02 сентября 2020Игры
Обновлено 02.09.2020

10 лучших игр про альтернативную историю. От Iron Harvest до Wolfenstein: The New Order

Недавно вышла стратегия Iron Harvest, посвященная событиям альтернативной истории Первой мировой войны. Государства в ней немного отличаются от реальных, а в битвах участвуют не только люди, но и огромные боевые роботы. По случаю такого релиза мы решили вспомнить и другие игры, где привычная нам история пошла другим путем. Получилась такая вот подборка.
Недавно вышла стратегия Iron Harvest, посвященная событиям альтернативной истории Первой мировой войны. Государства в ней немного отличаются от реальных, а в битвах участвуют не только люди, но и огромные боевые роботы. По случаю такого релиза мы решили вспомнить и другие игры, где привычная нам история пошла другим путем. Получилась такая вот подборка.

Когда речь заходит об альтернативной истории в играх, в первую очередь зачастую вспоминают Wolfenstein — и не важно о какой именно части идет речь. Мы же для этой подборки взяли ту, что в 2014 году вернула серию к жизни, а затем продолжилась еще в трех играх. Они все крутые, и поэтому, если в The New Order вы уже играли, сюда можно подставить и Wolfenstein: The Old Blood, и Wolfenstein II: The New Colossus. И Wolfenstein: Youngblood, да — она тоже хорошая.

События Wolfenstein разворачиваются во времена альтернативной Второй мировой и в течение нескольких лет после нее. Нацисты, на вооружении у которых — множество несуществующих технологий, выигрывают войну и вскоре захватывают весь мир, по пути сбрасывая на Нью-Йорк атомную бомбу. История, правда, сохраняет черты реальной — например, до Луны человечество в этом мире тоже добралось, но первыми на спутнике оказались как раз нацисты.

Спасать мир от них снова приходится Уильяму Бласковицу — бессменному герою серии. За все четыре части перезапуска он побывает и средневековом замке, и в Париже, и в оккупированной Америке, и на Венере, на прослушивании у самого Гитлера. Словом, с точки зрения альтернативной истории разработчики этих Wolfenstein разошлись не на шутку.

Наряду с Wolfenstein серия Red Alert — пожалуй, один из наиболее известных примеров того, как создатели игр меняют привычную нам историю и на ее основе придумывают альтернативные вселенные. В ответвлении Command & Conquer речь тоже идет о середине XX века и Второй мировой… точнее, о том, что такой войны и не было вовсе.

В Red Alert физик Альберт Эйнштейн изобретает машину времени, отправляется в прошлое и убивает в нем молодого Гитлера, чтобы предотвратить самое масштабное военное событие столетия. У него получается, однако история меняется куда сильнее, чем хотелось Эйнштейну, — без Германии под руководством Гитлера усиливается СССР. Союз нападает на Европу, а дальнейшие события зависят уже от того, за какую из сторон вы будете играть — за Альянс во главе с США или за СССР.

Во второй и третьей частях эта история развивается: сперва появляется опасный русский телепат Юрий, а к следующей игре, из-за новых перемещений во времени, в общую войну вступает Япония, на вооружении которой оказываются огромные роботы.

На фоне недавнего анонса Call of Duty: Black Ops — Cold War, новой части серии, нельзя не вспомнить и про ее предшественницу, события которой также происходили в годы Холодной войны. Без элементов альтернативной истории, конечно, тоже не обошлось, хотя фоном для сюжета игры послужили реальные военные столкновения и операции.

Так, покушения на лидера Кубы Фиделя Кастро действительно были, однако то, как это обставлено в самой игре, — уже фантазии разработчиков. Война во Вьетнаме — тоже реальное событие, но никакой Кравченко в ней не испытывал химическое оружие «Нова-6» на мирном населении. Да и неудачные запуски космических кораблей с космодрома Байконур разработчики Call of Duty обыграли по-своему.

Тем не менее как раз такие вот выдумки и делают первую Black Ops игрой с увлекательным сюжетом, хотя про игры серии такого обычно не говорят. Treyarch грамотно перенесла реальные события в свою альтернативную вселенную и показала такими, какими их мало кто ожидал увидеть. И даже убийство президента Кеннеди — один из самых трагичных моментов американской истории — она обыграла иначе.

Как и в большинстве «иммерсив симов», в Prey мы сталкиваемся уже с последствиями ключевых для мира игры событий — и события эти происходили как раз в альтернативной вселенной, очень похожей на нашу.

В середине XX века в мире Prey, как и в реальном, началась космическая гонка между СССР и США, но вот дальше история расходится. Один из советских спутников оказывается атакован инопланетной формой жизни, и в итоге противоборствующие государства начинают помогать друг другу, чтобы разобраться в произошедшем. Пока в космосе строятся лаборатории и новые станции, на Земле происходят много чудного: Джон Кеннеди выживает в результате покушения, США не участвует в войне во Вьетнаме, а СССР не распадается.

Совместными усилиями СССР и США удается изучить пришельцев — и вот это уже приводит к событиям, которые мы наблюдаем в Prey. Спойлерить их не стоит — поверьте, этой игре есть чем удивить. И речь, конечно, не только о заигрываниях с альтернативной историей.

Джек Потрошитель во вселенной стратегии Frostpunk так и не успел совершить свои знаменитые убийства — все потому, что в 1886 году мировая история пошла по другому пути. На Земле началось резкое похолодание — как потом выяснилось, из-за того, что Солнце стало затухать.

Государства, расположенные ближе к экватору, не готовые к низким температурам, гибнут первыми. Позже наступает черед их соседей. Вскоре вся планета покрывается льдом и снегом. Среди выживших остаются жители Британской империи — они отправляются в Арктику, чтобы отыскать мощный генератор и построить вокруг него последний город, Нью-Лондон.

Строительством города в Frostpunk вам и предстоит заниматься — но важнее, что очень часто нужно будет принимать сложные решения, влияющие на жизни ваших подданных. Но будьте осторожны: радикальные методы вполне могут привести к тому, что разгневанный народ попросту свергнет своего руководителя.

Сценаристы Resistance: Fall of Man отменили Октябрьскую революцию, Вторую мировую и много чего еще: в результате к середине XX века Россия закрыла свои границы от внешнего мира и возвела «красный занавес». На протяжении долгого времени никто не знал о происходящем на территории страны, а редкие разведданные только утверждали, что по ту сторону «занавеса» появилось много городов-призраков.

В следующий раз о России во всем мире заговорили, когда с ее территории на государства Европы внезапно напали жуткие мутанты, которых прозвали Химеры. Они же распространили загадочный вирус, который оказался смертелен для людей. Впрочем, не для героя Resistance: Fall of Man, американского военного Натана Хейла. Его и многих других послали в Англию помогать британцам воевать с Химерами, но отряд попал под воздействие вируса и почти полностью погиб — выжил только Хейл.

У Resistance: Fall of Man есть два продолжения для PS3 и одно ответвление — Resistance: Burning Skies, что вышло на портативной PS Vita. И все части серии посвящены тому, как весь мир пытается выяснить, откуда Химеры взялись (не обошлось даже без Тунгусского метеорита!), и всеми силами старается победить в войне с ними. В первых двух играх удается так себе, и потому к третьей части в руинах лежит не только Европа, но и Америка.

Выбрать для этой подборки какую-то одну Assassinʼs Creed невозможно, да и смысла в этом нет — они ведь все, по сути, про альтернативную историю. Какую из частей серии ни возьми, в любой герою встретятся реальные исторические личности, или замеченные в связях с древней цивилизацией, или связанные с мифами и легендами, или же участвующие в события, в которых они участвовать не могли.

И это, кстати, одна из главных причин сыграть в ту или иную Assassinʼs Creed. Ubisoft ловко переписывает и дополняет историю, искусно работая с отдельно взятым периодом. Джордж Вашингтон сходит с ума от владения Яблоком Эдема в Assassinʼs Creed 3. Ассасины узнают, кто скрывается под маской Джека Потрошителя в Assassinʼs Creed: Syndicate. А клеопатра заручается поддержкой меджая и мстит таинственному ордену Древних в Assassinʼs Creed: Origins. И так далее.

Пожалуй, мало кто изменял мировую историю чаще, чем разработчики Assassinʼs Creed. И ведь у них до сих пор круто выходит — уже осенью мы узнаем, что они напридумывали про набеги викингов на Англию. А если вы хотите погрузиться в изучение альтернативной истории до релиза Assassinʼs Creed: Valhalla, то можете выбрать из множества других сеттингов — от крестовых походов и пиратских приключений до Октябрьской революции в России и Великой французской революции.

Freedom Fighters — первая неформатная игра датского разработчика IO Interactive, известного, конечно же, сериями Hitman и Kane & Lynch. Над сюжетом долго думать не стали, позаимствовав его целиком из гениального фильма Red Dawn режиссера и сценариста Джона Милиуса. Альтернативная история, Советский Союз захватывает США, и над Нью-Йорком начинают реять алые флаги с серпом и молотом. Всю игру мы мочим гнусных коммунистических захватчиков из трофейного автомата Калашникова и меняем флаги обратно на американские под изумительную электронно-церковную музыку Йеcпера Кюда.

Картинка в наше время смотрится крайне сомнительно, это уровень ранних «Хитманов». Но вот что касается геймплея… На первый взгляд это Hitman, которому ампутировали весь стелс и оставили лишь стрельбу и использование укрытий (оно и понятно — тот же движок, те же разработчики, да и ассеты из игр про приключения Сорок седьмого явно задействованы в дизайне уровней и противников). Но игра очень активно использует элементы того, что в поздних 1990-х и ранних 2000-х называли «тактическим шутером»: у вас могут быть до 12 (!!!) напарников, которыми можно командовать для того, чтобы, например, обойти укрепившихся в здании американского почтамта советских захватчиков с фланга.

Freedom Fighters — это когда ты сжимаешься в комок под градом вражеских пуль за хлипким заборчиком и с затаенным злорадством ждешь, когда к русским в тыл ворвется десяток патриотов с автоматами.

Автор — Александр Башкиров. Фрагмент впервые опубликован в топе шутеров от третьего лица.

10 лучших игр про альтернативную историю. От Iron Harvest до Wolfenstein: The New Order - фото 1

The Order 1886 — до сих пор одна из самых красивых игр на PS4, хотя дело, конечно, не только в графике. Картинка — лишь один из элементов, с помощью которых авторы создали невероятно правдоподобный и очень детальный Лондон конца XIX века. В то же время это альтернативная история, с древним орденом рыцарей круглого стола, мутантами, магической «черной водой» и стимпанковским оружием Теслы, но черты викторианской эпохи все те же: заводы, отравляющие воздух едким дымом, непрекращающиеся паровозные гудки, громкие удары молотками по стали, знаменующие активную застройку города, газеты, в которых первую полосу занимают свежие новости о жутких убийствах в грязном Уайтчепеле.

У Ready At Dawn получилась глубокая и проработанная вселенная, которая обрела жизнь в очень красивом и полном деталей мире. Про The Order 1886 не зря говорили, что это больше кино, чем игра: бродить по локациям и рассматривать каждый угол, даже в 2020-м поражаясь тому, как много сил художники и дизайнеры потратили на создание уровней, — отдельное удовольствие и главная причина сыграть в эту игру сегодня. «Орден 1886» — увлекательное приключение в викторианском Лондоне, которое не требует от вас в подробностях изучать механику и не проверяет ваши навыки на прочность.

В конце концов, в какой другой игре можно пострелять из дугового разрядника или магнитной пушки, буквально «расщепляющей» противников, в тесных лондонских трущобах?

Фрагмент про The Order 1886 впервые опубликован в топе шутеров от третьего лица.

В Iron Harvest мир начала XX века совсем недавно пережил Мировую войну. И все бы ничего, только в боях участвовали огромные шагающие роботы, словно пришедшие сюда из какого-нибудь дизельпанк-произведения.

И сам мир этой игры немного отличается от привычного. Скажем, три главные фракции, решающие судьбу местной Европы, — это Полания (игровой аналог Польши), Русвет (а это уже Российская империя) и Саксония (то есть Германская империя). Первые две активно сражаются между собой, а третья пытается сохранить остатки власти.

Вместе с тем в сюжете Iron Harvest иногда случаются разговоры о технологиях Николы Теслы и появляются роботы с реактивными ранцами, а также возникают персонажи с электрической рукой, удар которой способен тут же обезвредить стального монстра. А у одной из главных героинь даже есть ручной медведь.

Комментарии 7
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Иван Вротыбал
Иван Вротыбал
Prey (2017)... - по этой же логике можно и "Метро 2033" добавить