10 фильмов и сериалов, похожих на «Оно»
1. «Оно» (It Follows), 2014
Недавний американский инди-хоррор в нашем прокате назвали «Оно», явно чтобы привлечь фанатов Стивена Кинга. И что-то общее с творчеством Кинга в фильме сценариста и режиссера Дэвида Митчелла действительно есть: героев тут преследует древний, принимающий любую человеческую форму монстр, которого не видит никто кроме преследуемых. Вот только в качестве основы для преследования тут не страх, а секс, и привязанность к монстру передается половым путем.
Несмотря на заваленную концовку, в которой фильм скатывается в подростковый хоррор и нарушает все установленные сценаристом и режиссером правила, этот гибрид Кинга с современным японским фильмом ужасов стоит посмотреть.
2. «Останься со мной» (Stand By Me), 1986
Западные критики издевались над «страшными» сценами с Пеннивайзом в фильме Андреса Мускетти, но хвалили все сцены с детьми, где вообще нет хоррора. При этом фильм сравнивали со Stand By Me Роба Райнера — одной из самых известных экранизаций «нестрашного» Кинга, очень простой истории о четверке детей, жарким летом 1959 года отправляющихся в лес искать труп бесследно пропавшего мальчика, за сведения о местонахождении которого обещана награда.
Если вам тоже больше понравились юные герои «Оно», чем то, что с ними происходит в фильме, то вам обязательно надо посмотреть Stand By Me. Если же вас больше впечатлил хоррор, то обо всех ваших нуждах позаботится следующая по списку картина.
3. «Нечто» (The Thing), 1982
Страшный клоун Пеннивайз из «Оно» — одна из форм древнего монстра, умеющего принимать различные облики (в том числе гигантского паука). На английском такой монстр называется shapeshifter — «меняющий форму». Разумеется, самого лучшего шэйпшифтера всех времен нам показали Джон Карпентер и его мастер по спецэффектам Робом Боттином в гениальной The Thing.
Это не просто «воплощение детских страхов» (то есть страшные сцены в представлении автора, начисто лишенного воображения), это действительно существо, умеющее принимать любые, даже самые невообразимые формы. Тут и паукообразные твари, и псевдо-собаки, и жизненные формы из других миров (а может быть, и других галактик). Подробнее о «Нечто» можно узнать из моего материала о лучших фильмах Джона Карпентера.
4. «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна» (A Nightmare on Elm Street 3: Dream Warriors), 1987
Единственный приличный сиквел оригинального «Кошмара на улице Вязов», создатели которого нащупали очень сильную идею: что, если жертвы Фредди Крюгеров во сне обретают различные сверхспособности и используют их для борьбы с маньяком?
Это гибрид хоррора и супергеройской картины, сеттинг очень интересный — психиатрическая лечебница для трудных подростков. Хизер Ландженкамп возвращается в роли Нэнси Томпсон, ставшей психотерапевтом и помогающей героям развивать способности.
Достаточно взглянуть на трейлер фильма The New Mutants (лечебница, подростки, сверхспособности), чтобы убедиться в культурной значимости Dream Warriors. С «Оно» фильм объединяет лейтмотив борьбы с собственными страхами, который тут решен нагляднее и интереснее, чем у Кинга или в любой другой части «Кошмара».
5. «Дом клоунов» (Clownhouse), 1988
Лучший, на мой взгляд, фильм про клоунов-убийц. Сюжет напряженный и интересный, снят фильм великолепно. Все происходит в одну ночь, это один из самых динамичных фильмов ужасов: психлечебница отправила пациентов на карнавал для терапии, трое психов убили трех клоунов и теперь разгуливают в их нарядах. Главный герой, панически боящийся клоунов 11-летний мальчик, вместе с братьями должен отбиваться от нападений наряженных клоунами психопатов на отрезанной от внешнего мира ферме.
6. «Туман» (The Fog), 1980
И снова Джон Карпентер, на сей раз — с историей маленького, идиллического американского городка, который обязан своим существованием ужасной тайне: трагедии и преступлению, произошедшим в 1880 году. С тех пор раз в сто лет город окутывает странный мерцающий туман, в котором жуткие изуродованные мореходы приходят предъявлять претензии к потомкам собственных убийц.
Тематика очень кинговская — и не только потому, что Кинг тоже написал повесть про зловещий туман. В удаленной из фильма Мускетти сцене жители Дерри дорого заплатили за основание города.
7. «Вопль» (The Wailing), 2016
Очень странный корейский ответ западным хоррорам про ужасы в маленьких провинциальных городах. Захолустная деревенька в горах Южной Кореи, серия жутких необъяснимых убийств, вызванных то ли вирусом, то ли чем-то гораздо худшим…
Главное тут — не сюжет (который больше всего напоминает затянувшийся кошмарный сон), а атмосфера сумрачной, заливаемой дождем деревни и брутально-реалистичное поведение ее жителей в самых невероятных ситуациях. Видеоряд в фильме абсолютно непредсказуемый: с мирного разговора двух корейцев мы вдруг перескакиваем на сцену в лесу, где заезжий японец в голом виде пожирает мертвого оленя.
8. «Нулевой канал» (Channel Zero), 2016
Первый сезон хоррор-антологии, Candle Cove, снят по мотивам интернет-легенды о жутком детском телешоу, выходившем в 80-х годах и влияющем на жизнь взрослых американцев. Параллели с романом «Оно» очевидны: детские страхи сверхъестественного происхождения не дают спокойно жить во взрослом состоянии.
Главный герой — детский психолог, который возвращается в родной город, чтобы выяснить, как увиденный 30 лет назад сериал про кукольных пиратов связан с серией убийств детей и исчезновением его брата-близнеца.
9. «Очень странные дела» (Stranger Things), 2016
В нашем марафоне экранизаций Стивена Кинга мы с Александром Трофимовым уже объясняли, почему Stranger Things — это лучшая адаптация Кинга.
Братья Даффер взяли из произведений этого писателя все лучшее — ностальгическую атмосферу, отображение особенностей детского восприятия мира, правду отношений, — и оставили за бортом все худшее, что тянет на дно все честные экранизации Кинга (в том числе «Оно» Андреса Мускетти).
Персонажи тут живые, а не картонные, сюжет продуманный, а не выстроенный на ходу, чудовище страшное, а не комическо-мультяшное. В отличие от Кинга, Дафферы понимают, что монстра надо держать в тени, словно акулу из «Челюстей» и показывать лишь изредка и так, чтобы он не превратился в самопародию.
10. «Оно» (It), 1990
До выхода фильма Мускетти эта «мини-серия» из двух полуторачасовых телефильмов считалась одной из самых удачных адаптаций Кинга. В трехчасовое полотно уместились обе сюжетных линии: и про взрослых (тут действие происходит в 90-х годах), и про детей (тут дело разворачивается в 60-х).
Лучший элемент этой версии — британский актер Тим Карри в роли Пеннивайза, который в каждом появлении затыкает за пояс Билла Скарсгарда в этой же роли, причем не только из-за полнейшего отсутствия цифровых спецэффектов. Телеверсия «Оно» страдает от общей бессюжетности и мучительной предсказуемости сюжетных ходов… но это скорее проблемы книги, нежели адаптации, и все сцены с Пеннивайзом тут — классика жанра.