«13 причин почему»: как за 3 сезона сделать из лучшего сериала о подростках худший
Пародия на детектив
Если предыдущие два сезона еще пытались проталкивать какую-никакую сложную драму (у первого это получалось хорошо, у второго — уже не очень), то новый просто решил пойти на самый дешевый и скучный сюжетный ход.
Начать было решено с громкого твиста, к которому не было никаких предпосылок, но который точно ошарашит фанбазу. Причем еще на стадии промо-кампании.
«Кто убил Брайса Уокера?» — с таким заголовком опубликовали первый постер нового сезона после долгого затишья. Брайс Уокер каким-то образом после межсезонья оказался мертв. Тело главного антагониста «13 причин» находят изуродованным в местном порту, а полиция со временем приходит к выводу, что это был не несчастный случай, а убийство.
Новый сезон строго по пунктам следует шаблону наивных подростковых детективов. Каждый из персонажей сериала поочередно попадает под подозрение, на каждого находятся неоспоримые улики, но по итогу почти все выходят сухими из воды, а полиция вновь начинает копать под кого-то нового со случайно всплывшей подсказкой.
И как бы «13 причин» не пытался сохранять интригу, как-то нагнетать и уж тем более захватывать у сериала не получается. Сюжет плавится от пафоса, а приглушенная драматическая цветокоррекция со временем попросту начинает вызывать смех. Школьные интрижки и неонуар совмещаются плохо (да, «Ривердейл»?).
И куда же без закадрового повествования: почти весь сюжет подается от лица взявшейся из ниоткуда новенькой девочки Ани, местной Нэнси Дрю, назойливо вклинившейся в жизни персонажей и плотно окопавшейся в их секретах.
Сюжет третьего сезона подается в трех таймлайнах (да, снова шаблон). Это события до убийства, происходящие сразу после школьного вечера, на котором закончился второй сезон; настоящее время и интервью-эпилог, где Ани, будто зачитывая Шекспира, рассказывает всю историю.
Никакой Ханны Бейкер
Один из немногих плюсов нового сезона (если не единственный): сериал, наконец, перестает пинать труп девочки-суицидницы, записывавшей кассеты с признаниями в первом сезоне.
Историю, которую нужно было закончить еще на первом сезоне, все же обрубили на третьем. Впервые имя «Ханна» здесь всплывает к серии пятой, да и в целом семья Бейкеров отошла на второй, а то и третий план (ну хоть призрака девочки больше нет, и то радует).
Сериал от централизации чувств жертвы перешел на чувства насильника — Брайс становится новой Ханной, которого все заклеймили и которого больше никто не хочет слушать, как бы он ни пытался измениться или объясниться. Из-за чего сериал еще больше стал походить на…
Фанфик, написанный на коленке
Еще со второго сезона у «13 причин почему» были крупные сценарные проблемы. На книжный оригинал больше не опереться, поэтому сценаристам приходилось вбивать в скрипт первые всплывшие в голове идеи, никак не отшлифовывая или хотя бы самую малость приводя их в порядок.
В новом сезоне ситуация не поменялась. От «13 причин почему» здесь осталось только название — еще во втором сезоне шоу начало отходить от заглавного концепта, а теперь и вовсе скатилось в компиляцию фанатских фантазий. Кинки-секс в духе «50 оттенков», каминг-аут одного из главных школьных задир и… попытки оправдать насильника, показав какая он бедная сломанная личность.
Если весь второй сезон Брайса нещадно поливали грязью, ненавидели и судили, то в новых сериях героя все больше и больше пытаются очеловечить. И в этом отношение к сериалу двоякое. С одной стороны, «13 причин почему» выходит из черно-белого и однозначного мира первого сезона, где Ханна была невинной мученицей (что во втором сезоне жестко опроверглось), а все ее одноклассники — сплошное зло. Как-никак даже насильников тоже можно довести до раскаяния, глубокой депрессии и деструктивного поведения.
С другой, попытки превратить жестокого психопата в зашуганного щеночка выглядят максимально нелепо. Два сезона сериал рисовал Брайса как настоящее исчадие, а сразу в третьем вдруг все вспомнили, что он, оказывается, тоже human being.
И хотя местами шоу удается убедить (конечно же, акцент делается на семейных воспоминаниях Брайса, где он тот еще душка и маменькин сынок), в большинстве случаев сюжет высасывается из пальца. Шоураннеры нашли себе новую грушу для битья, и теперь уже два сезона подряд скрупулезно препарируют образ Брайса. Остается надеяться, что в финальном, четвертом сезоне над его трупом не будут издеваться так же, как во втором мучили память Ханны.
Чопорное социальное комбо
Вместе со слабым сценарием третий сезон перенял у второго и навязчивую социальную рекламу — и сделал ее еще более назойливой. Без нее сейчас никуда: почти все современные подростковые сериалы вклинивают общественные высказывания в свои сюжеты, причем всегда об одном и том же.
Взять, например, сцену с абортом из «Эйфории», которую можно смело назвать самой красивой и эпичной за весь (совершенно потрясающий) сериал. Или ту же из «Полового воспитания» — меланхолично-комедийную и вместе с тем до ужаса трогательную.
В третьем сезоне «13 причин» тоже есть момент с абортом — максимально топорный, вставленный в сериал ради галочки для подыгрывания тенденциям, где зрителей душат кринжем, пустыми диалогами и пустой серостью, которая банально не способна задеть ни единый нерв.
И так сериал обходится со всеми потенциально сильными сценами. Будь то монолог Джессики, в первом сезоне изнасилованной Брайсом, перед целой школой о культе насилия. Или зал одна за одной поднимающихся девушек, произносящих «Я — выжившая» (читай: Me Too), невольно навевающих схожую по духу сцену из «Полового воспитания», где, впрочем, фраза «Это моя вагина!» трогала в разы сильнее. Не забыли и о местном радфем-кружке — в его самом худшем проявлении, которое только можно представить.
По итогу слепое подыгрывание тенденциям обернулось эксплуатацией самых ярких социальных стереотипов — от которой еще больше будут гореть правые, и вместе с тем фейспалмить левые. А сериал с богатым после первого сезона фундаментом уже во второй раз превратили в посмешище и собственную антирекламу.
- В 2017 году мы рассказывали, почему 1 сезон «13 причин получился таким хорошим».
- Мы даже включили его в первую часть нашей подборки лучших подростковых сериалов!
- А в прошлом году мы объясняли, почему 2 сезон никуда не годится.
- Кстати, Netflix вдруг взяла и решила вырезать из 1 сезона сцену суицида — спустя 2 года после релиза!
Неправда... он уже в первом был говно.
Ну он и в первом сезоне был так себе. Книжная основа была таким простеньким, но неплохим подростковым чтивом, а вот сериал своим желанием сделать больше детектива и соорудить задел для продолжения всю суть книги уничтожил. Хотя в тех местах, где он книге следовал более менее точно, все было неплохо