5 лучших фильмов о футболе
1. «Шаолиньский футбол» (Shaolin Soccer), Китай, 2001
Стивен Чоу — один из самых талантливых китайских кинематографистов, по какому-то недоразумению не ставший аниматором. Его картины — live action-версии никогда не существовавших (кроме как в голове у Чоу) мультфильмов, и его самую удачную работу — Shaolin Soccer, известный у нас как «Убойный футбол» (простите) и «Шаолиньский футбол», — можно счесть адаптацией никогда не снятого футбольного аниме.
Шедевр Чоу по его же сценарию — не просто картина про поражение и превозмогание на футбольном поле с безумными сверхприемами и спецэффектами. Это прогрессивная социальная фантастика.
Идея, лежащая в основе фильма, выходит далеко за пределы футбола и спорта как такового: что, если бы каждый второй китаец НА САМОМ ДЕЛЕ владел фантастическими приемами древнего кунгфу, как нам это показывают в гонконгском и американском кино? Вся картина — о том, как выпускники монастыря Шаолинь не могут найти себе место в современном обществе… пока случайно не обнаруживают, что их талантам прямиком из старых фильмов о кунгфу можно найти применение в различных бытовых сферах — от спорта до парковки автомобилей.
Что же касается футбольных матчей, то они здесь сняты на невероятно высоком уровне. У Чоу не было ни техники, ни спецсредств для эффектов на уровне «Матрицы» — он всего добился хорошим вкусом, изобретательностью и умелым применением самой дешевой графики. Несмотря на небольшой бюджет, фильм выглядит безупречно и полностью раскрывает самые безумные задумки Чоу. Чего стоит финальный поединок шаолиньской сборной с Team Evil, накачанной американским допингом до появления сверхспособностей прямиком из фильмов о Людях Икс.
Сюжет я пересказывать не буду — он тут четко следует формуле спортивного кино, но при этом содержит ряд необычных, фирменных твистов. 17 лет спустя Shaolin Soccer остается самым совершенным фильмом Чоу, до уровня которого он не поднялся даже в зрелищном, дико развлекательном, но куда более бесформенном Kung Fu Hustle.
2. «Проклятый „Юнайтед“» (The Damned United), Великобритания, 2009
Лучший драматический фильм на футбольную тему. Британский The Damned United снят по одноименной книге Дэвида Писа, в которой автор высказал все, что думал о деятельности скандального, легендарного английского футболиста и тренера Брайана Клафа на посту главного тренера «Лидс Юнайтед».
Дело происходит в 70-х годах, «Лидс» возглавляет Чемпионат Англии, но после того, как главный тренер уходит в сборную, на должность приглашают Клафа. Тонкость в том, что до устройства на работу Клаф страшно критиковал и сам «Лидс Юнайтед», и его ушедшего тренера Реви, весь состав команды его люто ненавидит и пользуется каждой удобной возможностью, чтобы слить непопулярного руководителя.
Финал истории немного предсказуем — Клаф продержался в должности всего 44 дня. Но эти месяц с небольшим чистейшего футбольного ада не только вскрывают всю подноготную британского футбола, они универсальны вообще для любого места работы. Новый менеджер приходит на все готовое и первым делом заявляет, что все ваши достижения при старом, любимом руководстве ничего не стоили… чтобы проникнуться ситуацией, совсем необязательно разбираться в футболе.
Сценарий фильма, со всеми его точнейше прописанными универсальными психологическими тонкостями, сочинил великий Питер Морган — сценарист «Королевы» и сериала The Crown, причем Клафа играет Майкл Шин — постоянный исполнитель роли Тони Блэра в политической трилогии Моргана и Фрост в «Фросте против Никсона».
Не срослось только с режиссером: Стивен Фрирс, поставивший ту же «Королеву», не смог принять участие в проекте. Его заменил насквозь телевизионный режиссер Том Хупер, поэтому The Damned United снят далеко не на том уровне, чтобы его можно было зачислить в бессмертную спортивную классику.
Но как камерная пьеса про футбол (и/или офисную жизнь) все вполне удалось.
3. «Играй, как Бекхэм» (Bend it Like Bekham), Великобритания-Германия, 2002
В лучшем инди про футбол мяч катают не коротко стриженные британские, американские или латиноамериканские юноши из неблагополучных семей, а… миловидные девушки. Сейчас фильм наиболее известен как первая большая роль Киры Найтли — причем звезда «Пиратов Карибского моря» и массы романтических комедий тут действительно великолепна (на мой взгляд, это лучшая роль Найтли наряду с Last Night).
Но стереотипы в картине британской режиссера-сценариста Гуриндер Чадхи нарушены: Найтли играет Джульетту, лучшую подругу героини, тогда как главную героиню — английская актриса индийского происхождения Парминдер Награ (сейчас известная по сериалу The Blacklist).
Сюжет элементарный: британская девушка из индийской семьи тайно и постыдно увлекается футболом (и лично Дэвидом Бекхэмом), гоняет мяч в парке, попадает в профессиональный клуб и начинает «закручивать, как Бекхэм» на международном уровне. Переживет ли ее карьера укор со стороны семейства и любовный треугольник с тренером и лучшей подругой-соперницей?
Мощные элементы романтической комедии только украшают этот яркий, беззаботный, отлично выглядящий и звучащий фильм — британский аналог образцовых американских спортивных трагикомедий в духе Whip It. Да, картина ориентирована в первую очередь на девушек — но смотреть ее можно и нужно всем.
4. «Хулиганы» (Green Street Hooligans), 2005
Фильмы о самой экстремальной разновидности британских фанатов, использующей футбол как предлог для жестоких сшибок на трибунах и прилегающих к стадиону улицах — это отдельный жанр.
Есть целая серия книг Джона Кинга про стареющих футбольных хулиганов и фильм по первому роману The Football Factory, снятый на деньги Rockstar Games (!!!). Но лучшее произведение такого рода — это Green Street, в США известный как Green Street Hooligans, инди-фильм американского режиссера немецкого происхождения Лекси Александр в Элайджей Вудом и еще никому тогда не известным Чарли Ханнэмом в главных ролях.
Сюжет настолько же простой, насколько и бескромпромиссный: тихий американский юноша (Вуд) приезжает в Лонон пожить с сестрой, идет с британским родственником (Ханнэм) на футбол, едва не огребает на орехи от болельщиков вражеской команды, но тут подтягиваются Ханнэм с ребятами, и огрести приходится уже понаехавшим фанатам. В дальнейшем героя Вуда ждут все более жестокие массовые драки и все более тяжкий криминал с участием местных жителей.
Александр — чемпион мира по кикбоксингу и профессиональный каскадер, знающая о футбольных драках не понаслышке, и в картине впечатляет именно постановка схваток группировок фанатов.
Никакой показухи — мельтешащие тела, внезапные, почти незаметные глазу удару, затем все разбегаются с разбитыми, но довольными физиономиями, оставляя на мостовой несколько неподвижных участников. И даже Вуд тут вполне убедителен в роли неподготовленного, но крайне упорного бойца. Фильм оказался настолько популярен среди определенной категории зрителей, что даже породил небольшой франчайз из пары сиквелов, вышедших сразу на DVD.
Странное название объясняется просто — на лондонской Грин-стрит находится стадион Болейн Граунд, вокруг которого сосредоточена жизнь болельщиков команды «Вест Хэм».
5. «Вратарь», СССР, 1936
Вы наверняка читали в детстве роман советского писателя Льва Кассиля «Вратарь республики». Это абсолютная классика спортивного жанра от очень талантливого автора, история взлета и падения гениального вратаря Антона Кандидова в постреволюционной Москве. Так вот, этот прекрасный роман был написан Кассилем на основе собственного сценария к первому советскому спортивному фильму, в наше время забытому.
Сегодня картина Семена Тимошенко оставляет странное впечатление — техника съемки далеко не на уровне Голливуда, футбола почти нет, а то, что есть, очень грубо нарезано из кадров играющей массовки и крупных планов неподвижно стоящего Григория Плужника в роли Кандидова. Остальные сцены решены в духе музыкальной комедии, хотя по тексту сценарий Кассиля — довольно тяжелая, реалистичная драма, в крайнем случае — трагикомедия… похоже, что других жанров и манер съемки на тот момент в СССР просто не существовало: либо «Вратарь», либо «Ленин в Октябре»!
Впрочем, гениальность задуманных Кассилем сцен проступает даже через всю эту несуразность, они настолько великолепны, что почти без изменений перекочевали в снятый 65 лет спустя «Шаолиньский футбол». Вот Кандидов ловит арбузы, чем привлекает внимание скаутов, вот фантастический удар, сносящий штангу ворот, вот эпическое противостояние сборной СССР с профессионалами — «Черными буйволами» (которых, кстати, в полном составе изображает киевское «Динамо»), где участники обеих команд облачены в супергеройскую униформу.
Почетное упоминание: «Тренер», Россия, 2018
В рецензии на «Тренера» я объяснял, почему фильм не претендует на ранг спортивной классики:
У Данилы Козловского получилось показать и любовь к футболу, и злость к положению с этим видом спорта в нашей стране. Кино полезное — и для российского кинематографа, и может быть даже для российского футбола, его стоило снять и стоит посмотреть (не взирая на скандал с прокатной ситуацией). Но я не уверен, что Козловский как режиссер и сценарист понимает, что отличает хорошее кино про спорт от великого, почему другие фильмы на эту тему, использующие такие же элементы, работают, в то время как картина Козловского… скорее, оставляет приятное впечатление.
Но упоминания единственный нормальный российский фильм про футбол определенно заслуживает — особенно в свете успехов нашей сборной.
Больше о ЧМ 2018
- Как и где смотреть матч «Россия — Хорватия»
- Тест: хорватский футболист или кухонная утварь?
- Исчерпывающая коллекция мемов на случай победы и поражения в ¼ финала ЧМ-2018
- Совершенно легендарные гифки из FIFA и PES
- 5 лучших фильмов о футболе
- Лучшие шутки про победу России над Испанией в 1/8 финала
- Круглый стол о победе в 1/8 финала