1 сезон «Скрестив мечи» — неуклюжее и похабное, но злое и настоящее фэнтези от авторов «Робоцыпа»
Если вы смотрели «полнометражные» выпуски «Робоцыпа», то знаете, что и с сюжетом, и с героями у этих авторов полная беда — в том случае, если они не пародируют «Звездные войны». Но «Мечи» оказались на удивление достойным, пусть и крайне непрофессионально написанным сериалом.
История про простого паренька, мечтающего стать рыцарем и попадающего в гущу дворцовых интриг, уже была рассказана Джорджем Р. Р. Мартином в гениальной повести «Межевой рыцарь». Там что положение у создателей «Мечей» с самого начала невыгодное. Если они не читали Мартина, то прошли мимо лучших наработок в своей области. Если читали… ну, что получается, когда из этой повести крадут весь сюжет, мы уже видели в посредственном фильме Брайана Хелгеленда «История рыцаря».
К чести робоцыповцев нужно сказать, что они подошли к своей работе ответственно и не стали копировать чужие произведения. Несмотря на специфический юмор и манеру разговаривать, это оригинальная фэнтези-сага со всеми полагающимися элементами.
Да, авторы не умеют работать над индивидуальными персонажами. Будь перед нами рыцарь, принцесса или минотавр, все они будут говорить и вести себя как средних лет гик из актерской среды Лос-Анджелеса, помешанный на отсылках к современности и поп-культуре.
Но через пару серий над постоянными отсылками и излишне жесткими шутками перестаешь кривиться. Это просто стилистический элемент, такой же фильтр авторского восприятия мира, как и пластиковые фигурки на палочках в роли всех без исключения персонажей.
С точки зрения режиссуры здесь есть на что посмотреть — в отдельных моментах шоу достигает высот первого «Лего.Фильма» или полнометражного South Park с их отточенностью экшена и размахом спецэффектов несмотря на подчеркнутый минимализм анимации. Точно также и в плане сценариев эпизодов в «Мечах» встречаются милые, забавные и просто крутые вещи — несмотря на непрерывные шутки про сексуальные позиции (к чему отсылает даже название сериала) и гонорею.
Если без спойлеров, то авторы в 10 сериях успели перебрать и обыграть все самые выгодные сюжетные зачины в фэнтези, мифах, легендах и просто исторических романах на тему средневековья: от актуальной пандемии до охоты на человека. И реализованы они вполне достойно, с динамичным видеорядом и грамотной эскалацией действия. Персонажи пробуют клишированные решения, они не срабатывают, им приходится искать другие, более творческие.
А вот работа с глобальным сюжетом в шоу далеко не на профессиональном уровне. Это то, что можно стерпеть от средней руки ДМ в вашей AD&D-кампании или в инди-игре, создатели которой не потрудились пригласить сценариста. Колеса основного сюжета вертятся скрипуче и предсказуемо, заранее угадать в «Скрестить мечи» можно вообще все — включая главную тайну сезона, личность неуловимого убийцы, устраняющего членов королевской семьи. Ох, ну кто бы мог оказаться ловким, подвижным, акробатически подготовленным и прекрасно дерущимся ассасином в капюшоне при текущем политическом климате в США?
Предсказуемость распространяется и на отдельные шутки, и на каждый поворот в каждой линии отношений каждого персонажа. Но ее легче терпеть в малых дозах, на уровне шуток и отношений, а не в качестве основной «сюжетки» масштабного фэнтези-эпика. Главный сюжет стартует лишь в четвертой серии, с прибытием принцессы Блоссом и ее этнически разнообразной свиты, так что лучшие эпизоды в сезоне — это второй и третий.
Там можно увидеть все самое сильное, что может предложить сериал. В творческом плане создатели «Робоцыпа» все-таки выросли, это не поток скетчей и не передирание сцен из популярных фильмов.
Это самостоятельный креатив на темы смертной казни и гигантских монстров, где нашлось место и нормальным шуткам, и крутым экшен-сценам, и впечатляющим визуальным решениям. В дальнейшем шоу к такому высокому уровню не вернется, предлагая лишь отдельные проблески крутизны на фоне излишне-старательного продвижения отношений членов королевской семьи и их ближайших родственников.
В большой плюс «Мечам» можно записать добросовестную работу над миром. Это не хлипкая конструкция из самых затасканных клише в духе обоих сезонов «Разочарования» Мэтта Гренинга (которое это шоу уделывает вообще по всем статьям). Создатели нагородили достаточно опасностей, приключений, секретов и прочих средневековых «городских легенд», чтобы создавалось ощущение самостоятельной реальности.
Это не уровень «Плоского мира» Терри Пратчета, но к уровню конструирования мира из ранних сезонов «Времени приключений» Харватин, Рут и Грин вполне подбираются. Другое дело, что нам не очень интересно переживать за героев, которые встревают в эти приключения и подвергаются этим опасностям.
Главная причина этому — ничтожность ставок для всех положительных сквозных героев, несмотря на творящийся вокруг средневековый ад с горами трупов. Никто из них не погибает, а значит, нам с таким же успехом могли показывать «Хи-Мена» или «Ши-Ру».
Разрыв между подачей материала и его содержанием фатален именно в эмоциональном плане, ведь нам плевать на гибель статистов, а персонажи, за которых мы серьезно пытаемся переживать, не подвергаются настоящей опасности. Несмотря на взрослый визуальный контент, мат и непрерывные шутки про секс в диалогах, нам предлагают очень детский и беззубый сюжет. Это история про борьбу за престол, в которой на следующий сезон заботливо сохранен даже назойливый главный злодей.
Скажем, самая впечатляющая сцена во всем сезоне — жуткая медленная смерть от неисправной машины для казни с комментариями жертвы. Она производила бы куда больший эффект, если бы происходила не со случайным персонажем, буквально несколько секунд назад заглянувшим в сериал, а с кем-то из героев (пусть даже третьестепенных). Но до понимания этого факта ребятам из «Робоцыпа» расти даже не несколько сезонов, а несколько сериалов.
Против погружения в шоу работает и главный герой — сквайр Патрик, озвученный Николасом Холтом. Стереотип девственника, тряпки и неудачника, который всех спасает в решающие моменты, хорошо смотрится в учебниках сценарного дела. Но смотреть на экране на него не очень-то приятно. Ну насколько интереснее было бы смотреть, если бы у Патрика были хоть какие-то личные черты, за которые его можно было бы уважать, что-то помимо желания обзавестись девушкой и умения оказываться в нужном месте в нужное время в ключевые сюжетные моменты.
С другой стороны, его злые родственники — местный паленый Робин Гуд, девушка-пират и злобный клоун, — оказываются далеко не такими неприятными, как кажется по пилоту. Они с честью отрабатывают свои побочные арки из практически всех эпизодов. Их даже можно было бы назвать лучшей частью сериала… если бы у них были хоть какие-то моменты развития и личностного роста до решающей битвы в финале сезона.
В итоге впечатления от первого сезона, несмотря на наличие сюжета и героев, ровно те же, что и после окончания очередного сезона «Робоцыпа». Смотреть это безусловно можно, и, если создатели сделают еще серии, можно будет смотреть и их. Но нет ни малейшего нетерпения, желания узнать, что произойдет дальше в этом мире и с этими героями. Снимут еще сезон — прекрасно. Не снимут… знаете, все в порядке.