5 лучших полнометражных мультфильмов Disney
5. «Ральф» (Wreck-It Ralph), 2012
Алексей Егоров
Это одна из самых успешных лент студии Disney за последние несколько лет. Лично в моем списке он уверенно обгоняет и «Холодное сердце», и «Рапунцель», и даже прекрасный во всех отношениях «Зверополис». И дело тут даже не в том, что «Ральф» об играх, а я тот еще игроман — вовсе нет. Просто «Ральф» кажется мне куда более цельным, куда более атмосферным — и куда более человечным, что ли.
Несмотря на то, что в этом мультфильме вагон и маленькая тележка всяких стереотипов и клише, несмотря на то, что он построен на самом, казалось бы, банальном концепте — на постепенно зарождающейся дружбе между героями — он все равно смотрится прекрасно. Во многом благодаря тому, что персонажи у Disney получились добротными. Здоровяку Ральфу начинаешь сопереживать с самого начала и до конца, за безбашенной Ванилопой просто забавно наблюдать в надежде понять, что еще выкинет эта девица. И ни она, ни Ральф, ни другие персонажи не разочаровывают, с каждым кадром делая мультфильм еще круче.
Причем тут дело не только в том, что делают персонажи — это вообще тема для отдельного разговора — но и в том, что они говорят и как себя ведут. У нас же тут что? Видеоигры? Вот персонажи и ведут себя, как персонажи видеоигр.
Ну, по большей части. Ральф кто? Громила. Что он делает большую часть фильма? Громит — пусть даже и не по своей воле, но иначе у него просто не получается. Ванилопа гонщица — и разумеется, ей хочется ездить быстрее всех. Калхун, как героиня шутера, в свою очередь одержима истреблением противников — ну и так далее. И вот то, как накладывается друг на друга поведение персонажей, веселит отдельно. А заодно лишний раз напоминает — «ты тот, кто ты есть». Под конец это понимает и главный герой, которому для этого потребовалось, фактически, остановить апокалипсис.
«Ральф» вообще вышел очень «гиковским» — в нем тонна отсылок, пасхалок и гостевых персонажей, которые не все сходу получится сосчитать. А еще при просмотре постоянно возникает чувство, что ты смотришь за тем, что творится в играх, когда компьютер или консоль выключены, и персонажи предоставлены сами себе. Жаль только, повседневной жизни персонажей уделили не так уж и много времени, но и на том спасибо. Ну и разумеется, мощная доза ностальгии для всех тех, кто застал игры периода девяностых, тоже обеспечена. А это еще один плюс в копилку фильма.
Я очень рад, что Disney решила не убирать персонажа (окей, персонажей — Ральфа, Ванилопу, Феликса и Калхун) в долгий ящик, и все-таки выпустила сиквел, «Ральф против интернета», вышедший на экраны в 2018-м. Мы включили Ralph Breaks the Internet в число главных фильмов 2018 года, где Денис Варков писал о продолжении следующее:
Из-за многочисленных самоповторов «Ральф против интернета» воспринимается иначе. Он развивает вымышленный мир, переносит «Историю игрушек» в интернет, где персонажи игр сталкиваются с персонифицированными явлениями мировой паутины, но это совсем другой проект, в котором немного осталось от того, что впечатлило тысячи геймеров. Смотреть его увлекательно и смешно, но ожидания от мультфильма были иные.
В оригинале опубликовано в «Топе 100 лучших фильмов „Канобу“», где Wreck-It-Ralph занял 74 место.
4. «Планета сокровищ» (Treasure Planet), 2002
Денис Варков
Одним из моих любимых мультфильмов Walt Disney Pictures всегда была «Планета сокровищ» — экспериментальный анимационный фильм Рона Клеменса, в котором он перенес сюжет знакомого всем «Острова сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона в далекое будущее, где различные инопланетные расы сосуществуют, а космос в буквальном смысле бороздят корабли в духе стимпанка и аэропанка.
Используя всем знакомые образы персонажей Стивенсона, Disney перенесли их в космос, превратив в причудливых пришельцев. И это отлично сработало. Мне кажется, подобных экспериментов по смешению совершенно непохожих жанров в анимации и не хватает современному «Диснею».
О дизайне героев можно говорить часами — как кок-пират Джон Сильвер стал киборгом, попугай Сильвера — бесформенным пришельцем, а забытый на Острове сокровищ пират Бенджамин Ганн — роботом Б.Э.Н.ом. И все это на космическом корабле, которому для полета нужны паруса! Где в мультфильмах Disney можно увидеть нечто подобное?
На контрасте с остальными персонажами Джеймс Хокинс — простой человек, но выглядит он глубоким и проработанным. В этом, конечно, заслуга превосходной озвучки совсем еще молодого Джозефа Гордона-Левитта, подарившего свой голос главному герою. Все его сомнения от предприятия, восхищения красотами бескрайнего космоса и искреннюю веру в друзей он передал совершенно потрясающе. Обязательно посмотрите мультфильм в оригинале ради Левитта — совершенно иначе почувствуете «Планету сокровищ».
3. «Король Лев» (The Lion King), 1994
Денис Варков
Сложно представить человека в 2019 году, который не смотрел мультфильм «Король лев». Возможно, он родился после 2010 года, когда мультфильмов стало слишком много, а их качество заметно упало. «Король лев» — это классика Disney, мультфильм для всей семьи, в котором каждый найдет что-то свое. Это очень добрая история о важности семьи, а также о предательстве и дружбе.
Наверно, это один из главных мультфильмов Disney, которые нужно показать детям в их ранние годы, чтобы помочь сформировать мировоззрение. «Король лев» — это история взросления львенка Симбы, переосмыслившего свою жизнь и решившего занять заслуженное место в «Круге жизни». Мультфильм придется по душе еще и тем, кто всегда хотел посмотреть на жизнь в Африке глазами животных, но не имел представления, как они живут.
Потрясающая и неустаревающая анимация, живописные пейзажи и удивительный мир африканской фауны никого не оставит равнодушным.
«Король лев» стал началом полноценной франшизы, у которого есть несколько продолжений: как полнометражных мультфильмов, так и мультсериалов (в том числе сольные приключения «Тимона и Пумбы»). Некоторые из них более удачные, некоторые менее, но прекрасный во всех отношениях оригинальный мультфильм никто из них не затмил.
В оригинале опубликовано в «Топе 100 лучших фильмов „Канобу“», где The Lion King занял 46 место.
2. «Лило и Стич» (Lilo & Stitch), 2002
Никита Казимиров
По своей сути «Лило и Стич» — мультфильм крайне простой. Но даже в нем студия «Дисней» умудрилась нагородить лишнего. Вся сюжетная линия с космосом ощущается немного ненужной, потому что в основе истории лежит притча об одиночестве и преодолении большого зла еще большими усилиями. Именно благодаря ей мне навсегда и запала в душу странная дружба внеземного монстра и маленькой девочки с тяжелой судьбой.
Ведь изначально Стич — это безумное создание, призванное лишь нести с собой хаос и разрушения. Ему чужды людские проблемы, а вот у Лило их предостаточно. У нее нет ни друзей, ни родителей, а старшая сестра постоянно работает, чтобы обеспечить им средства на существование. Казалось бы, девочка должна быть не в самом лучшем расположении духа, однако она вовсе не унывает. И когда сталкивается с опасным космическим монстром (который притворился собакой), то твердо намерена сделать его своим лучшим другом.
Конечно, удается это ей не сразу, она почти доходит до отчаяния, но все-таки ее всепоглощающая доброта способна растопить сердце как даже самого страшного монстра, так и любого зрителя. А гавайская эстетика лишь усиливает общее ощущение теплоты после просмотра. Пожалуй, у Disney нет более доброго мультфильма, чем «Лило и Стич». После него и сам как-то начинаешь мягче смотреть на мир вокруг.
1. «Аладдин» (Aladdin), 1992
В наше время мало кто согласится смотреть гениальное 2,5 часовое немое кино «Багдадский вор» (The Thief of Bagdad, 1924) Рауля Уолша с Дагласом Фэрбенксом в главной роли, снятое по отдаленным мотивам сказок «Тысяча и одной ночи». Но именно из этой картины — и ее цветного, звукового ремейка 1940 года, — выросли все сюжетные элементы диснеевского «Аладдина», а также большинство экшен-сцен мультфильма, включая погоню через арабский базар с использованием горшков разных размеров в качестве укрытий.
Лично я терпеть не могу большинство мультфильмов Disney — меня не устраивает беззубость их действия и неадекватная сценарная работа, из-за которых страдает даже знаменитый «Король Лев» (там есть отличное начало, множество провисающих мертвых зон между музыкальными номерами и скомканный поспешный финал). Приятных исключений тут немного — годами переписывавшийся «Зверополис», неровная, но интересная «Атлантида» по сценарию Джосса Уидона, небезнадежный «Геркулес», о котором я рассказывал в подборке лучших фильмов по греческим мифам, уже упоминавшийся в этом материале «Лило и Стич» и культовый, малоизвестный «Черный котел» 1985 года выпуска.
Но «Аладдин» многократно превосходит по качеству все эти фильмы, опираясь на классику мирового кинематографа и блестящий, динамичный сценарий от будущих авторов «Шрека» и «Пиратов Карибского моря» Теда Эллиота и Терри Россио.
Мультфильмом занимались самые, наверное, талантливые режиссеры, когда-либо работавшие на студии после эры групповых режиссерских усилий из 40-х годов под руководством лично Уолта Диснея. Это Рон Клеменс и Джон Маскер, за пару лет до этого воскресившие студию и запустившие новую волну диснеевской анимации своей «Русалочкой». Но даже у них вряд ли получилось бы что-то настолько классическое, если бы не эпохальное решение руководителя студии, Джеффри Каценберга, выкинуть никуда не годящиеся ранние варианты сценария и пригласить Эллиота с Россио переписать всю историю.
До этого «Аладдин» представлял собой типичный для «Диснея» 70-х и 80-х сентиментальный трэш, набор мертвых штампов от бездарных сценаристов, перемежающийся унылыми музыкальными номерами в духе мюзикла 30-х годов. Новые сценаристы выкинули большую часть песен (оставив лишь самые ударные) и переосмыслили клише из немого кино в своем огненном стиле — отличные, быстрые, искрометные диалоги, совсем другой герой в духе молодого Индианы Джонса (хотя внешне Аладдин больше смахивает на Тома Круза), и Жасмин, превратившаяся из еще одной невыносимой «принцессы в беде» в яркого и интересного персонажа под стать Элизабет Суонн из «Пиратов».
Конфликт между Джафаром и Аладдином тоже получился насыщенным и неоднозначным, трудно назвать другое произведение искусства, в котором герой и злодей до такой степени зависели бы от действий друг друга. Ну и с Джинном будущие создатели Капитана Воробья сделали все, что могли, создав одновременно привлекательный и в чем-то трагический образ всемогущего раба — нечто среднее между веселым диснеевским сайдкиком, классическим трикстером древних сказок и оружием массового поражения.
Робин Уильямс — лучший актер, когда-либо доверявший свой голос диснеевской анимации, — обессмертил прекрасный текст Джинна в той же степени, что и Джонни Депп с Воробьем, причем заплатили артисту за это не миллионы, а жалкие 75 $ тысяч (из-за чего у Уильямса с «Диснеем» потом испортились отношения). Уильямс — драматический актер, практически во всех ролях маскировавший боль своего персонажа комедийными ужимками, и в «Аладдине» у него получилось раскрыть и веселую, и печальную, и даже угрожающую сторону Джинна.
В мультфильме ослепительно сияют и сеттинг, и история, и все до единого персонажи, которым дали развиться и разговориться, избавившись от ненужных героев, эпизодов, шуток. Песни тут не останавливают действие — наоборот, они служат естественной кульминацией боевой, волшебной и романтической линий мультфильма. Знаменитые One Jump Ahead, Friend Like Me и A Whole New World расширяют границы понимания мира мультфильма и его законов, улучшают хореографию и глубже раскрывают психологию персонажей, на что в нормальных остросюжетных картинах не был способен ни один музыкальный номер со времен Anything Goes в «Храме судьбы» Стивена Спилберга.
Чтобы полностью понять достижения «Аладдина», его необходимо посмотреть во взрослом состоянии. Сейчас вы, я надеюсь, оцените все вышеперечисленные технические моменты, в результате которых у Disney получился бесспорно лучший полнометражный мультфильм в истории всей студии. В детстве всего этого не осознаешь — и не понимаешь, откуда берется эта волна веселья, радости и сопереживания героям, которая несет тебя с первого кадра и до последнего и вызывает желание немедленно пересмотреть мульт с начала после заключительных титров.
Больше по теме
- Лучшие шутки про Джинна в исполнении Уилла Смита
- Уилл Смит в роли Джинна в новом тизере «Аладдина» Гая Ричи
- Отпусти и забудь! Disney показала первый тизер-трейлер «Холодного сердца 2»
- На Disney ополчилась Африка из-за прав на фразу «акуна матата» из «Короля Льва»
- Тест с подвохом. Кто ты из принцесс Disney?
Имхо, надо было делать топ 10. 5 фильмов слишком мало. Да и в целом я хз как можно сравнивать их между собой. В мой топ не вошёл бы ни один мульт из вышеперечисленных. А вот Мулан, Город Героев и Моана очень даже. Как бы мне не нравился стиль "Планеты Сокровищ" я его даже не досмотрел, потому что просто скучно.