5 лучших российских фильмов 2010-х
5. «Бык», 2019
Лично мне дебют Бориса Акопова не очень понравился — там слишком много попыток что-то сказать об эпохе и слишком мало интересной истории. Это типичный для первого сценария набор крайне предсказуемых зарисовок. Фильм начинается задорно и качественно, но быстро теряет поступательную энергию и складывается в не очень сложный узор. Тем не менее, картина прекрасно снята и сыграна, а наш обозреватель Денис Юрьев усмотрел в этом нехитром Пятне Роршаха такие глубины, что я счел возможным включить его в этот топ вместо моего любимого фильма «Чужая» (2010).
Денис в рецензии писал:
Это колокол, прозвонивший по подросткам из девяностых. Его звон будет продолжать отдаваться гулким эхом и резонировать в головах нынешних сорокалетних их детей, а может и будущих внуков. И пока эта ностальгия, или наоборот страх перед утраченным временем, будут живы в культуре, а главное — в человеческих головах, на этой части суши вряд ли что-то изменится.
Кто знает, может быть, он тут прав.
На фоне ужасно шаблонного и беззубого — хоть и куда более популярного, — «Салюта-17» работа Дмитрия Киселева-Юрия Быкова кажется еще более яркой. Это лучший русскоязычный фильм о космосе, включая все советские картины на эту тему, не снятые Андреем Тарковским. Вот что я писал о «Времени первых» в Главных фильмах 2017 года:
Люди негромко и предельно реалистично говорят в полутемных помещениях. Блеклые, словно выцветшая фотография, картины жизни в СССР 60-х годов. Видения детства, словно в «Солярисе». Потрясающие по внутреннему напряжению, но практически лишенные ненужной визуальной показухи сцены выполнения великой миссии настоящих советских людей…
В 2017 году «Время» было трудно оценить по достоинству из-за скандала с переносом «Форсажа 8» в российских кинотеатрах. В 2019 году переносят совсем другие фильмы, так что нам ничто не мешает воздать «Времени первых» должное.
3. «Лето», 2018
И еще один фильм, скандал (куда более серьезный, чем со «Временем первых») вокруг которого практически затмил саму работу. Он так серьезно исказил ее восприятие, что оценить байопик Кирилла Серебренникова о Викторе Цое удается лишь с некоторого отдаления. Вот немного контекста, если вы хотите освежить его в памяти. Наш автор Дмитрий Барченков в Главных фильмах 2018 года писал о ситуации:
К чему эти даты и точки из условной биографии Серебренникова? Без них довольно трудно понять, что вкладывал в свое «Лето» режиссер, который понимал, что вот-вот его «заберут» со съемок, а награды, которые фильм будет собирать, картина получит без главного создателя.
В 2019-м «Лето» остается отличным (по большей части) музыкальным байопиком и смелым авторским фильмом, очень тонко и лирично написанным. Портит его разве что чрезмерное количество времени на руках у режиссера, который, словно Джордж Лукас, совершенно изгадил свою картину огромным количеством ненужной графики (все эти клипы на англоязычные песни с игривыми титрами). Но Серебренникова можно понять.
Лучший спортивный фильм, когда-либо снятый на советском или пост-советском пространстве, — о фантастической, немыслимой победе сборной СССР над сборной США в финале турнира по баскетболу на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году.
Гвоздь программы тут — продолжительный, жестокий и кровавый матч. В интерпретации режиссера Антона Мегердичева и его сценаристов Николая Куликова и Андрея Курейчика из довольно скромного, можно даже сказать джентльменского состязания он превратился практически в Роллербол из одноименного культового фильма, с кровищей и выбитыми зубами.
Но отличный сценарий, превосходные актерские работы всей команды баскетболистов и Владимира Машкова в роли тренера, а также чистая, уверенная и захватывающая даже в самых пустяковых сценах режиссура делают весь фильм классным образчиком крайне трудного для освоения жанра, подарившего нам такие разноплановые шедевры как «Рокки», White Men Canʼt Jump и «Дархэмский бык».
К сожалению, серьезных конкурентов за все время существования русскоязычного кинематографа у «Движения» всего два — «Вратарь» 1936 года и «Легенда № 17» 2012-го. Зритель совершенно неподготовлен к такого рода кино — отсюда все эти детские претензии в духе «они украли сюжет у американцев!» и «взаправду было не так!».
Я смотрел не только очевидное Miracle, но и с десяток других топовых американских лент направления sports movie, которые цитирует «Движение» — и это ни сколько не испортило удовольствия от просмотра. Но если вы знакомы с жанром лишь поверхностно, то «буквальный» пересказ пары сцен из чужого фильма может вызвать раздражение и даже возмущение — даром, что использованы они мастерски и создают даже больший эмоциональный эффект, чем в первоисточнике.
А это и есть та граница, которая отделяет плагиат-подражание от творческого переосмысливания: насколько УМЕСТНО и ЭФФЕКТИВНО неоригинальные сцены смотрятся в оригинальном произведении. За подробностями можно обращаться к фильмам Квентина Тарантино.
Насчет какой-то «исторической правды» и вовсе не стоит задумываться — как я рассказывал о моем топе лучших фильмов по мотивам реальных событий, она в произведениях искусства вообще ничего не значит. Из жизни стоит заимствовать лишь те детали, которые так или иначе дополняют историю, которую вы хотите рассказать, а также как угодно их искажать или переосмысливать, если это соответствует вашим творческим задачам. Взгляните хотя бы на «Фарго».
В ноябре 2018 года читатели «Кинопоиска» проголосовали за лучший российский фильм, снятый за последние 15 лет. Им стал «Дурак» режиссера и сценариста Юрия Быкова. И это тот случай, когда выбор настолько очевиден, что с ним просто нельзя не согласиться — не важно, соответствует ли работа Быкова лично вашим вкусам и представлениям о том, каким должно быть современное российское кино.
Талант Быкова проявился еще в его дебютном фильме «Жить» (который лишь с некоторой натяжкой можно назвать полнометражным) и великолепной детективной мини-серии «Инкассаторы». Но лишь с «Майором» стало окончательно ясно, что перед нами новый великий сценарист и режиссер западного уровня. Жаль, что в наше время в силу ряда обстоятельств — в том числе и от него не зависящих, — Быков выступает лишь на уровне «Завода». Но достоинств его самой великой — и самой тонко прочувствованной российскими зрителями — картины это не умаляет.
В новости о совершенно закономерной покупке прав на «Майора» Netflix (чтобы снять очень неплохой сериал 7 Seconds) я писал:
И «Жить», и «Майор», и «Дурак» — великолепно выстроенные, написанные и снятые фильмы с полностью оригинальными сюжетами. Реализм обстановки и поведения там только подчеркивается нестандартными действиями умных и изобретательных героев. Кроме, как у Быкова, такого материала не найдешь нигде в мире.
И «Дурак» — бесспорно лучшая его работа, в которой некоторая «чернушность» и надуманная остросюжетность «Жить» и «Майора» уступили место абсолютно универсальной истории. Все происходит в одну ночь, во время которой маленький человек выступает против сильных мира сего, от одного каприза которых зависит жизнь или смерть любого жителя маленького города. Этот паренек в красной куртке и вязаной шапочке — не тряпка и не жертва, он умный и предусмотрительный, он умеет выражать свои мысли так, как это требует ситуация. Он ставит себе четкие задачи и справляется с ними лучше, чем любой другой герой любого другого произведения на эту тему.
Но этого все равно оказывается недостаточно.
- Помимо российского кино мы брались и за советское — вот, скажем, моя подборка лучших фильмов про Великую Отечественную.
- А редактор раздела «Технологии» Павел Чуйкин составил для вас отличный топ-10 советской фантастики.
Заменил бы "Лето" или "Быка" на "Гив ми либерти". Или бы вообще расширил до 10ки. Можно добавить "Неадекватные люди" и "Блокбастер". Имхо
Вижу унылое движение вверх, которое позиционировало себя, как по большей части документальный фильм, который в итоге оказался не более чем художественным вымыслом, с кучей косяков, неточностей и абсурдных поступков.
Автор, а ты точно смотрел его?
Хотя погодите, если он говорит, что это детские претензии, то это априори дизлайк. Хватит деградировать, автор.
upd: у автора "за себя и за сашку" головного мозга.