02 апреля 2021Кино
Обновлено 01.11.2021

Сарика Андреасяна ругают за «Чикатило». Кому-то удалось качественно экранизировать историю маньяка?

До сериала «Чикатило» Сарика Андреасяна о ростовском маньяке выходили только документальные сериалы на российском, американском и британском телевидении. Но существуют три художественных фильма, один из которых прямо рассказывает о совершенных Чикатило убийствах, а два других созданы по мотивам его преступлений. Ниже я расскажу об этих картинах (со спойлерами) и попробую разобраться, почему по качеству фильмы не превзошли сериал Андреасяна.  А также ответить на вопрос: можно ли снять хороший фильм или сериал о ростовском маньяке?
До сериала «Чикатило» Сарика Андреасяна о ростовском маньяке выходили только документальные сериалы на российском, американском и британском телевидении. Но существуют три художественных фильма, один из которых прямо рассказывает о совершенных Чикатило убийствах, а два других созданы по мотивам его преступлений. Ниже я расскажу об этих картинах (со спойлерами) и попробую разобраться, почему по качеству фильмы не превзошли сериал Андреасяна. А также ответить на вопрос: можно ли снять хороший фильм или сериал о ростовском маньяке?

«Гражданин Икс» (Сitizen X), 1995 год

Джеффри ДеМанн в роли Гражданина Икс

Джеффри ДеМанн в роли Гражданина Икс

Телефильм HBO удостоился ряда наград и получил высокие оценки критиков — у «Гражданина Икс» 86% положительных отзывов на Rotten Tomatoes. Картину снял известный сценарист Крис Джеролмо, он же написал сценарий к фильму. Ранее он написал для Алана Паркера сценарий фильма «Миссисипи в огне», где речь тоже шла о расследовании реальных убийств.

Сценарий написан по документальной книге репортера The New Yorker Роберта Каллена под названием The Killer Department. История Чикатило подана с точки зрения следователя МВД Виктора Буракова (Стивен Ри), который гонялся за маньяком с 1982 года, но смог задержать его лишь благодаря стечению обстоятельств в 1990 году.

Основной акцент в картине сделан не на самой охоте и проработке версий, а на сложных отношениях Буракова с начальством и врачом-психиатром Александром Бухановским (Макс фон Сюдов). Бураков знакомится с Бухановским в психиатрической клинике, куда милиционер попадает после нервного срыва. Следователь обращается к психиатру с просьбой помочь раскрыть дело. На основе картин преступлений Бухановский составляет подробный профиль убийцы — некоего советского Гражданина Икс (Джеффри ДеМанн), семьянина и полноправного члена общества, резко отличающегося от тех маргиналов-гомосексуалистов, которых Бураков рассматривал в качестве основных подозреваемых.

Беседа психиатра с маньяком в «Гражданине Икс»

Беседа психиатра с маньяком в «Гражданине Икс»

Написано и снято все четко, жестко, с опорой на реальные факты… но для российского зрителя выглядит как типовой детективный сериал НТВ, пусть и в сопровождении непривычно пафосной музыки. Сильное впечатление производит лишь финальная сцена, в которой Бухановский убеждает Гражданина Икс сознаться в своих преступлениях.

Психологическая дуэль, в ходе которой Бухановский вдруг сам начинает описывать маньяку его чувства и мысли во время убийств, блестяще сыграна и поставлена. Но эту сцену мы снова и снова наблюдали в двух сезонах Mindhunter («Охотник за разумом») Дэвида Финчера, где к словесным поединкам с маньяками прилагаются великолепно поставленные сцены «работы в поле» и следственной аналитики.

В «Гражданине Икс» сюжетная линия про расследование Буракова — самая скучная и невзрачная часть, к тому же очень бюджетно снятая. Весь поверхностный советский колорит — пивные ларьки, милицейская униформа, старые телефоны на столах следователей, — работает только на зарубежного зрителя. Ничего уникального до ареста маньяка в фильме не происходит. Но детективную линию усиливает начальник Буракова полковник Фетисов (Дональд Сазерленд): он добивается от руководства из Москвы разрешения продолжить практически тупиковое расследование. Благодаря Сазерленду фильм получил несколько крупных наград, в том числе «Эмми» и «Золотой глобус».

«Злодеенко» (Evilenko), 2004 год

Малкольм Макдауэлл в роли Андрея Злодеенко

Малкольм Макдауэлл в роли Андрея Злодеенко

Трэш-проект итальянского режиссера и сценариста Давида Гриеко — полная противоположность версии HBO. Помимо «Злодеенко» Гриеко поставил всего один полнометражный художественный фильм — эксплуатационную версию последних дней скандального итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини под названием «Козни» (The Plot или La macchinazione). В основу сюжета «Злодеенко» Гриеко положил собственный роман под названием «Коммунист, который ел детей».

Фильм исполнен в традиции итальянского эксплотейшен-кино, того, что в США называют «грайндхаусом», а у нас — чернухой. В мировом жанровом кино хватает фильмов про реальных маньяков: от «Джека-потрошителя» Джесса Франко до «Генри, портрет серийного убийцы» Джона Макнотона.

На злодея в такого рода непрестижных проектах идет или начинающий актер, или поиздержавшаяся знаменитость мирового уровня: Майкл Рукер у Макнотона, Клаус Кински у Франко. В таких фильмах сами убийства, мягко говоря, приукрашены, а то и вовсе не имеют отношения к настоящей криминальной хронике. Режиссура при этом имитирует все клише хоррора-слэшера, вот только ножом или электрическим проводом тут орудует не условный маньяк в маске, а реальная личность (пусть даже, в случае с Джеком Потрошителем, так никогда и не установленная).

Психиатр укрощает Эвиленко в лесу

Психиатр укрощает Эвиленко в лесу

«Злодеенко» соответствует всем вышеописанным традициям. Андрея Романовича Эвиленко (он же Злодеенко в других переводах) играет 60-летний Малкольм Макдауэлл. В начале 70-х это был один из величайших актеров мира, блиставший в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика и «О, счастливчике!» Линдсэя Андерсона. Но серьезная актерская карьера Макдауэлла завершилась картиной «Калигула» Тинто Брасса в 1979 году.

Из реальной истории взята одна из профессий ростовского маньяка — школьный учитель, а также дуэт следователя и психиатра, которые ищут преступника. От себя лично Гриеко добавил гипнотизерскую способность Эвиленко подавлять волю жертв одним взглядом. Из клише слэшеров пришла сцена, в которой психиатр гонится за маньяком по лесу и пытается в военно-полевых условиях провести с ним сеанс психотерапии, а тот перерезает ему горло бритвой.

Гипнотический взгляд Макдауэлла никуда не делся, а специфическая внешность постаревшего актера позволяет без всякого грима перепутать его с реальным Чикатило. Но в целом «Злодеенко» — нагромождение сценарных и режиссерских нелепостей. Из всего фильма запоминается разве что что сам типаж убийцы, и первая сцена, в которой герой Макдауэлла беседует с девочкой, сидя на бревне.

«Номер 44» (Child 44), 2015 год

Пэдди Консидайн в роли маньяка Малевича в «Номере 44»

Пэдди Консидайн в роли маньяка Малевича в «Номере 44»

Многообещающий исторический детектив с Томом Харди в главной роли оказался одним из самых крупных провалов в истории американского кинематографа, несмотря на звездный каст и сильную съёмочную группу. Картину разгромили критики (сейчас у фильма 27% положительных отзывов на Rotten Tomatoes), а сборы принесли 13 $ миллионов при бюджете в 50 $ миллионов.

«Номер 44» поставил шведский режиссер Даниэль Эспиноза, известный по криминальному фильму «Шальные деньги» и шпионскому триллеру Safe House («Код доступа „Кейптаун“»). Обе картины — превосходные жанровые работы, а Safe House так и вовсе одна из лучших в своем направлении. Сценарий «Номера 44» писал выдающийся американский писатель, мастер криминального жанра Ричард Прайс, преуспевший и в сценарном деле в сериале «Прослушка». В актерский состав, кроме Харди, вошли Гэри Олдмен, Венсан Кассель и Нуми Рапас.

В российский прокат фильм не попал. Представители Минкульта, а потом лично Владимир Мединский в отдельном заявлении обвинили фильм в искажении действительности и очернении образов советских граждан до, во время и после Великой Отечественной войны. Но изображение советских граждан — это наименьшая художественная проблема фильма.

Одна из немногих сцен расследования в «Номере 44»

Одна из немногих сцен расследования в «Номере 44»

Пересматривая «Номер 44» сейчас, очевидно, что главная проблема фильма — литературный первоисточник. Британский писатель Том Роб Смит собрал в одном романе все, что сумел разузнать о Советском Союзе: от голодомора и репрессий в 30-х до гонений на диссидентов в 50-х и убийств, совершенных Чикатило в 70-х, 80-х и 90-х годах. Вторая мировая война и взятие Рейхстага в книге тоже есть. Не затронутыми остались лишь 60-е — но это хрущевская оттепель, которая испортила бы Робу Смиту всю атмосферу страшного СССР.

Именно эта гипер-концентрация проблемных моментов советской истории и обеспечила книге такой успех. Она получила Премию Яна Флеминга от британской ассоциации авторов криминального жанра и массу призов как лучший дебютный роман. Права на экранизацию еще до публикации романа купил режиссер Ридли Скотт. При этом даже самые лояльно настроенные к автору критики отмечали скудность прозы, неестественность диалогов, картонность персонажей и типичную для дебютного произведения перегруженность сюжетными линиями, зато хвалили общую атмосферу страха и паранойи, в которой оказываются герои.

При переносе на экран вся любительская нелепость сюжета всплыла на поверхность. Тут и главный любовный треугольник между капитаном МГБ Демидовым, его женой Раисой и амбициозным подчиненным Никитиным, и линия диссидента Бродского (да, Смит не стал далеко ходить за фамилиями героев), которого Демидов с Никитиным притесняют. А еще — военное прошлое героев, ссылка в город Вольск, тайный сотрудник МГБ, стучащий на учителей провинциальной школы, побег в Москву…

И, помимо всего этого, собственно детективная линия с убийствами 44 детей на железнодорожной линии «Ростов-на-Дону — Москва». Она-то и срисована с преступлений Чикатило и втиснута Смитом в роман. Хотя книга и без того набита событиями и героями, словно отправляющийся в ГУЛАГ поезд — несправедливо обвиненными советскими гражданами.

Можно ли снять хороший фильм или сериал о Чикатило?

На основе трех фильмов, а также книги и сценария «Номер 44», я выделил три момента, которые затрудняют создание удачных художественных произведений о зверствах ростовского маньяка.

1. Экстремальная жестокость убийств

Любое убийство на экране должно вызвать дискомфорт у зрителя. Авторы «Злодеенко» и «Номер 44» делают упор на каннибализм потому, что он подменяет собой собой сексуальную извращенность реальных преступлений Чикатило. Только в финальной сцене «Гражданина Икс» психиатр Бухановский начинает бесстрастно беседовать с Чикатило о некрофилии, и это самая неприятная и одновременно — самая впечатляющая сцена фильма.

В кино и на телевидении эту тему полностью раскрыл только Mindhunter — а до этого затрагивали лишь произведения Томаса Харриса («Красный дракон» и «Молчание ягнят»), где речь все-таки шла о вымышленных преступниках.

2. Подход к материалу

Преступления Чикатило нельзя рассматривать в отрыве от реакции государства, причем в трех разных инкарнациях: «классического» СССР 70-х годов, перестроечного 80-х и уже пост-советской России ранних 90-х. Это огромная тема, требующая большого знания материала. По масштабности дело Чикатило можно сравнить разве что с аварией на Чернобыльской АЭС. Без этого фона получается либо заурядно, как в «Гражданине Икс», либо примитивно, как в «Злодеенко». А пример «Номера 44» доказывает, что помимо знания темы тут не помешает наличие хотя бы минимального литературного таланта.

Убийства Джека Потрошителя рассматривают как зеркало викторианской Англии, убийства Семьи Чарльза Мэнсона — как изнанку американских 60-х. Основанные на реальных событиях «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун-Хо — как обличение корейской военной диктатуры 80-х. Но в случае с убийствами Чикатило приходится рассматривать не десятилетие и даже не застойное викторианское столетие.

Зеркало преступлений на сексуальной почве, уродливо отражающее действительность, приходится подносить к трем очень разным эпохам жизни нашей страны. А ведь каждое из этих десятилетий и само по себе — очень сложная тема для художника, тут нужен дар уровня Виктора Пелевина или Венедикта Ерофеева… или хотя бы сценариста «Чернобыля» Крэйга Мэйзина.

3. Образ главного героя

Втиснуться в шкуру серийного убийцы можно убедить практически любого актера. Даже Кевин Костнер, практически не игравший отрицательных персонажей, исполнил роль серийного убийцы в фильме «Мистер Брукс». Но это, как правило, харизматичные красавцы — от Доктора Лектера, карающего людей за невежливость, до Декстера Моргана, убивающего исключительно других серийных убийц.

Трудно представить себе что-то более отталкивающее, чем образ Андрея Чикатило. Малкольм Макдауэлл похож на прообраз внешне и тащит «Злодеенко» просто за счет фактуры. Джеффри ДеМанн в «Гражданине Икс» пытается передать что-то из психологии. Впрочем, физически ощущается, насколько актеру не хочется во все это вдаваться. В «Номере 44» убийцу играет талантливый британский актер Пэдди Консидайн, но это эпизодическая роль, недалеко ушедшая от камео.

В итоге для хорошего фильма или сериала о «Чикатило» нужны:

  • Бесстрастный подход к сексуальным извращениям из Mindhunter
  • Анализ советских корней проблемы и ее влияния на постперестроечную Россию из «Чернобыля»
  • Актер, который выглядит, как Макдауэлл времен «Калигулы», но при этом играет, как Макдауэлл времен «Заводного апельсина»

Теоретически такой фильм или такое шоу могут быть сняты — или хотя бы написаны! — но на практике скорее выйдет очередной «Номер 44» («Номер 45»?).

Комментарии 25
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
JamesonRU
JamesonRU
тут дрпугой вопрос. Зачем?
kaiser468
kaiser468
Поправьте маньку
Charlie Parker
Charlie Parker
"Фильм исполнен в традиции итальянского эксплотейшен-кино, того, что в США называют «грайндхаусом», а у нас — чернухой." Не называют у нас грайндхаус чернухой. У нас чернухой называют Быкова, Звягинцева, Сигарева и т.п. Своего-то грайндхауса у нас, считай, что и нет, а американский чаще называют трэшем.