5 лучших игр 2019 — по мнению редактора «Канобу» Алексея Егорова
Формально игра вышла еще в 2018 году (в раннем доступе), а полноценный релиз состоится так и вообще только в 2020 — но опробовал я ее именно в 2019. Куда ж мне ее еще записывать-то?
А рассказать про нее хочется, ведь Hades — отличный «рогалик». С крутым визуалом, солидным арсеналом всяческих способностей, с клевыми боссами и вот этим всем. Даже сюжет какой-никакой имеется, и развивается он по мере того, как главный герой раз за разом погибает в запутанных лабиринтах Ада. А вместе с ним развиваются и персонажи, появляются новые действующие лица, а сам протагонист обзаводится новыми приемами, заводит разные полезные связи и перестраивает древнегреческий Ад по собственному вкусу, выводя из себя Аида — своего приемного отца.
Пожалуй, главная особенность Hades в ее разнообразии. Все оружие Загрея (на данный момент есть пять экземпляров) отличается друг от друга как внешне, так и по стилю игры — а ведь каждый образчик во время забегов по Аду можно еще и настраивать «под себя». Нравится косплеить Капитана Америку? Берешь щит, вкладываешься в апгрейд на количество рикошетов с броска, на урон с броска — и вперед. Нравится врываться и ломать лица? Копье с парочкой улучшений — твой лучший друг. Ну, а для любителей более осторожной игры есть лук или автомат, которые, правда, поначалу кажутся дико неудобными. Но стоит только распробовать!..
Каждый забег по Аду — это та еще головоломка. Каких апгрейдов позволят взять в следующей комнате? Будет ли достаточно золота на покупки в лавке Харона? Что выбрать — арену с бонусными очками опыта или же арену с драгоценностями для перестройки Ада? И чем дальше заходишь, чем больше улучшений открываешь, тем список вопросов больше.
Пока что Hades находится в раннем доступе, поэтому в игре присутствует еще не весь контент — скажем, олимпийские боги представлены далеко не в полном составе, да и локаций немного. Впрочем, обновления выходят регулярно, а если играть в незаконченный проект не хочется, то есть смысл подождать второго-третьего квартала 2020 года. Именно там Supergiant Games и планирует выпустить «полную» версию своей игры для всех желающих.
Признаться, я и сам не ожидал, что «анимешный Dark Souls» в итоге окажется в моей подборке лучших игр года. Слишком уж она неровная, много чего «подрезано» у Souls-серии. Но все же эмоций от этой игры — положительных, замечу! — я получил немало. Тут, конечно, может показаться, что я слишком изголодался по хорошим «Соулс»-играм, но это не совсем так. Как минимум в прошлом году вышли Sekiro (очень условно, но тоже Souls-like) и The Surge 2, так что выбирать было из чего. Но несмотря на все свои косяки Code Vein все равно запоминается и ухитряется заинтересовать.
Еще про Code Vein:
Во-первых, как ни странно, историей. Где-то в районе демо-версии я предположил, что история «Кода» будет завалена банальными аниме-штампами, а герои будут не более чем пустоголовыми болванчиками, годными разве что для отвлечения боссов. Ошибся по обоим пунктам сразу — история, даром что действительно вся в штампах, весьма увлекает. Хотя бы потому, что главный герой здесь — не чертов Избранный, тянущий лямку сразу за все человечество. Здесь таких Избранных несколько, а раскрывается этот твист буквально в первой трети игры. Жаль только, что герой — как это в принципе заведено в подобных проектах — почти полностью немой и не обладает никакой личностью. Ну хотя бы на одну фразу под конец игры хватило — и на том спасибо.
Компаньоны тоже порадовали — они оказались куда более адекватными и человечными, чем я ожидал. И пусть набор диалогов у них небольшой, а во время забегов по локациям они то и дело жужжат в уши чем-то вроде «о, смотри, там стоит монстр», но следить за их личными историями все равно довольно любопытно. Благодаря ним и мир игры воспринимается получше.
Во-вторых, своей классовой системой. Она сильно отличается от тех же «Соулсов» — там выбор класса влиял на стартовую экипировку и начальные характеристики, в Code Vein же класс дает куда больше бонусов (и штрафов). Доступные навыки, характеристики, даже стиль игры в какой-то степени — это все привязано к классовой системе, даром что вы в любой момент можете взять и поменять класс на любой другой. В этом и фишка — если вам надоело бегать по уровням, вминая врагов в пол с помощью гигантского двуручного молота, то вы можете переключиться на класс, который сосредоточен на атаках одноручным мечом. Или вообще на мага — хотя маги в Code Vein тоже должны активно сражаться в ближнем бою. Иначе никакого вам ихора (маны) для каста заклинаний.
В третьих — саундтреком. В пиковые моменты музыкальное сопровождение доходит до уровня того, что творилось в Nier: Automata — отличные, запоминающиеся мелодии и вокальные номера, которые звучат именно тогда, когда они нужны. Если вы игру прошли, то наверняка помните песню Евы, которую она пела Джеку — и понимаете, о чем я вообще говорю. Для остальных же просто приложу одну из песен из игры:
В общем, да. Code Vein — крайне неровная игра. С кривоватой боевой системой, с ворохом различных технических проблем (во время своего первого прохождения игра «запорола» мне файл сохранения буквально в шаге от финального босса — было очень грустно) и с рядом небольших геймдизайнерских просчетов. Но при всем при этом это все еще увлекательная, хорошая, и «душевная» игра, в продолжение которой я сыграл бы с огромным удовольствием. И дело вовсе не в том, что я анимешник и безумный фанат «Соулс-лайков». Честно.
Знаю-знаю, The Outer World многие после релиза принялись ругать — мол, слишком уж игра получилась ленивой, «Obsidian не выложилась на все сто», вместо ролевой системы здесь огрызок и все такое. А мне вот игра понравилась — правда, по большей части не благодаря ролевой системе, а благодаря местной атмосфере.
Больше игровых итогов на «Канобу»:
- 5 лучших игр 2019 — по мнению руководителя раздела игр Дениса Князева
- 5 лучших игр 2019 — по мнению главного редактора «Канобу» Сергея Уланкина
- Круглый стол. Журналисты и блогеры загадывают у Деда Мороза игры на 2020 год
Альцион в TOW — колоритное местечко, которым управляют могущественные корпорации. И управляют так, что все в колонии катится в Ад. Но многие сотрудники корпораций этого не замечают, и исправно продолжают получать штрафы за игнорирование штрафов и все в таком духе. Корпоративное безумие буквально витает в воздухе, и ладно бы речь шла о каком-то супероружии или чем-то таком. Но нет же — местные ученые больше пекутся о рецепте зубной пасты, которая отбивает аппетит, чем о чертежах уникального оружия, на которое всем совершенно наплевать.
В общем, мирок у Obsidian получился любопытный — и, что важно, на него можно влиять своими поступками. Увы, большая часть решений «аукнется» вам только в финальных титрах — вот это действительно серьезная проблема, с которой Obsidian пора бы уже завязывать.
Еще один важный момент — на стрельбу совершенно не хочется ругаться. Пока я разбирался с проблемами Эджуотера, местная боевка меня продолжала бесить, но чем дальше я проходил, тем меньше обращал внимания на нее. Стрелять в The Outer Worlds довольно удобно, хотя о большем речь не идет. Зато благодаря уникальными пушкам тут можно вытворять всякую дичь и вообще веселиться — уменьшать врагов до размеров тараканов, запускать их в космос и так далее. Весело? Пожалуй, да. Особенно на фоне того, что Obsidian раньше выдавала за боевку.
Больше игровых итогов на «Канобу»:
- 10 лучших игр 2019 года — по версии читателей «Канобу». От Metro: Exodus до Control
- 10 лучших игр 2010-2019 — по версии читателей «Канобу». От Skyrim до The Witcher 3
В общем, The Outer Worlds — хорошая игра. Понимаю, что многие отдали бы «RPG-года» не ей, а Disco Elysium — но увы, как я уже упоминал раньше, закончить ее до конца года я банально не успел. TOW сложно назвать развитием жанра — наоборот, это крайне консервативная игра, которая наверняка вызовет у ветеранов жанра чувство дежавю. Но ведь такой она изначально и задумывалась, и ругать у меня ее за это ну никак не получается.
Небольшой сюрприз года для меня и еще для десятков тысяч человек, которые в 2015 году вложились в разработку проекта на Kickstarter. По трейлерам игра выглядела настоящей катастрофой, дату релиза постоянно двигали — короче, в определенный момент у меня возникло ощущение того, что я отправил свои деньги в пустоту. И представьте же мое удивление, когда я наконец-то получил свой ключ активации, установил игру и просидел как приклеенный десяток часов без перерыва.
Bloodstained по итогу стала настоящим подарком всем фанатам классических частей Castlevania. В меру длинная, весьма разнообразная и увлекательная. Ritual of the Night можно пройти часов за десять — правда, завершив при этом процентов сорок игры от силы, и не добравшись до настоящей концовки. А вот чтобы закрыть игру целиком, придется побегать. Локаций в игре прорва, они запутанные и многоуровневые (впрочем, будто бы в метроидваниях бывает иначе), и везде разбросаны секретные зоны, тайники, срезы и прочие радости для любителей обнюхивать каждый кирпич.
А ведь кроме исследования мира есть еще и боевая система, и она тоже отличная. Десятки единиц оружия, различные комбо-удары, тонны разнообразной магии — все это можно комбинировать как душа пожелает, выстраивая свой собственный стиль прохождения.
Больше игровых итогов на «Канобу»:
Две вещи держали меня в игре все время — желание узнать, что за соседней дверью, а также желание понять, как мой текущий билд будет держаться против врагов за этой самой дверью. Часть игры я прошел с упором в магию, превращая врагов в кучки пепла — а затем встретил безумного плотника, который вызывает демонов и кидается заточенными стамесками (без комментариев!) — и на нем моя тактика потерпела крах. Пришлось адаптироваться, учиться парировать и перетряхивать свой магический арсенал. На само приготовление к реваншу я в итоге потратил больше времени, чем на сам бой — но и зато и Мириам сделал сильнее, и билд персонажа стал лучше, а я сам получил ни с чем не сравнимое удовольствие от победы над доставучим противником.
Bloodstained в итоге вышла отличной метроидванией, с которой стоит ознакомиться всем фанатам жанра. Ну, а заодно эта игра лишний раз напоминает, что не стоит судить книгу по обложке, а игру по трейлерам и скриншотам. Внешне она может и не быть произведением искусства, зато все остальное в ней выполнено на высшем уровне.
Кто ты что не говорил, но Sekiro лично для меня стала лучшей игрой года. Вышла бы Doom: Eternal в ноябре, как изначально и обещали — тогда бы я очень сильно задумался, но раз уж игру перенесли на 2020 год, то с золотым призером все стало ясно.
Больше игровых итогов на «Канобу»:
- Самые высокооцененные игры 2019-го на «Канобу». От Rage 2 до Metro: Exodus
- Лучшие рецензии «Канобу» за 2019 год. Resident Evil 2, Control, Mortal Kombat 11 и другие
Непредвзято смотреть на «Секиро» у меня просто не получается — я люблю игры From, мне нравится местный сеттинг, да и зрелищность битв подкупает. Если «Соулсы» про грамотно подобранный билд, про вдумчивое развитие персонажа и про тщательно выверенное поведение в бою, то Sekiro — прежде всего под тайминги и реакцию. Спору нет, правильно подобранные приспособления и дополнительные виды оружия помогут в местных сражениях, но на первом месте здесь все-таки реакция и умение правильно выбирать время для контратаки. Если уж совсем простыми словами, то местная боевка близка к ритм-игре — ритм сражений нужно правильно уловить, подстроиться под него, а затем победить.
Кому-то такая кардинальная смена геймплея пришлась по душе — у меня парочка друзей, на дух не переносящих «Соулсы», от Sekiro оказались в диком восторге — а кому-то не очень. Впрочем, про споры на тему сложности можно лишний раз и не писать — вы наверняка и сами прекрасно о них знаете, и даже, наверное, участвовали. Скажу лишь, что мне новая боевая система по большей части приглянулась.
Ведь она максимально честная с игроком. Не дружелюбная, а именно что честная. От вас никто не потребует ничего сверхъестественного, любой босс — это проверка обретенных навыков, позволяющая отточить их по максимуму. А финальный босс — это, собственно, «выпускной экзамен», где проверяют буквально всю программу. Если вы учились прилежно, то экзамен сдадите. Если же нет… ну, придется прийти на пересдачу. Раз десять-двадцать.
Прибавьте к этой боевке красивый мир игры, выполненный в антураже средневековой Японии, крепкую историю, которая в кои-то веки подается не в описаниях к предметам и туманных намеках (хотя как по мне, так ничего плохого в таком подходе нет) и отличный саундтрек. Для меня эта игра стала одной из главных — то есть одной из самых запомнившихся — игр года, а также лучшей из них. С нетерпением жду, что же там From Software приберегла на Elden Ring.