а в идеале — сходить на повторный показ, если такой подвернулся под руку. Потому что именно в кинотеатре творение дель Торо приобретает максимальную мощь и раскрывается по-полной.
Кому-то может показаться, что «Рубеж» похож на еще один фильм, в котором роботы возводятся в разряд фетиша — на «Трансформеров».
Конечно, смысл в таком сравнении есть, но сути произведений слишком отличаются, чтобы их можно было ставить в один ряд.
Майклу Бэю в своей серии важнее было показать роботов во всей их красе, он с удовольствие демонстрировал каждую их деталь, приправлял все это взрывами, а сюжет где-то гулял сам по себе. В свою очередь, «Рубеж» постарались сделать как можно более осмысленным. По крайней мере, насколько того позволяет жанр.
А еще в фильме очень много пафоса, который рвется практически из каждого кадра. Он проявляется в ракурсах камеры, в общем дизайне вселенной, во фразах персонажей — да во всем! Конечно, он подходит разворачивающимся на экране событиям, но местами смотрится неуместно и даже глупо.
И тут мы подходим к главной проблеме фильма. В жанре меха-аниме, из которого дель Торо определенно черпал вдохновение, роботы — всего лишь сценарный инструмент, они редко занимают центральную роль в сюжете, потому что тогда могут попросту надоесть.
Пример — некоторые моменты Code Geass, в которых способности мехов перетягивали внимание с политических интриг, смотрелись заметно слабее всего остального.
Возьмем что-то свежее — выходящий сейчас аниме-сериал Darling in the Franxx, в котором, кстати, роботы тоже управляются парами, только теперь обязательно мальчиком и девочкой. При его анонсе многие ожидали обилие масштабных сражений, а в итоге получили драму о тягостях пилотирования, неразделенной любви, загадках прошлого и поисках себя в этом мире. Ну и о половой жизни, да.
В «Тихоокеанском рубеже» за фоном из битв практически ничего и нет. Персонажи — набор шаблонов. Старый вояка с душевной травмой, многообещающий новичок, хитрый торговец, отважный военный — все они без сожалений забываются после просмотра. Причина нападения кайдзю оригинальностью и не пахнет, в истории нет подтекста или скрытых смыслов. Попытки вдуматься в сюжет могут закончиться испорченными впечатлениями от фильма.
Но и нельзя сказать, что «Рубеж» — это кино на один раз. Все-таки созданная автором вселенная умудряется работать, даром что в ней хватает несостыковок и логических дыр. Герои тут — пустышки, но к ним все равно проникаешься симпатией, выбираешь любимчиков и жалеешь, когда они гибнут. Гильермо дель Торо создал не технодемку, не двухчасовую постановку «Роботы против пришельцев» — в фильме есть глубина, пусть небольшая, но минимально достаточная, чтобы он был чем-то большим, чем стандартным фантастическим боевиком.
Такое вот получилось кино. Безумно красивое, но совершенно наивное. С посредственным сценарием и лором, но постановкой, за которую хочется простить многое. Хочется, да только не всегда выходит. И все-таки «Тихоокеанский рубеж» — это отличное кино, достойный представитель фильмографии Гильермо дель Торо, к которому временами хочется возвращаться и заряжаться энергией для сражения со своими «кайдзю». Но если желаете чего-то более осмысленного в этом направлении, то лучше посмотрите «Евангелион».