7 дурацких сериалов, которые мы любим вопреки всему: выбор «Канобу»
Авторы «Канобу» вспомнили, когда продолжали смотреть откровенно плохой сериал или реалити-шоу несмотря ни на что — и объяснили, зачем тратили время на то, что принято называть guilty pleasure.
«Ходячие мертвецы»
Антон Варанов: «Дропнул на пятом сезоне», «Эту шнягу еще снимают?», «Да когда они все уже умрут», «Ходячие мертвецы и болтающие выжившие» — такого рода комментарии можно встретить под любой новостью о «Ходячих мертвецах», которые выходят с 2010 года.
147 серий и продление на 11 сезон: главный изъян проекта очевиден даже тем, кто не смотрел ни одного эпизода — затянутое повествование и переход от постапокалиптического триллера к разговорной драме.
Сам не знаю, почему продолжаю смотреть это столько лет. За неполные 10 сезонов я успел закончить школу, поступить и закончить универ, жениться, завести собаку и четыре раза переехать.
Такому конвейеру позавидовали бы даже EA и Ubisoft. За десятилетие телефраншиза разрослась до трех сериалов: кроме оригинала выходят «Бойтесь ходячих мертвецов» с 2015 года и «Ходячие мертвецы: Мир за гранью» с 2020 года. Также анонсирован отдельный сериал о Дэриле и Кэрол на 2023 год.
На эти уловки я уже не поведусь. Пробовал смотреть «Бойтесь…», но бросил на втором сезоне. Оригинальный сериал дропал после пятого, но оказалось, что будущая жена смотрит его, так что пришлось вернуться. Она, кстати, бросила на восьмом.
Планировал попрощаться с «Ходячими мертвецами» в 2020 году, но из-за пандемии обнаружил для себя минимум интересных проектов, так что вернулся к знакомым болтающим персонажам. Рассчитываю закончить десятый сезон и забыть о франшизе навсегда.
«Сверхъестественное»
Денис Князев: «Сверхъестественное» — тот самый совершенно дурацкий сериал, от которого я не мог оторваться больше десяти лет. Впрочем, он не всегда таким был. Вплоть до пятого сезона, которым все и должно было закончиться по задумке создателя шоу Эрика Крипке, у сериала был цельный и довольно увлекательный сюжет. А еще — понятная концепция, объединившая все подряд американские городские легенды и привычные элементы «дорожного приключения».
После пятого сезона (и логичного финала с последним противостоянием героев Люциферу) Крипке передал сериал другим шоураннерам. И те стали раз за разом выдумывать сюжеты разной степени бредовости. Время от времени все же получалось неплохо, но худший сезон Supernatural — седьмой — все равно пришелся на эпоху «после Крипке».
Редкие удачные эпизоды и даже сезоны целиком держали меня у экрана вплоть до финального — пятнадцатого — сезона, которым шоу завершилось в конце 2019-го. Причина, правда, не только в этом. Не менее важную роль сыграл харизматичный актерский дуэт Дженсена Эклза (Дин Винчестер) и Джареда Падалеки (Сэм Винчестер), за которым интересно было наблюдать даже в те моменты, когда сценаристы не могли ничего из себя выжать.
Еще, подозреваю, просмотр Supernatural для меня в какой-то момент превратился в привычку. К тому же, хотелось посмотреть, чем же закончится длительная история Винчестеров. И несмотря на то, что финал меня, скорее, разочаровал, никакого сожаления по поводу того, что все это время следил за сериалом, я не испытываю. Сняли бы еще 15 сезонов — и их посмотрел бы с удовольствием.
«Волчонок»
Мариам Григорян: Ответственно заявляю, что «Волчонок» — он же «Оборотень», у нас этот сериал переводили по-разному – не всегда был guilty pleasure. Первые сезоны Teen Wolf я до сих пор могу назвать неплохой городской мистикой, на голову выше многих сериалов такого рода.
Единственное, на что нужно делать скидку – «Волчонок» всегда был сериалом для подростков. А значит, там много-много парочек, шуток и страданий о взрослении, а также очень много молодых полуголых актеров. Не я придумываю правила, это все телеканал MTV.
При этом Teen Wolf выглядит довольно продвинутым на фоне остальных сериалов 2010-х. Нет, серьезно, уже тогда там во все поля были отлично прописанные главные героини – из-за одной я покрасилась в рыжий, из-за другой непродолжительное время хотела арбалет. Плюсом идет адекватное отношение к меньшинствам, очень добрые родители у многих персонажей и естественные школьные проблемы — даже на фоне мистики. В общем, смотреть его правда было приятнее, чем условные «Дневники вампира».
С самой мистикой сценаристы тоже честно старались. Помимо оборотней они вплели еще много мифологии – вписали и японскую лисицу кицунэ, и магию друидов, затесалась даже адская гончая. Местами это получалось кринжово, особенно в последних сезонах, но я люблю смотреть на разные интерпретации сказочек и легенд.
Так почему же «Волчонок» — это guilty pleasure? Я искренне считаю, что большинство сериалов нужно закрывать после третьего-четвертого сезона. Дальше создателям то ли начинают бесплатно поставлять наркотики, то ли заставляют писать сюжет вслепую. В общем, актеры из Teen Wolf начали уходить, сценарные изыски дошли до полного бреда, но я все равно продолжала смотреть. Потому что свое, родное. И досматривала я «Волчонка» сквозь слезы и фейспалм, но все равно – с удовольствием.
«Последний корабль»
Антон Погорельский: Я начал смотреть «Последний корабль» как фантастику о вирусе и массовом вымирании. Завязка что надо: некая болезнь выкосила большую часть населения Земли, и только последний корабль без зараженных плывет по океану, боясь пристать к берегу и впустить вирус на борт. Что могло пойти не так?
Ничего – первый сезон вышел на загляденье. Правда, даже тогда многих утомили пафосные выражения лиц капитана Чандлера и старшего помощника Слэттери. А пафосные лица они делали примерно раз в 10 минут – каждый раз, когда выяснялось, что очередное их действие поможет спасти мир. Или не дать «этим чертовым русским» (естественно, здесь есть злобные русские) разбомбить корабль и отобрать вакцину.
И да, лекарство от вируса слишком быстро нашли – а потому сценаристам пришлось выкручиваться, чтобы плодить новые интриги вокруг выдоенного сюжета. На выручку пришла доблестная армия США. В любой серии «Последнего корабля» видно, как усердно позиционируют американских военных и моряков. Каждый из них – синоним доблести и достоинства; подвиги совершаются почти ежедневно, а все флотское вооружение – образец эффективности и высоких технологий.
Я далек от восхваления армии и прекрасно понимаю, что в реальности такого быть не может. А при топорном исполнении от такого пиара вооруженных сил просто тошнит. Но сделанный в 2010-х «Последний корабль» снят настолько наивно, что при просмотре ты словно переносишься в восьмидесятые.
Никаких полутонов, некрасивых людей или неоднозначных решений. Каждый поступок тут – или подвиг, или коварное злодеяние, или чудовищная ошибка. Каждый мужчина – или герой, или последняя сволочь. И нет, я никогда не поддержу военную риторику и буду против вооруженных конфликтов. Что не помешает мне получить удовольствие от сериала «Последний корабль»: тупого и предсказуемого, зато чертовски милого и обаятельного.
«Вагитна у 16» («Беременна в 16»)
Елена Пиннингтон: Впервые я увидела «Беременна в 16» по телевизору на телеканале «Ю». На тот момент это была украинская версия с колоритным названием «Вагитна у 16» — это было пять лет назад, а украинское шоу показывали с русским переводом. «Беременна в 16» в российский реалиях вышла только в 2019 году, ее разгромили критикой, но это уже совсем другая история. Впрочем, украинская версия — тоже не оригинал, идею взяли у одноименного американского шоу. Но даже оно уступает «Вагитна у 16», так полюбившейся в России.
Наткнулась я на это шоу случайно, от скуки переключая каналы по телевизору. Тогда и мелькнул канал «Ю», а на нем кричащие люди, плачущие девушки, сплошные проблемы и много драмы — типичное реалити-шоу, которое легко цепляет внимание своими кривляниями. Ошарашенная нелепостью, происходящей на экране, я залипла.
Вернулась я к этому «сериалу» спустя много времени, когда, сидя с друзьями где-то в гостях, мы выбирали, какой фильм посмотреть вместе. И тут кто-то предложил «Вагитна у 16». И если тогда, увидев это телешоу в первый раз, я испытала настоящий культурный шок, то совместный просмотр с друзьями очень раззадорил и поднял настроение.
Само реалити-шоу — это истории о девушках, которые нашли парней и забеременели, не достигнув 18-летнего возраста (им необязательно должно быть 16). У каждой по-своему развиваются события: какие-то парни оказываются деспотами и начинают бить этих девушек. Какие-то героини оказываются такими жуткими, что парни от них сами сбегают. В каких-то сериях разница в возрасте приличная, в каких-то парни тоже еще совсем юнцы. В «Беременна в 16» прокрутили много сценариев по одной схеме.
В шоу много треша, ведь чаще всего героинями шоу становятся девушки из неблагополучных семей. А также жуткая наигранность, дешевая съемка и местами очевидные постановочные кадры — пусть даже нам доказали, что героини были настоящими. Их истории немного «приукрашивают». В таком стиле показывают проблемы во время беременности и сами роды. Потом — что происходит с ребенком, как он растет и как выстраиваются отношения с отцом ребенка (если вообще выстраиваются).
Наверное, успех «Вагитна у 16» исходит как раз из «порочного» удовольствия, которое дарит это реалити-шоу. Успокаивающие мысли о том, что мы, зрители — белые и пушистые зайки, такие классные и правильные. А зрителям реалити-шоу зачастую нравится ощущать себя оплотом нравственности и здравомыслия, обсуждая отношения людей. Спорно, но одной из хороших сторон этого сериала можно считать поднимающуюся в нем табуированную тему беременности.
«Беременна в 16» — это, в каком-то смысле домашняя, дешевая и грубая версия «Полового воспитания» Netflix, представленная в виде реалити-шоу. С ним даже можно весело скоротать время с друзьями, если не слишком загоняться из-за происходящего.
«Под куполом»
Павел Чуйкин: Сериал «Под куполом» с каждым сезоном опускался все ниже, но я продолжал смотреть серию за серией, пока не дошел до финала. В конце первого сезона у сценаристов закончилась книга. Поэтому дальше они стали лепить жесткую отсебятину с порталами между мирами, приевшимися плохими корпорациями и прочим бредом, которого и близко не было в книге. Сериал надо было срочно закрывать, но делать это никто не собирался.
По мере ухудшения проекта и частых фейспалмов мне все больше хотелось узнать, что будет дальше. Мозг требовал новой бредовой «пищи», а простое человеческое любопытство стремилось узнать концовку всего этого безобразия.
И вот, на моих глазах отличная история о закрытом обществе, где каждый показывает настоящее «я», мутировала в нечто бессмысленное и беспощадное. Да и актеры не дураки: увидели, в чем увязли, и, видимо, отчаялись, поскольку играли все хуже. На их лицах читалось неверие в происходящее, а иногда и стыд.
Итак, стоит ли смотреть «Под куполом»? А почему бы и нет? Не мне же одному должно быть плохо и стыдно. К тому же, иногда бывает и интересно, особенно в первом сезоне. А потом, глядишь, затянет.
«Ангел»
Александр Башкиров: Я не верю в само понятие guilty pleasure. Если фильм или сериал доставляют удовольствие, значит, что-то в них работает, что-то правильно сделано, и стыдиться тут нечего ни вам, ни создателям. В сериалах часто можно смотреть 1-2 сезона (причем редко первых) — так и тут нет ничего плохого. Не будете же вы пересматривать остальные!
Тот же сериал «Баффи, истребительница вампиров», который ошибочно считается детским, мы поставили на первое место в нашем топе-100 сериалов всех времен. Там он обогнал «Сопрано» и «Прослушку». О том, почему там все идеально, и почему им до сих пор восхищаются взрослые дяди, пишущие отличные сериалы, фильмы и книги, можно прочитать в моем материале. А вот его сериал-близнец «Ангел» — вещь более неровная.
Это спин-офф про самого популярного героя «Баффи» — перековавшегося вампира Ангела, который в одном из сезонов оригинального шоу решил перебраться в Лос-Анджелес и работать там частным сыщиком. Титры сценарной группы сериала — тоже кузница современного телевидения, от Дэвида Фьюри до Стивена С. Денайта. Но первую скрипку там играл не Джосс Уидон, а малоизвестный в наше время Дэвид Гриноулт.
Поэтому стиль у сериала совсем другой, чем у «Баффи» — от диалогов до манеры построения сюжетов. И это гораздо менее универсальное произведение. С первой серии «Ангел» старается откреститься от школьниц из Саннидэйла и быть взрослым нуарным сериалом, но у него это долгое время не получается. Хотя есть и исключения вроде серии второго сезона под названием Are You Now or Have You Ever Been, где дело происходит в пятидесятых во время работы комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (такой вот обогнавший свое время Mad Men с вампирами).
Но подлинного величия сериал достигает лишь в последнем сезоне, который я вам и рекомендую к просмотру. По концепту там превзошли даже «Баффи»: Ангел и компания попадают на работу в зловещую корпорацию, с которой боролись весь сериал. Помимо массы отличных офисных шуток сезон может предложить самую трагичную и трогательную арку во всем творчестве Джосса Уидона — историю любви Уэсли и Фред, которая после смерти одного из героев стала своеобразным треугольником.