5 лучших азиатских зомби-фильмов. Что посмотреть перед «Поездом в Пусан 2»?
«#выжить» (#saraitta), 2020
Относительно камерный и свежий хоррор из Южной Кореи, где молодой геймер О Джон-у оказывается запертым в жилом комплексе с полчищем зомби и без какого-либо оружия.
Минимум персонажей и диалогов, зато хорошая атмосфера, грим, да и массовки для такой истории без особого размаха нагнали солидно. Зомби-апокалипсис ощущается на полную. В нем есть и местами изобретательный подход к устранению зомби, и немного юмора, и саспенса хватает с головой, да даже местная драма работает, хоть ее и не так много.
Смущают лишь один банальный твист и простенький финал. В остальном же картина качественно снята и не дает заскучать все свои 90 минут, пусть и экшен-сцен в ней не так много.
«Чумовая семейка: Зомби на продажу» (Gimyohan gajok), 2019
Корейский комедийный ужастик про зомби, где комедия явно доминирует, но в этом нет ничего плохого. Подход к теме нельзя назвать слишком уж новым, ведь в фильмах не раз проскакивали идеи, чтобы использовать зомби во благо. Так получилось и тут, с парочкой больших «Но».
В центре сюжета владеющая заправкой деревенская дисфункциональная семейка, к которой забредает парень, превратившийся в зомби из-за экспериментов фармацевтической компании. Укусив почтенного возраста главу семьи, он не обращает его в живую мертвечину, а заряжает тело старика молодостью. Ну как не заработать на такой удаче денег?
Хорошая проработка героев, множество смешных сцен и обязательное нашествие зомби, ведь не могло быть в этом бизнес-плане все идеально. Обаятельный идиотизм и на удивление красивая съемка в купе с очень забавным финалом делают фильм необходимым к просмотру всем любителям зомби-комедий.
«Противостояние» (Versus), 2000
Японский режиссер Рюхэй Китамура снял один из лучших хорроров 21 века — «Полуночный экспресс» (The Midnight Meat Train) по рассказу Клайва Баркера. До этого Китамура снимал откровенный трэш, к которому и следут отнести этот малобюджетный, но зрелищный и нереально драйвовый фильм.
Сюжет в картине не так важен даже для самого режиссера. Китамура раскрывает историю совсем крошечными порциями, сосредотачивая все внимание на выпендрежном экшене.
Сбежавший заключенный встречает бандитов в лесу, которые должны были его куда-то отвезти, но словесная перепалка рушит все планы. В итоге все начинают друг с другом сражаться, умирать, воскресать и снова сражаться.
В лесу смерть означает автоматическое воскрешение в виде зомби, так что герои хотят надрать друг другу задницы, но не убить, разве что случайно. Процентов 70 картины — это стрельба, рукопашные схватки между людьми и полчищами зомби, что вылезают из земли. Некоторые даже с огнестрелом умеют обращаться, чем доставляют много проблем.
Все это выглядит до комичного пафосно и нелепо, но душевно и зрелищно. Видно, что вся команда кайфовала на съемках, придумывая как бы еще извернуться. Упоротые диалоги, странные персонажи, откровенное переигрывание и расчленка с литрами крови сопровождаются драйвовой электронной музыкой. Только вот от леса можно устать.
Во время просмотра возникает ощущение, что ты в этом лесмассиве родился, живешь, да и умрешь скорее всего в нем. Настолько однообразные декорации утомляют, но общее безумие грамотно пытается отвлечь от этого.
«Поезд в Пусан» (Train to Busan), 2016
Профессиональный аниматор Ен Сан-хо внезапно ворвался в live action-кинематограф — и опрокинул все представления о том, каким должен быть современный зомби-фильм (точнее, фильм о куда более актуальных в наше время быстрых зараженных).
Большая часть картины, поставленной Сан-хо по собственному сценарию в лучших традициях своих анимационных проектов, происходит, как можно догадаться, в поезде. Он мчится из охваченного зомби-эпидемией Сеула в более провинциальный (и потому, наверное, безопасный) Пусан (родной город режиссера). Главные герои — расставшийся с женой финансист, везущий в Пусан малолетнюю дочку, молодой бейсболист, его подружка-чирлидерша и, разумеется, глава крупной корпорации, предательство которым всех остальных героев будет внезапным, но неизбежным.
Но настоящее актерское открытие фильма — Ма Дон-сок, очень… крупное, коренастое, полнолицее воплощение корейского среднего класса, который потом будет блистать в таких картинах, как «Бандит, полицейский, дьявол». В «Поезде» он играет (как, впрочем, и везде) очень крутого корейца с бандитскими замашками, который очень трогательно заботится о беременной жене в набитых зараженными вагонах.
Помимо этого картина производит незабываемое впечатление сценами массовых атак зомби — это единственная картина, которая показывает, как действительно бы вели себя огромные массы ничуть не заботящихся о сохранности своего тела бешеных людей. После «Поезда» смотреть, скажем, «Мировую войну Z» будет попросту стыдно. Но и небольшие, интимные сцены выживания в пустых (или ПОЛУпустых) вагонах написаны, сняты и сыграны на высочайшем уровне — вспомните лучшие моменты лучших серий «Ходячих мертвецов» и помножьте их на скорость и катарсис «28 дней спустя».
А уж каких масштабов достигает действие к последним кадрам! Такого размаха экшена зомби не видели со времен ремейка «Рассвета мертвецов» — единственного удачного фильма Зака Снайдера.
Автор: Александр Башкиров
«Зомби одним планом!» (One Cut of the Dead), 2017
Главное открытие в хорроре за последние лет 10-20 — и точно лучший фильм на зомби-тему со времен Shaun of the Dead. Впрочем, хоррор ли это? И точно ли фильм про зомби?
Начинать смотреть безбюджетный шедевр Синичиро Уэды нужно, не зная о картине ничего, в первую очередь — ее жанра. Гениальный режиссер-дебютант, снявший всю полнометражку за 25 тыс долларов с ребятами со своих актерских курсов в Токио, несколько раз очень круто и лихо переворачивает наши представления о том, о чем на самом деле его кино. В итоге картина собрала 27 $ млн в японском прокате, в тысячу раз окупив свой бюджет, и удостоилась похвал от режиссера «Зомби по имени Шон» Эдгара Райта, через Twitter которого и получила известность за пределами Японии.
Если вы хотите японского трэшевого зомби-хоррора — он тут есть, причем драйвовый и качественный, в духе раннего Сэма Рэйми и Питера Джексона. Но это только первый слой картины, очевидные недостатки которого (прежде всего в сценарии и непонятных паузах между действием) внезапно становятся достоинствами. Это происходит, когда режиссер разрушает четвертую стену, чтобы начать рассказывать трогательную и захватывающую историю про неудачников-кинематографистов и реалити-шоу, которое надо снять одним планом. Во что бы то ни стало. Любой ценой.
В финальном акте картины внутренняя «кухня» японского кинопроизводства и зомби-хоррор срастаются в одно, еще более драйвовое целое. Все это венчается лучшим последним кадром, когда-либо встречавшимся в фильмах ужасов со времен оригинальной «Техасской резни бензопилой».
Автор: Александр Башкиров