50 неудобных вопросов к фильму «Человек-муравей и Оса»
Как я уже упоминал в рецензии, «Человек-муравей и Оса» озадачил меня тем, что большая часть сцен, фраз и решений героев вызывали целый шквал вопросов. Настолько халтурно все это было сшито. Я абсолютно уверен, что, если придирчиво и подробно изучить картину, итоговый список вопросов был бы в разы больше. Но бредовость и бестолковость всей беготни героев с лабораторией под мышкой быстро перевалила для меня за критический уровень, поэтому к сюжетной составляющей вопросов на этот раз практически нет — воспринимать ее всерьез и пытаться выделить какие-то конкретные дыры в этом швейцарском сыре было крайне сложно. Чтобы задать вопрос, надо хоть что-то знать точно — «если это так и так, то почему тогда?..», а «Муравей и Оса» не слишком заботится о сохранении связности или логики.
Например, Призрак в начале пытается отобрать у Осы деталь, которая нужна Пимам, чтобы достроить Тоннель. Потом Призрак пытается украсть уже сам Тоннель. Так что она пытается сделать — построить что-то сама с Фостером (логично украсть деталь), или украсть тоннель и использовать его (логично не красть деталь, дать Пимам закончить Тоннель)? Но вопрос начинает разваливаться от белых пятен — могла ли Призрак переключиться на новый план, узнав о Тоннеле? Когда она узнает о нем? Откуда именно и почему только сейчас? И так далее — когда неизвестных становится слишком много, вопрос задавать просто не имеет смысла.
Вместо этого я сосредоточился на научной стороне фильма, которую в сиквеле решили выдвинуть на первый план, уделить больше времени объяснению наблюдаемых процессов и подвести под них какую-то базу. Вышло это из рук вон плохо, что и раздражало меня куда сильнее очередного нелогичного поворота сюжета.
Скажу сразу, я не слетел с катушек и не требую от супергеройской комедии четкого соблюдения законов физики. Естественно, это будет псевдонаука и короткие, упрощенные бла-бла объяснения, годные лишь на то, чтобы невероятность происходящего не вышибала нас из фильма, чтобы мы могли успокоить себя тем, что это бла-бла энергия, бла-бла атомы, поэтому все в рамках допустимого.
Вопрос лишь в том, как именно фильм подаст свою псевдонауку, насколько серьезно подойдет к ее проработке, насколько он уважает своего зрителя и как оценивает его образованность. Можно, как «Интерстеллар», вместе с одним из ведущих ученых в этой сфере (Кипом Торном) кропотливо создавать точную компьютерную модель черной дыры, а можно, как «Интерстеллар», взять и ляпнуть, что любовь — это фундаментальная сила вселенной, типа гравитации.
Поэтому нет, я не требую, чтобы наука «Муравья» соответствовала реальности. Конечная цель в том, чтобы показать клевые увеличения и уменьшения. Вопрос в том, насколько ты убедишь зрителя в реальности происходящего, в возможности подобных технологий. Если врешь, ври талантливо. Вместо этого создатели фильма вывалили на зрителя дырявую, халтурную, местами противоречащую самой себе чепуху, из которой торчат, как иголки, знакомые научные термины. И это несмотря на то, что более связное и изящное объяснение, привязывающее невероятное к реально существующему, было так близко, так возможно.
Я осознаю, что моего гуманитарного образования не хватает, чтобы разбирать столь сложные темы, поэтому ни на какую абсолютную точность своих предположений не претендую. Если вы заметите в них явный просчет — пишите.
Чую, этот блок вопросов станет одним из самых противоречивых во всем цикле. Поехали.
Основные законы Пим-физики
1. Так меняется масса объекта при уменьшении или нет?
Если нет, то как оса летает на таких крыльях, как Скотта носит муравей? Как он может бегать по пластинке или пистолету — почему они не проваливаются под его весом?
Почему удар Муравья/Осы производит эффект обычного удара кулаком? Если масса та же, но плотность кулака в разы выше, а площадь поверхности становится размером в булавку, то удар муравья должен пробивать кожу и кость, как пуля или шило.
Короче, если посмотреть на сцены с уменьшенными героями, 90 процентов изображенных фактов идут против законов, описанных самим фильмом, не говоря уже об обычных законах физики.
2. Как могут они бегать со зданием под мышкой?
Оно было бы не просто неподъемным, оно сквозь асфальт бы провалилось с такой крохотной площадью поверхности, если масса сохраняется.
3. Зачем уворачиваться от молотка?
Он не может навредить ни Муравью, ни Осе. Плотность их тел куда выше. Это как удар пятиметровой надувной киянкой.
4. Как работает увеличение?
Увеличение объектов, некогда уменьшенных (типа танка, машин, здания), вопросов особых не вызывает, но вот раздутие изначально мелких предметов вроде солонки, хэллоу кити диспенсера, муравьев — с ним что? Если расстояние между атомами этих объектов увеличивается в 200 раз, они точно способны сохранять свою структуру? Не ослабнут ли критически те силы, что собирают эти атомы в стабильную систему? Не лопнут ли они, как шарик или мыльный пузырь, если совсем просто?
5. Увеличенные микрообъекты тоже сохраняют свою массу?
По идее, они обязаны, но мы видим обратное и тут даже исключений не вспомнить. Увеличенный Лэнг проминал собой металл при падении, его не сдувало ветром, несмотря на то, что его 80 кило раздувались на куда больший объем, росла и площадь поверхности тела. Увеличенные солонки, конфетницы и поезда разносили макрообъекты в труху, громыхали, придавливали и т. д., словно их масса возросла пропорционально. Муравьи при увеличении тоже не взмывали в воздух при любом движении, хотя их массы едва будет хватать на то, чтобы оставаться на полу.
Откуда увеличение берет дополнительную массу для этих объектов — черт знает.
Сюжет
6. Почему тревога срабатывает от ноги с GPS-монитором, провалившейся в забор?
У нас GPS датчики такие точные стали, что 10 сантиметров плюс-минус уже определяют? Ровно по забору допустимую зону обрезали? В системе нет пары метров серой зоны, чтобы исключить погрешности? На самом мониторе нет предупреждающего сигнала, дающего секунду 30 на возвращение в зеленый сектор — он сразу включает тревогу? Зачем так увеличивать шанс ложных срабатываний типа того, что в итоге и вышло? Это деньги налогоплательщиков как бы — поднять бригаду ФБР, провести бесполезный обыск…
7. Можно было более адекватно решить проблему?
За фильм ФБР срывается в дом Лэнга несколько раз, куча сотрудников проводит обыск — если Скотт такой приоритетный объект (раз вы столько ресурсов на него каждый раз бросаете), может, поставите камеры? Внутри дома — слишком нарушает право на личную жизнь? Окей, поставьте снаружи, хоть ногу, торчащую из забора, они бы увидели. А еще лучше — посадите одного агента в машине, который бы следил за домом и при сигнале тревоги с ножного монитора мог бы сразу зайти внутрь и все проверить. Не пришлось бы куче агентов мотаться через весь город каждый раз, а Лэнг бы уже не смог успевать вернуться обратно до вашего приезда.
8. Столько обысков — и они не нашли телефон?
ФБР в фильме выставлены откровенными клоунами, которым не надо ловить маньяков и террористов, они маются без дела, разучивая карточные фокусы и мучают бедного героя, просто пытающегося пообщаться с дочерью. И за ряд обысков эти профессиональные агенты не смогли найти обычный телефон в тайнике — смысл тогда в этих обысках? И в этих агентах.
9. Почему теперь Хэнк Пим позволяет дочери носить костюм, это же опасно?
Да, он принимает решение сделать ее Осой еще в конце первой части, но это не объясняется ни там, ни здесь. Там он говорит лишь, что технологию нельзя уничтожить или спрятать, поэтому нужно просто убедиться, что она в верных руках. Так Хэнк не доверял ей костюм просто потому, что его могли украсть? Как, например, его украл у него Скотт, и Пим даже не попытался его вернуть или убедиться, что он уничтожен. Так волнуют тебя кражи или нет? И почему у тебя постоянно что-то воруют?
Хэнк объяснял в первом фильме, что не может сам надеть костюм, потому что носил его годами и это «имело последствия». Какие — мы не знаем. Как он вычислил, что еще пара часов будут фатальными — тоже. По идее, ему следовало самому надеть костюм и все выкрасть у Кросса, а не доверяться левому уголовнику, но речь не об этом.
Если ношение костюма и постоянные изменения размера сказываются на здоровье или психике — почему он разрешает дочери его носить, да еще и менять размер по 30 раз в минуту по любой прихоти — что в костюме, что в машинах?
Плюс есть риск уменьшиться до субатома и пропасть в квантовом мире, как мама. Плюс шанс какой-то еще поломки костюма, которая может тебя убить или изувечить. Плюс опасность супергеройства самого по себе — по тебе там стреляют, на тебя охотятся — в том числе, чтобы отнять костюм. Что развеяло все его опасения? Он же должен трястись над дочерью после того, как потерял жену — это было логично в первом фильме. Но что его внезапно переубедило, что он решил по сути дать дочери заниматься тем, что сгубило ее мать, неясно. Если бы он разрешил это все после удачного возвращения Джанет — тогда все понятно, или хотя бы ради ее возвращения, но нет. Просто так.
10. Бластеры и крылья?
Хэнк говорит, что эти технологии были у него давно, но Скотту он их не доверил. Пим, старина, твой костюм способен уменьшать человека в 200 раз — это его главное свойство, главный прорыв, главная технологическая фишка, которой ты так не хотел рисковать.
Ее ты доверяешь какому-то уголовнику, но крылья и бластеры, которые в киновсленной Marvel может, похоже, собрать любой школьник в гараже из говна и палок — это нет, это слишком. Это мы припасем для дочери, которой никогда не позволим надеть костюм, потому что это вообще-то опасно для здоровья. Это полный бред. Если ты действительно не хотел допустить попадания технологий Кросса на рынок, то надо было дать Скотту все доступные инструменты — включая несчастные бластеры (которые у Кросса, кстати, были и куда мощнее тех, что у Осы) и крылья.
11. Чем Пим занимался 30 лет?
Когда в конце предыдущего фильма Хэнк показывает Осе ее костюм, он говорит, что они работали над ним еще с ее мамой, мол, его надо проапдейтить и довести до ума.
До того, как Скотт успешно выбирается из квантового мира, Хэнк и не думает о том, что жена может быть жива, что надо попытаться найти способ просканировать этот квантовый мир и убедиться точно, попробовать связаться с ней или тупо построить технологию, позволяющую безопасно туда уходить и возвращаться.
Тоннель, который позволяет это сделать, он строит только сейчас, между фильмами. Так чем он маялся 30 лет? Технологии костюма он не улучшал, судя по всему, учитывая, что Скотт носит все то же барахло, каким пользовался и сам Хэнк. Над костюмом Осы не работал. Жену вызволить не пытался. Что он делал? Гениальный ученый 30 лет пил чаек с сахаром, который таскают муравьи? Не пытался помогать людям, не изобретал лекарство от рака или наномашины для терраформации Марса?
12. Почему собственно в этой супергеройской франшизе нет никакого супергеройства?
Единственное, что сделал Муравей (и только первый, Пим, не Лэнг), подходящего под описание супергеройства, это спас людей от ракеты — 30 лет назад. Вернее, он облажался и не спас, спасла жена. Все, что делают Муравьи и Осы после, преследует сугубо личные цели — никаким людям опасность не грозит, город не взрывают, луч света в небо не бьет. Можно, конечно, сказать, что, если технологии попадут не в те руки, от них могут, в теории пострадать гражданские. Может быть.
Почему мы не видим нашего героя рискующим жизнью ради простых людей? Ни в одном из двух с половиной фильмов, считая «Гражданку», где Лэнг опять же помогал лишь одним суперам навалять другим, разрушая недвижимое имущество иностранного государства. Людей не спасал.
Или супергероев надо как-то описывать по-другому. Индивиды со сверхспособностями, пытающиеся защищать свои патенты и борющиеся с промышленным шпионажем («Железный-человек 1-2„туда же), и изредка спасающие простых людей в перерывах.
13. Почему Хэнк даже не думал о том, как вытащить жену, до событий фильма?
Ведь выходит, что он полез ее все же спасать и спас благодаря случайности — Скотт вернулся, а значит и она могла там выжить. Но что мешало просто верить в эту возможность, угробить все силы, чтобы попытаться ее вызволить и, лишь убедившись окончательно, что это невозможно, отступить? Почему было не построить этот тоннель еще тогда? Вытащить ее сразу?
Если вы скажете, что Скотт был нужен как антенна, чтобы найти Джанет, то это тоже вторично. Лэнг связался с ней не из-за уникальных особенностей, он просто был еще одним человеком в квантовом мире, плюс она могла почувствовать в нем связь с Хэнком. Если бы Хэнк заявился к ней сам, она бы точно так же (а скорее — гораздо легче и прочнее) перевязалась бы с ним. Но он почему-то сразу сдался, умерла так умерла, и рисковать не стал и новые способы сделать переход безопаснее разрабатывать не стал.
14. 3 ножа подряд?
В одной из первых экшен-сцен, которую мы видели в трейлере, мужик вбегает на кухню, хватает нож и метает его в Осу. Камера переводится на нее (мужика больше не видно) и мы наблюдаем, как за первым ножом с промежутком сантиметров в 30 летят еще два ножа. Как он успел их так быстро подобрать и метнуть? Хватал он явно не три сразу — пока он брал остальные, прошло бы куда больше времени, и ножи летели бы с куда большими промежутками.
15. Э-э-э, фундамент?
Волшебная лаборатория Хэнка — это немаленький домина. Из тех, которым нужен прочный фундамент. Фильм же считает, что здания — это типа картонные коробки, которые стоят на полу и не двигаются с места просто из-за того, что тяжелые. Уменьшение лаборатории оставляет после себя ровную поверхность, то есть фундамента у здания не было. Как оно при увеличении на рандомной неровной неукрепленной площадке не провалилось сквозь землю, не покосилось, не развалилось на части?
Мне вообще показалось, что Оса ведет Хэнка в подземную лабораторию, но это, очевидно, было не так — подземной части у здания не было. Все это муравьиное царство было над землей, замаскированное под обычные панельные этажи. Здание еще и застеклено все, поэтому неясно, как через эти окна ничего подозрительного не было видно.
16. Кто встроил в здание ручку?
На каком этапе туда втемяшили ручку от чемодана? Если ее встроили в полноразмерное здание — это куча работы. Если в уменьшенную версию — все равно аккуратно высверлить под нее шахты и не обвалить все здание — стоило оно того? Учитывая, что дом, в итоге, все равно магическим образом все таскают в руках, как будто он легче телевизора.
Про колесики я даже спрашивать боюсь. Ну оке, зато визуальный гэг для трейлера.
17. У нас опять украли технологии?
По сути, мы повторяем сюжет первого фильма, только минус замороченное ограбление, забавные монтажи привыкания к способностям и эпизод со Мстителем. У Хэнка Пима, паранойящегося на тему того, что его технологии сопрут, сперли технологии. Второй раз. Или уже третий, учитывая, что отец Призрака что-то там стал отдельно разрабатывать и погорел (или четвертый, учитывая, что Скот упер его костюм, чтобы помочь Кэпу)?
Технологии на этот раз ворует не бывший подчиненный в суперкостюме, а дочь бывшего подчиненного в суперкостюме (ну не таком уж супер, но все же). Опять речь идет о продаже их на черном рынке неким неизвестным, но очень опасным фигурам. У Скотта опять проблемы с законом, он все еще пытается наладить отношения с дочерью, а Луис так же тащит на себе весь юмор фильма — огромную бадью чугунных утюгов.
18. Откуда злодеи так хорошо знают, что это за лаборатория и как она работает?
Хэнк Пим в бегах, он прячется от закона, у него есть технологии, чтобы маскироваться более, чем успешно. Он крайне озабочен тем, чтобы его технологии не попадали в чужие руки. Да, их все равно все время воруют, но все же.
То, что Призрак и Сонни знают, что примерно делает Пим, и как Тоннель может помочь конкретно им, допустимо, хоть и со скрипом в рамках данной логики. Но Берч бросается к лаборатории так, словно откуда-то точно знает, что это, как это работает и как это продать. Знает, что это не просто игрушечная модель здания. Но самое удивительное — злодеи знают, как именно это здание работают, что у него должен быть пульт, что он крепится на крыше, замечают его отсутствие и начинают его искать. Откуда? Они читали сценарий?
19. Прокололи шины? Вы серьезно?
Злодей Сонни Берч бросается в погоню за Призраком, но она успела озаботиться тем, чтобы распотрошить шины их авто. Не выжечь электронику в машине, фазировав через нее (Китти Прайд вроде делала что-то подобное), не размазав автомобиль по вероятностям, «заражая» собственным недугом, а тупо проколоть шины. Адский креатив. Жуткое злодейство.
Я даже допускаю, что это не просто тупая идея, а отсылка к первым комиксам про Муравья, где действительно фигурировали проколотые шины, но отсылки надо вставлять так, чтобы это не превращало все в фарс. Там много что фигурировало в этих комиксах, например, злодей Яйцеголов, пытающийся убедить муравьев (реальных) восстать против тирана-Пима и предать его, а затем собиравшийся загнать Муравья в коробку, обклеенную липкой лентой против насекомых (кстати, к нему есть отличная пасхалка в фильме). Это тоже можно было бы вставить в фильм, и при правильной абсурдной подаче это бы действительно было смешно. Но без грамотной подачи получается просто глупо.
20. И это их остановило?
Вдумайтесь. Сонни Берч охотится за технологией, которая принесет ему миллиарды. Миллиарды! На это можно у очень похожих злодеев из «Мира юрского периода 2» купить тысячи динозавров. Но Сонни видит изувеченные шины и моментально сдается. Все, теперь ее никак не догнать. Все потеряно.
Ау — вокруг куча чужих машин, вы же преступники, у вас в рядах нет ни одного угонщика? Разбейте стекло, прострелите если надо, посмотрите, нет ли ключей за щитком — в кино они всегда там. На кону миллиарды, вы убивать готовы ради этого, можно и машину угнать, правда?
21. Зачем Фостер помогает найти лабораторию, если сам стоит за ее похищением?
Он подсказывает Пиму способ отслеживания лаборатории, но зачем? Это можно было бы объяснить желанием заманить их в ловушку, чтобы схватить Пима и компанию, заставить их помочь вылечить Призрака, но не похоже, что Билл Фостер нуждался в их помощи, он способен вытянуть научную часть процедуры самостоятельно, ему нужно лишь оборудование Пима. Так зачем тогда наводить их на след? А если Пим им все же нужен, то зачем красть лабораторию, надо было изначально похищать всех вместе.
Квантовый мир
22. Если костюм меняет расстояние между атомами, то как он может уменьшить до субатомного состояния?
Даже если все атомы тела втиснуть в один, это все равно будет размер атома. Не субатомный то есть.
Мы действительно больше, чем на 99% состоим из пустоты. Размер атомов относительно расстояния между ними ничтожно мал, это же касается и размера ядра атома относительно расстояния от него до верхней границы электронного облака (сферы, которую принимают за общий размер атома), считается, что и кварки, из которых состоят протоны и нейтроны, тоже значительно мельче расстояний между ними.
Пим мог сказать, что нашел способ сократить расстояние между кварками, между электронами и ядром — тогда он мог бы формально попасть в субатомный мир. Но не сказал.
Забавно, что ученый, консультировавший фильм, сказал, что вообще уменьшить объект в 200 раз может быть возможно, заменив его электроны на мюоны. Мюон — это частица, похожая на электрон по свойствам — тот же заряд и спин. Но, так как она в 200 раз тяжелее, частица будет расположена значительно ближе к ядру, уменьшая итоговый размер атома в те же 200 раз (это дает нам размер муравья. Субатом все еще не дает).
По идее, может возникнуть некоторая проблема с тем, что ядра при таком сближении начнут сливаться благодаря мюонному катализу, ведь когда атомы водорода сближаются на такое расстояние в термоядерных реакторах, они имеют температуру 30 миллионов градусов. Короче, нельзя просто так сплюснуть атом — там так много пустого места не потому, что частицы раскидали по полу, частицы начинают взаимодействовать совсем по-другому.
23. Почему квантовый мир теперь выглядит иначе?
В первой части Скотт проваливался в нечто, выглядящее совершенно по-другому. Сначала мы увидели пыльцу в воздухе, тех же несчастных тихоходок, затем крайне схематичную и не соответствующую реальным расстояниям модель атома, затем были какие-то хромированные гиперкубы, проваливающиеся сами в себя и в конце — какая-то черная взвесь в пространстве и белесые паутинки в ней. Пим же видит квантовый мир как некие разноцветные пастбища, целые планеты.
Первое представление было более-менее приемлемым — абстрактные визуальные фигуры вкупе с объяснением Пима, что человеческий мозг просто не способен воспринять подобный экспириенс. Возможно, он заполняет пустоту собственными фантазиями.
Новый же вид как-то чересчур конкретен и похож на другую планету или параллельную реальность, вроде измерения Дормаму. На субатомный мир не похож. Там есть гравитация и т. д.
В такой размерности фотоны уже вряд ли могли бы восприниматься глазом, поэтому не видно было бы ни черта в любом случае, звуков, естественно, тоже нет — нет среды.
Можно было бы сказать, что там действительно пустота и сходящий с ума мозг Скотта представил одно, а мозг Пима — другое. Вот только странно, что Джанет ходит по той же представленной земле и он способен увидеть ее новый облик. Не представить, не выдумать, а увидеть точно — ведь такой она и выныривает в реальный мир. Если бы он увидел ее размытым образом или представил ее молодой, можно было бы сказать, что это два сознания общаются в пустоте, выдумывая себе красочный пейзаж на фоне, но не выходит.
24. А Джанет не схлопнулась бы в сингулярность?
Само выживание людей в квантовом мире вызывает кучу вопросов. Уменьшение в 200 раз — это одно, но уменьшение до субатома с сохранением структуры клеток и сознания — это уже совсем другой разговор. При сжатии такой массы в такой бесконечно маленький объем невозможно не вызывать целый ряд различных веселых эффектов. Например, не превратиться в черную дыру. Она же не обязательно должна быть сверхмассивной, это вопрос плотности. Да, схлопнувшись, она бы не сожрала Землю и Солнце, а просто испарилась бы через излучение Хоукинга, но все равно приятного мало.
Update: Я не был уверен в нижнем пределе массы для формирования черных дыр — сколько нужно массы, хватит ли 70-80 кило даже при бесконечно малом объеме. Запоздало встретил упоминание: масса Планка является нижним пределом для образования черной дыры для объектов размера элементарных частиц, это 2,176 на 10 в минус восьмой кг, если просто, то одна пятитысячная веса блохи. Короче, да, Джанет, Скотт, Хэнк однозначно свернулись бы в черную дыру при приближении к размеру атому, если масса их тел сохраняется, как заявлено.
25. Почему Джанет не провалилась в ядро планеты?
У Джанет появились морщины, а значит гравитация там действительно есть, это не просто визуализация больного мозга. Гравитация и впрямь должна на ее действовать (масса-то та же якобы), но тащить она ее будет не на поверхность странных цветных равнин, а к ядру Земли, как и нас всех. Просто для нас пол и земля непроницаемы, и мы не падаем внутрь планеты, для Джанет такая проблема не стоит. Она может упасть в центр, может выйти на орбиту вокруг ядра, вылетая периодически хоть в космос. В этой ситуации столько бредовых допущений, что сложно представить хоть что-то более-менее внятно.
26. Почему Джанет постарела?
Пим еще в первом фильме говорил, что время и пространство в привычном смысле в квантовом мире перестают иметь смысл, и это близко к правде, там и впрямь совсем иные законы. Фанаты, исходя из этой фразы, поголовно были уверены в том, что жена Пима вынырнет оттуда, не постарев ни на минуту, но она объявляется постаревшей на все те же 30 лет.
Даже если учитывать простые вещи типа свойств пространства-времени в зависимости от скорости, то Джанет могла разогнаться за счет провала к центру планеты, затем замедлиться и разогнаться снова — ее ведь не тормозили бы ни воздух, ни плотная материя — она размером с атом. Итоговая средняя скорость ее вращения по орбите могла значительно замедлить ход времени для нее, она могла постареть, но не на те же 30, что и Хэнк. Время для нее обязано было идти медленнее, даже если не брать в расчет свойства квантовой механики.
Да, Пфайффер омолаживать спецэффектами каждый раз дороговато, но вам тогда и не нужна Пфайффер. Джанет и в прошлом и в настоящем могла быть тридцати-/сорокалетней — возьмите более молодую актрису и все. Да, тогда Пим будет смотреться несколько странно с женой, которая ровесница его дочери и на 20-30 лет моложе него самого, но зато вы соблюдаете собственную логику. Сам Хэнк, уверен, против молодой жены возражать не стал бы. И не пришлось бы создавать половину сюжетных дыр, перечисленных ниже.
27. Почему без шлема?
В первом фильме Пим говорит, что процесс уменьшения нестабилен, шлем защищает от возможных влияний этого процесса на химию мозга, а Кросс, похоже, этого не учитывает (поэтому тот, вероятно, в конце и слетает с катушек, бросаясь на маленькую девочку вместо того, чтобы смотаться и спрятаться от властей). Но почему тогда сам Хэнк без шлема в корабле, почему Джанет без шлема в квантовой реальности и как она тогда там не свихнулась?
28. Чем они дышат в квантовом мире?
Джанет ходит без шлема, как и Хэнк (жалко же дорогих актеров в трогательный момент за стекло прятать). Они чем-то дышат, хотя атом кислорода должен быть для них размером с дом или планету — смотря насколько глубоко они ушли. Скотт в первом фильме логики не нарушал (относительно, конечно) — он принес с собой свой, уменьшенный, кислород и им дышал, не снимая шлема, пробыл он там недолго. Здесь же все послали к черту.
29. Смерть в вакууме?
Учитывая, что квантовый мир похож на космос в том плане, что он на 99 процентов состоит из вакуума, у Джанет там по идее должны были возникнуть те же проблемы, что и у Шварценеггера, Гаморы, Йонду и Леи. Отсутствие давления, закипающая слюна, коллапс легких и прочие прелести.
30. Зачем ей меч из крыла?
Мы видим, что за плечом Джанет нечто похожее на меч или секиру, сделанное из ее старого крыла. Но зачем он ей? Прорубаться сквозь наноджунгли? Квантовать колбасу? От тихоходок отбиваться? Они для нее размером со звезду, поэтому вряд ли.
Фильм намекает либо на то, что в этом мире водятся свои квантовые тигры и драконы, либо на то, что не одна Джанет здесь обитает — где-то тут может летать и Кросс, который тоже фатально уменьшился из-за дефекта костюма, может и кто-то еще вроде родителей Призрака (хотя те вроде превратились в обугленные тела и вряд ли их сознания провалились в квантовый мир магическим образом).
31. Чем Джанет питалась все это время?
Она постарела, а значит метаболические процессы в ее организме шли как обычно. За счет чего? Что она ела? Квантовую энергию?
32. Что такое квантовая энергия?
Если загуглить эти слова, вылезет псевдонаучный сайт, использующий все те же модные научные слова для проповеди о единстве сознаний и т. д. Еще вылезут сайты разных фирм, которые посчитали, что это круто звучит. Там же будет и ссылка на комикс-вики, которая рассказывает об использовании этой энергии в комиксах как Marvel, так и DC.
Чего не вылезет, так это страницы википедии с описанием научного термина, потому что его не существует. Квант — это мельчайший, далее неделимый кусок чего бы то ни было. Пучок света, мельче которого уже не может быть, например. Энергия может быть квантованной, то есть разделенной на куски, дискретной. Квантовая энергия — слова, смысла не имеющие.
Но окей, пусть они имеют смысл в мире фильма. Что она делает, откуда появляется и как работает? Ноль ответов. Это макгаффин в чистом виде — никаких четких описаний и объяснений, абстрактная могучая хрень, которая решает все проблемы сюжета за секунду. Например, лечит расслоение Призрака. Прикосновением пальчика, как Инопланетянин Спилберга.
33. Какие способности получила Джанет?
Пфайфер говорит о том, что эволюционировала в квантовом мире, затем лечит Призрака наложением рук. Что еще она теперь может делать?
34. Способности будут слабеть?
Если насыщенность квантовой энергией дает ей новые силы, после возвращения в реальный мир Джанет, по идее, должна начать их терять. Возможно, поэтому в сцене после титров им приходиться отправлять Скотта обратно в квантовый мир за неким квантовым медом — значит, пальчики Джанет Призрака больше не удовлетворяют.
35. Какие два часа?
Хэнк говорит, что у них есть два часа, чтобы вытащить Джанет, потом она затеряется. Откуда взялся этот абстрактный лимит времени? Нет, ясно, что он взялся из потребности сценаристов хоть как-то ввести напряжение в сюжет и увеличить ставки, но… В квантовом мире же у времени другие законы, сами говорили, там сложно что-то измерить точно.
Могли бы сказать, что чем точнее вы выясняете местоположение Джанет, тем менее четким становится ее импульс, а значит, падает ваша способность предсказывать то, где она окажется в следующий момент. Значит, нужно нырять скорее, пока вы знаете, где она, и не потеряли ее окончательно. Ну используйте вы самую попсовую фишку квантового мира — принцип неопределенности Гейзенберга, раз уж у вас «квантовый» через слово. Но нет, два часа, а то зритель тупой, иначе не поймет.
Забавно, но некоторые американские зрители реально назвали картину слишком сложной — это после того, как довольно простые научные принципы для них провернули через мясорубку и превратили в двухбитное жмячло. И все равно сложно.
36. Почему мы ныряем прямо отсюда?
Почему в квантовый мир можно где угодно войти и оказаться там, где надо? Джанет провалилась в субатом где-то над океаном — где они там обезвреживали эту ракету, но мы не ищем ее там. Она могла провалиться внутрь планеты или вылететь в космос по элиптической орбите, но нет — мы ныряем в квантовый мир прямо там, где решили припарковать свое здание-чемодан — и вуаля, привет, Джанет.
Или Хэнк уменьшается в рандомной точке, а затем летит на корабле в самом квантовом мире на поиски Джанет? Но он уменьшился в секстиллион раз (десять в минус двадцать первой там вроде так и выходит, как минимум), расстояния тоже увеличиваются соответственно, то есть в таком виде ему придется лететь до нужной точки, мягко говоря, чуть подольше.
Квантовый тоннель ваш что, не только уменьшает, но и телепортирует в нужную точку? Как удобно.
И опять, квантовый мир в такой подаче все больше напоминает не просто размерность нашего, а отдельную параллельную вселенную типа измерения Дормаму. Если думать о нем с такой позиции, то все логично — нужен корабль, чтобы туда лететь, открываешь портал сразу в нужную точку. Там есть гравитация, воздух, еда, время идет так же и витает некая неземная энергия, которой можно пропитаться. Выкинули бы слово квантовый — не было бы вопросов.
37. Зачем вообще нужен тоннель, если диск по сути делает то же самое?
Почему Хэнку пришлось строить отдельную хреновину, чтобы сделать то же самое, что сделал Скотт одним костюмом, заменив диск? Может, так безопаснее и надежнее. Может, тоннель позволяет не просто уменьшиться, а еще и телепортироваться в нужную точку, наведясь на Джанет. Но нам это нормально так и не объяснили. Все, что мы видим, — у героев есть технология, позволяющая попасть в квантовый мир и вернуться, но они строят другую, куда более сложную, которая делает то же самое.
38. Хэнк отказывался уменьшаться все эти годы, что изменилось?
Пим говорит, что он носил костюм годами и это оставило отпечаток, больше он уменьшаться не будет, и все же — в квантовый мир он погружается. Видимо, уменьшение через костюм и через тоннель — вещи разные, костюм — нельзя, тоннель — можно. Возможно, именно поэтому он его и построил вместо того, чтобы использовать костюм для вызволения жены. Но нам это тоже не слишком прояснили.
Призрак
39. Почему семья бывшего коллеги Пима присутствует в его суперсекретной лаборатории в день взрыва?
Это был день «приведи дочь на работу»? Очень удачно совпало. Почему бы семье не поболтаться около крайне нестабильного и опасного оборудования? Что может пойти не так?
40. Как объясняются способности Призрака?
Нестабильные молекулы в постоянном движении — это единственное объяснение, что нам дают. Молекулы и так все в движении. Нестабильные молекулы разваливаются. Отличное объяснение. Очередной набор слов.
То, что мы видим на экране. — это человек, которого размазывает в пространстве, но при этом он сохраняет целостность. У нее не отлетает макушка, палец не телепортирует в соседнюю комнату, молекулы остаются на своих местах.
Больше всего это похоже на некую артистическую интерпретацию закона неопределенности Гейзенберга. В квантовом мире частицы могут представлять собой сумму всех своих возможных положений, волну вероятностей, которая схлопывается только тогда, когда взаимодействует с чем-то. Если вы делаете фильм, где слово «квантовый» используется каждую минуту, почему не сказать, что Призрак приобрела признаки волны? Она разваливается на несколько пространственно-временных вариантов себя — и это очень похоже на то, что мы видим.
41. Фазирование?
Фильм выдаивает из квантовой механики все, до чего дотягивается (странно, что кошку в ящик с ядом не сажали), но делает это крайне бестолково. Отключение материальности тоже явно взято из того же раздела физики, ведь там есть эффект туннелирования.
Он заключается в следующем — пока частица в квантовом мире не взаимодействует с другими значимым образом (не «наблюдается»), она в каком-то смысле отвязана от причинности, поэтому существует не в одном конкретном варианте, а во всех своих возможных вариантах сразу — в виде волны. Если она куда-то летит, она летит туда сразу по всем возможным траекториям. Некоторые ее вероятности, впрочем, более вероятны, чем другие, поэтому чаще всего, мы находим ее там, где предполагали.
Если поместить на пути частицы барьер, волна в него врежется, но, так как она не затухает моментально, хвост волны вероятностей окажется за пределами барьера. То есть будут существовать некоторые возможные варианты частицы, находящиеся по другую сторону преграды. И частица этим пользуется, успешно телепортируя сквозь барьер. Это не редкий феномен, это происходит постоянно и давно используется в технике — в тех же транзисторах, которые без туннельного эффекта просто не работали бы, как и львиная доля прочей электроники.
Но это даже не самая странная и удивительная часть. Фишка в том, что, в теории, скачок частицы сквозь барьер может происходить мгновенно. То есть со скоростью выше скорости света, которая на самом деле — скорость причинности. Ученые попробовали это проверить, послав две частицы разными путями — одну через барьер, другую по свободному от преград маршруту. И действительно зафиксировали, что они прибыли в разное время. Пока сложно сказать абсолютно точно, нужны более тщательные измерения, но выглядит все так, что частица, преодолевающая барьер, не просто не останавливается им и даже не тормозится, а лишь ускоряется. Вернее, скорость-то ее та же, просто расстояние, которое ей приходиться преодолеть, становится меньше — из него выпадает кусок с преградой, что и позволяет ей обогнать сестру.
Как это использовали в фильме? Во-первых, это вроде так никто и не назвал туннелированием, назвали фазированием. Научного термина такого нет, зато есть комиксовый. Фазируют сквозь материю те же Китти Прайд и Вижн — чего людей путать?
Окей. Но ведь так логично все выходило. Эксперименты с квантовым миром — Призрак приобретает свойства волны, может размазываться по вероятностям и, выбирая ту свою версию, которая находится по другую сторону преграды, телепортировать сквозь стены, столы, машины. Почему не усилить эту связь, не объяснить все по-человечески и не выстроить более-менее стройную научную базу? Такое ощущение, что с этого они начинали, но затем бросились все растаскивать в сторону «легкости восприятия» и стройность потерялась.
Может быть, они назвали это фазированием, а не туннелированием, потому что установка Пима называется «Квантовый туннель» и люди бы путались. Но неясно, с чего она так называется, потому что она как раз к туннелированию отношения не имеет никакого.
42. Призрака завербовал Щ.И.Т.?
Погодите-ка… Вот сейчас минуточку — вы соображаете, какую черную дыру вы сейчас открыли одной строчкой диалога? И это не только моя проблема — многие обзорщики уже с этого пригорели.
Если Щ.И.Т. все это время имел доступ к оперативнику с такими способностями, то почему не использовал ее ни в одной действительно значимой операции? И Гидра, выходит, тоже имела к ней доступ, ведь она управляла ЩИТом. Так почему тогда за Кэпом отправляют Баки, а не Призрака? Почему не используют против Локи и читаури? Да много где она бы пригодилась. То, что мы не видели ее и не слышали ни слова о фазирующем убийце, — крайне странно. По ее словам, она по заказу ЩИТа убила кучу народу. Кто этот народ? Все это крайне непродуманно.
Сцена после титров
43. Муравей под домашним арестом?
В конце фильма Муравья освобождают из-под домашнего ареста, остается лишь 3 года условного срока. Затем мы видим в сцене после титров, как Танос стирает полвселенной (учтем, что Пимы проводят этот эксперимент вряд ли на следующий же день после вызволения Джанет). В общем, выходит, что к моменту нападения Черного Ордена на Землю Скотт уже вышел из-под домашнего ареста, а значит, мог участвовать в борьбе с инопланетянами. Так чего ему не позвонили-то даже? Или позвонили, и он соврал? Не, я заболел, на махыч не пойду.
44. То есть, рискнуть выйти из дома ради Хэнка Скотт мог, а ради спасения Земли от гибели половины населения — нет?
Сама идея того, что Муравей не выйдет (а скиньте костюм, ага) играть с друзьями, потому что его мама наказала, была бредовой. На кону три с половиной миллиарда жизней — это только землян, не говоря о триллионах инопланетян. Но нет, нельзя рисковать потерей прав видеться с дочерью. Она, правда, может рассыпаться в черный пепел, но это допустимый риск. Главное — судебное заключение и все такое. Это страшнее Таноса.
Но когда приходит безумный старик с горящими глазами и говорит, что ты должен рискнуть своей свободой и дочерью ради призрачного шанса вернуть его жену, ты мчишься на помощь. И не важно, что можно было и подождать эти три дня, потому что Хэнк 30 лет вообще ни хрена не делал, чтобы ее спасти. Думаю, три дня Джанет не утянули бы.
45. Они все проспали?
То есть там космические корабли летают, а Пимам пофиг, они собирают нектар квантовых пчел для злодейки. Весь мир смотрит по телевизору, как огромный бублик висит над Нью-Йорком, как безносый Волдеморт швыряет машины в Тони Старка, как бьется Ваканда. Но Пимы телик не смотрят, они заняты наукой.
В принципе, если бы фильм показал, что они сидят в бункере, слушают музло и занимаются любимым делом, бросил бы фразу типа «мы уже три дня здесь сидим безвылазно, чтобы побыстрее закончить» можно было бы поверить. Но Скотт же то и дело мотается к дочери, он не упоротый ученый, он просто не мог проспать бурю в твиттере, панические набеги на магазины с целью подготовки к апокалипсису, пробки на дорогах (люди валят из мегаполисов, раз их атакуют пришельцы) и прочие малозаметные детали того, что Земля под атакой армии пришельцев.
Лэнг — супергерой. Почти Мститель. То, что его не позвали на бой — это одно, но то, что даже не поставили в известность — это просто невероятно. То, что он сам не заметил — еще больший кретинизм. Хорош супергерой, который не просто не летит драться с инопланетными захватчиками, а в упор не замечает, что его мир атакуют. Проспать такое это рекорд, Тони, проспавший Стервятника, рядом не стоит.
Последствия и теории
46. Скотт тоже «эволюционирует», если застрянет в квантовом мире надолго?
Учитывая, что вытаскивать его некому, Скотт может провести там значительное время. Ясно, что все идет к тому, что он нырнет во временную воронку, попадет в прошлое, возможно, встретится с Капитаном Марвел в ее фильме (действие которого происходит в девяностых), и пойдет предотвращать щелчок Таноса. Одна проблемка…
47. Как Муравей сможет помочь предотвратить щелчок Таноса, если он о нем не знает?
Путешествия во времени работают так — ты попадаешь в прошлое и твоим главным оружием становится знание будущего. Если бы Скотт знал о нападении Таноса и о том, что щелчок всех сотрет, он мог бы выбраться в прошлое и предупредить об этом. Но он не знает, он даже не видит, что произошло с Пимами, таким образом он в прошлом абсолютно бесполезен. Даже если он встретится с Кэрол Денверс, рассказать о грядущих угрозах ему будет нечего — он не знает даже, что Пимы мертвы (не говоря уж о половине Земли), могла просто сдохнуть связь, они могли отойти кофе попить.
48. Силы Джанет будут работать в мире душ?
Учитывая, что наша рабочая версия пока заключается в том, что все, рассыпавшиеся от щелчка, не умерли, а были заперты в мире душ, Джанет присоединяется к Пауку и компании вместе с мужем и дочерью. Ее мистические силы могут как-то помочь запертым там Мстителям, правда, мы пока не знаем, что это за способности и будут ли они работать в мире душ вообще.
49. Муравей может встретить Джанет до того, как ее спасли?
Если Marvel все же вспомнит свой постулат о том, что время в квантовом мире работает не так, как в реальности, то та Джанет, что провела там 30 лет, все еще может там присутствовать в том или ином виде. Скотт может ее встретить, она ему поможет разобраться с временной воронкой. Может, даже пойдет вместе с ним в прошлое всех спасать, а потом вернется в квантовый мир, потому что Лэнг объяснит, что они ее спасут — просто потерпи — это нужно, чтобы завершить петлю. Это реально превратить в достаточно сильный момент в стиле концовки «Донни Дарко».
50. Вы вставили сцену после титров в трейлер?
Муравей, играющий на барабанах, появлялся в трейлере, и многих фанатов это оскорбило — ждать все титры ради чего-то пустякового, но эксклюзивного, мы уже привыкли, но сливать весь гэг еще в трейлере — это низко.
Да, шутка сцены не только в «ха-ха, муравей-барабанщик», она на самом деле самая жуткая и мрачная во всем фильме, потому что на фоне видно опустошение, принесенное Таносом. Но многие этого и не заметят за своим разочарованием от того, что видели это все еще в рекламном ролике.
Цикл «Неудобные вопросы»:
Больше о фильме «Человек-муравей и Оса»
- 50 вопросов к фильму
- Мнение Дениса Варкова
- Рецензия Александра Трофимова
- Что показали в сценах после титров
- Почему Человек-муравей сыграет ключевую роль в «Мстителях 4»
- Первый взгляд на Эванджелин Лилли в костюме Осы
- Новые фото Осы со съемочной площадки
- Очень много новых кадров со съемок фильма
- Спойлеры: раскрыто начало фильма?
- Режиссер фильма рассказал о судьбе главных героев
- Критики о фильме
- Первые отзывы