01 декабря 2018Игры
Обновлено 13.12.2018

30 главных игр 2018. Celeste — идеальное воплощение инди-игр


30 главных игр 2018. Celeste — идеальное воплощение инди-игр - фото 1

Начиная с первого декабря редакция «Канобу» каждый день будет рассказывать об одной из тридцати главных игр этого года — лучших, худших, важных для индустрии и лично для нас. Это игры, которые по-своему характеризуют год и запомнятся как его самые яркие представители. А начнем мы с Celeste — выдающегося платформера и одной из главных инди-игр года.

30 главных игр 2018. Celeste — идеальное воплощение инди-игр - фото 2

В августе я написал большую заметку о том, почему всем, кто устал от игр и чувствует, что даже в самых масштабных и проработанных мирах не хочется задерживаться больше, чем на пару часов, стоит обратить внимание на инди. Полный текст вы найдете по ссылке, здесь я приведу лишь его основную мысль — она нужна для понимания того, почему мы вообще включили Celeste в список самых важных игр года.

Суть такова: инди — это чаще всего дистиллированный геймплей. У авторов небольших игр попросту нет ресурсов и средств на создания сложных, «слоеных» механик, отрисовку сотен разных локаций и отработку трендов вроде кооперативного геймплея или ветвистого древа прокачки. Вместо этого их создатели уделяют все свое внимание ядру игрового процесса, оттачивая его до идеала, доводя до абсолюта.

Так вот, с этой точки зрения Celeste — воплощение инди-сцены. А еще это феноменальный платформер.

30 главных игр 2018. Celeste — идеальное воплощение инди-игр - фото 3

Во всей игре, не считая, стика, необходимого для перемещения, задействованы всего две кнопки. Одна — прыжок. Вторая — дэш, увеличивающий длину прыжка. Вы не получаете новых способностей, как, например, в метроидваниях, нет тут и боевой системы, да даже врагов как таковых. Вы закончите игру ровно с теми же двумя навыками, с которыми ее начали. Но то, как игра обходится с этим скромным набором, возносит ее на вершину, недостижимую для многих платформеров.

В Celeste нет вообще ничего лишнего: это чертовски хардкорный платформер, выстроенный по любимому многими принципу «Легко освоить — сложно достигнуть мастерства». Она потребует от вас концентрации, собранности и внимательности. Celeste честна: вы будете оступаться и умирать, в сотый (это не преувеличение) раз промахиваясь мимо заветной платформы, в бессилии откидываться на спинку кресла — но каждый раз продолжать. Пытаться и пытаться, четко и предельно ясно понимая, почему вы не допрыгнули. Чувствовать, что у вас вот-вот получится. Может, уже в следующий раз.

30 главных игр 2018. Celeste — идеальное воплощение инди-игр - фото 4

Celeste бросает игроку вызов — и это давно утраченное большинством современных игр ощущение опьяняет. Просто пройти ее — это и есть самоцель, которая будет двигать вас вперед эффективнее любого накрученного сюжета. Здесь тоже есть сюжет — но даже он лишь служит геймплею, как бы Мэтт Торсон и Ноэл Берри ни старались засунуть в игру подтекст про борьбу хрупкой девушки с депрессией. Главной героине во что бы то ни стало нужно добраться до вершины горы Селест, сражаясь с собственными страхами, с собственной неуверенностью, доказав, что она все еще на что-то способна. И этот путь для нее будет так же труден, как и для вас.

При этом Celeste не надоедает и не скатывается в самоповторы. В каждой из глав на уровнях будет появляться все новые и новые переменные, усложняющие ваш маршрут. Наполненные каким-то «звездным желе» и откатывающие дэш прямоугольники, сквозь которые можно пролетать с огромной скоростью. Золотые перья, позволяющие на какое-то время парить. Кристаллы, мгновенно дающие возможность прыгнуть повторно. Все это однажды превратит «арены» Celeste в головоломки, решить которые нужно будет еще до того, как вы совершите первый прыжок. С точки зрения геймплея, Celeste — это идеальный платформер, и уже одного лишь этого факта хватило бы, чтобы включить ее в этот список.

30 главных игр 2018. Celeste — идеальное воплощение инди-игр - фото 5

А еще здесь фантастический пиксель-арт: скриншоты из игры можно использовать в качестве аргумента в споре о том, что графика — это не только шейдеры и полигоны. В своей рецензии Саша Башкиров идеально описал красоту Celeste.

Прибавьте сюда отличный саундтрек, один из лучших в этом году — и вы получите еще и одну из самых атмосферных игр года.

Но главное, почему Celeste очень важна — это еще одно ярчайшее доказательство того, что для создания действительно крутой игры хватит и двух человек — просто чертовски талантливых. И пока большие издатели думают над тем, как бы в платных играх за полную цену выжать из игроков побольше денег с помощью внутриигровых покупок, пара энтузиастов, которым отчего-то больше всех надо, берет и создает маленький шедевр, вкладывая в него частичку своих душ.

Простите за пафос, но это именно то, чего не хватает сейчас игровой индустрии.

Автор: Дмитрий Петренко

30 главных игр 2018. Celeste — идеальное воплощение инди-игр - фото 6
Комментарии 7
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
StriPMan
StriPMan

Яб поиграл, но не очень платформеры люблю.

old withering snake
old withering snake

не смогу никогда понять наслаждения от игры, где ничего кроме хардкорных прыжков пиксельного персонажа с идеальными таймингами по примитивным платформам. И уж тем более никогда не пойму как такая игра, где нет ни интересных механик, ни боёвки, ни элементов метроидании ни художественного великолепия может быть феноменальной.

ЗЫ: честно сказать, это выглядит как какое-то извращение для особо одарённых

solidstake
solidstake

До игры я так и не добрался. И тем не менее, попробую её на Switch. Спасибо за напоминание, хорошо написано. :)