21 мая 2020Игры

А помните Mafia: The City of Lost Heaven? Обсуждаем культовую игру по случаю анонса ремейка

19 мая компания 2K и студия Hangar 13 анонсировали ремейк Mafia: The City of Lost Heaven — речь идет об игре, созданной с нуля на движке Mafia 3, но сохранившей сюжет, героев, все центральные события и достоинства оригинала. Ждать осталось немного — ремейк первой Mafia выйдет уже 28 августа. И в его ожидании предлагаем вспомнить, чем же нам запомнилась игра 2002 года. Присоединяйтесь к обсуждению в комментариях!
19 мая компания 2K и студия Hangar 13 анонсировали ремейк Mafia: The City of Lost Heaven — речь идет об игре, созданной с нуля на движке Mafia 3, но сохранившей сюжет, героев, все центральные события и достоинства оригинала. Ждать осталось немного — ремейк первой Mafia выйдет уже 28 августа. И в его ожидании предлагаем вспомнить, чем же нам запомнилась игра 2002 года. Присоединяйтесь к обсуждению в комментариях!

Меня всегда удивляло желание игроков сравнивать едва ли чем-то похожие Mafia: The City of Lost Heaven и Grand Theft Auto 3. Понятно, что в начале 2000-х экшенов с открытым миром и возможностью сесть за руль любого автомобиля было мало (но не два — можно вспомнить еще как минимум Omikron: The Nomad Soul), и потому сравнений избежать не удавалось. Кроме того, как еще объяснить своему другу-школьнику, что такое «Мафия», кроме как «это GTA про бандитов в шляпах и старые машины».

Тем не менее сравнения никуда не делись даже много лет спустя, когда сами игроки и их друзья-школьники выросли, а игр с открытыми мирами и возможностью ездить по ним на машинах стало гораздо больше. К концу 2000-х уже были The Simpsons Hit & Run, True Crime, Deadly Premonition, Red Dead Redemption и Assassinʼs Creed (в них роль транспорта играли лошади, но все же), однако Mafia так и осталась той самой «GTA про старые машины». И такое отношение к ней, как мне кажется, вышло серии боком после релиза Mafia 2, где не было ни живого города, ни массы побочных активностей, ни правдоподобной симуляции жизни. Было зато все ровно то же самое, что и в первой части. А где же тогда GTA?

А ее в «Мафии» до того и не было — и быть не могло. Когда чешская студия Illusion Softworks работала над The City of Lost Heaven, подсмотреть идеи и удачные геймдизайнерские решения для экшена в открытом мире она нигде не могла — как я написал выше, похожих игр было мало, а та же Omikron: The Nomad Soul или первые GTA с изометрией все-таки заметно отличались. Жанр только начинал формироваться, и дизайнеры воплощали именно те идеи, которые казались им правильными. Даниэль Вавра, руководитель разработки Mafia и автор ее сценария, судя по всему, был убежден, что главное в его игре — сюжет и эпоха, и все остальные элементы должны работать на них.

А помните Mafia: The City of Lost Heaven? Обсуждаем культовую игру по случаю анонса ремейка - фото 1

Как раз поэтому Mafia: The City of Lost Heaven полна мелких и, как кажется на первый взгляд, совершенно ненужных механик, которые совсем не работают в отрыве от сюжета, зато отлично работают «в моменте» — когда разработчики решают с их помощью усилить историю и оставить у игрока более яркое впечатление об эпохе.

Машины в «Мафии» можно (и, по идее, нужно) заправлять — но как часто вы это делали? Едва ли больше одного-двух раз за игру, просто чтобы «опробовать» саму механику. Бессмысленно, зато спустя 18 лет вы помните о том, что машины в «Мафии» можно заправлять.

Полиция в этой игре может оштрафовать главного героя за превышение скорости — но меняет ли этот факт что-то в действительности? Нет, если вам нужно ехать быстро, вы будете ехать быстро — а от полиции, в случае чего, можно и оторваться. Бессмысленно, но в нескольких миссиях с погонями эта механика проявляет себя так мощно, что запоминается как одна из ключевых.

А помните Mafia: The City of Lost Heaven? Обсуждаем культовую игру по случаю анонса ремейка - фото 2

Повреждения машин в The City of Lost Heaven просчитываются в реальном времени — их корпуса правдоподобно мнутся при столкновениях с объектами и другими автомобилями, а если ударить, скажем, по двери битой, там останется вмятина. Как часто вы вообще лупили по чужим машинам битой в этой игре? Готов поспорить, что однажды — во время одной из первых миссий, когда дон Сальери дает главному герою задание попортить автопарк конкурента. Бессмысленно, зато… ну, вы поняли.

Сам Лост Хэйвен состоит из множества очень разных по архитектуре районов — в нем есть и привычный «нью-йоркский» центр, и китайский квартал, и район, где живут итальянцы, и пригород с особняками богачей. Но как часто вы отвлекались от сюжета и катались по городу, просто чтобы посмотреть на архитектуру? В «Мафии» город нужен не для того, чтобы герой его исследовал, а для того, чтобы события каждой миссии происходили в уникальных декорациях, и еще для того, чтобы у игроков создалось впечатление, что за пределами этих локаций и сюжета есть что-то большее. Нет, там ничего нет — это же не GTA.

А помните Mafia: The City of Lost Heaven? Обсуждаем культовую игру по случаю анонса ремейка - фото 3

Зачем тогда все это создавать, тратить время на механики, которые используются один или два раза за игру? Зачем рисовать целый город, когда можно ограничиться отдельными уровнями и загрузками между ними — тем более что загрузки-то в игре все равно есть?

Затем, что именно так с открытым миром в начале 2000-х работала чешская студия Illusion Softworks. Затем, что такой подход казался правильным Даниэлю Вавре, который знаменит своей жаждой сделать игру реалистичнее и детальнее даже в том случае, если это можно навредить игроку или вызвать негативный эффект (как в случае с гонкой из «Мафии»). В конце концов, затем, что яркая механика, работающая на сюжет «в моменте» куда важнее множества мелких активностей, с этим сюжетом никак не связанных.

Если Томми Анджело в прологе The City of Lost Heaven приезжает на встречу с детективом на метро, значит в игре это метро обязано работать по реальным правилам, и у вас должна быть возможность им воспользоваться. Если у машин есть бензобак, значит в этот бензобак должно быть можно залить бензин. Если на дорогах Лост Хэйвена стоят светофоры, значит игнорировать «красный» нельзя — за нарушение ПДД следует наказывать. Если герою по ходу миссии необходимо погрузить ящики с сигарами в грузовик, значит берете и грузите.

А помните Mafia: The City of Lost Heaven? Обсуждаем культовую игру по случаю анонса ремейка - фото 4

Это фирменный стиль Вавры, который заметен не только в «Мафии», но и в другой его игре — Kingdom Come: Deliverance. Разумеется, привычных игровых условностей он избежать не пытается — это невозможно. Но если твоя цель — разыграть историю о гангстерах в городе, где есть надземное метро, а машины ездят на бензине, значит нужно сделать город с метро и заправками. Иначе работать не будет. Иначе великой игры, ремейк которой ждут миллионы, не получится.

Комментарии 25
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Алексей Абрамов.2up5z
Алексей Абрамов.2up5z
Эхх Поли, Поли! А так ведь хотелось надеться, что мы с тобой встретимся на квартире, поделим добычу и свалим в закат на спортивной тачке! Одна из лучших игр, что играл, как по атмосфере и механикам, так и проработке деталей и разнообразию миссий. И пусть геймплей уже изрядно подустарел, то сюжет будет актуален всегда. Что уж говорить даже одна заглавная музыкальная тема уже рассказывает историю, со своим началом, кульминацией и финалом.
hemusmora
hemusmora
Я надеюсь на введение чек пойнтов, хотя бы в последней миссии.
ColinLonn
ColinLonn
сюжетно игра шикарная, драматургия и посыл на высоком уровне. компиляция лучших ганстерских фильмов своей эпохи