Рецензия на «Астрал 4: Последний ключ». Вторичный хоррор, который не стыдно смотреть
Видеоверсия:
Впрочем, с какой фигней новый «Астрал» не сравнивай, это не отменит главного — фильм не пугает. Вернее, пугает, но исключительно идиотскими скримерами. Первый вы словите уже минуты через 2 после начала. Это дурной тон для ужастика, зритель в этот момент еще не проникся и даже колы отхлебнуть не успел, а на него уже дешевых чертиков вываливают.
И про «исключительно» я не шучу, почти никаких других способов режиссер Адам Робител (Это кто вообще? А, не важно) не использует. Причем скримеры максимально избитые и клишированные: ну, знаете, когда мертвые дети в дверном проеме ГРОМКО мелькают, или призраки хватают за плечо. Это мы не только в трех предыдущих «Астралах» видели, но и в миллиарде других ужастиков.
И, честно говоря, в горле уже сидит этот сюжетный ход про «призраков, которые пытаются нам помочь и что-то сказать». Ну нахрена тогда выскакивать из темноты с громкими воплями? По-другому не умеют? Умеют! Фильм это дальше показывает. Но это же чертов ужастик, тут должны пугать все, даже друзья!
Фильм держится на сюжете. И да меня это тоже удивило — он неплохо работает с общим лором серии, аккуратно закольцовывает общую сюжетную линию «Астралов», полнее раскрывает центральных персонажей и содержит парочку ну правда внезапных поворотов, на которых можно крикнуть «Чтооо? Вот это дааа!». Я так и сделал — и не я один, так что народ оценил. Хотя, чего удивляться — сценарием уже в четвертый раз занимался Ли Уоннелл, написавший, на минуточку, лучший выпуск «Пилы» (первый, конечно же). Не хватает только какой-то внутренний тревоги за героев — это все-таки приквел, события которого разворачиваются прямо перед первым фильмом. Заранее знаешь, что все ключевые персонажи будут в порядке.
Зато парочка Такер-Спекс снова радует по-хорошему идиотским юмором («она экстрасенс, а мы — экстра-класс» — тупо настолько, что даже смешно) и химией в духе «Охотников за привидениями». Пожалуй, из «Астрала» могла бы получиться крутая мистическая бадди-комедия. Печально, правда, что только игру Энгуса Сэмпсона (Такер) и Ли Уоннелла (Спекс, да, его играет сам сценарист) выделить и получается — все остальные будто бы дежурно отрабатывают свои роли, а то и переигрывают. Даже Лин Шэй (Элис Райнер) как-то поникла, хотя в первом «Астрале» и «Полуночном человеке» смотрелась очень даже здорово.
Самые атмосферные и крутые сцены снова получились в том самом астрале.
Происходящее там в четвертой части напоминает The Evil Within и Silent Hill (забавно, что, сравнивая с другими фильмами, вспоминается опять же «Сайлент Хилл»), а дизайн и повадки нового «демона» отчетливо отдают дельторовщиной и «Лабиринтом Фавна». Это очень круто, если что. Не так жутко, как целая толпа аккуратно рассаженных трупов в доме Паркера в «Астрале 2», но очень атмосферно и даже… занятно что ли. Просыпается интерес к устройству этого «мира», хочется узнать о нем больше. Общую крутоту, правда, немного подпортили парочкой дурацких моментов, но прощается это легко, чего уж там.
Но здесь же становится немного грустно. Именно в «астральных» сценах видишь, какой у серии потенциал. Глубже показать этот загадочный потусторонний мир, удариться в беспрецедентную психоделику и продемонстрировать настоящие, нечеловеческие ужасы, а не унылые удушения. Вот что стоило бы сделать новым «Астралам». Хватит ли им смелости? Вряд ли, но это уже есть в серии, только оно спрятано настолько глубоко, что даже Элис Райнер так далеко не заберется.
«Астрал 4» легко ругать (западные критики фильм уже смешали с помоями), но спросите себя — много ли сегодня осталось живых, регулярных хоррор-серий, которые хотя бы не стыдно смотреть?
«Пила», с натяжкой «Заклятие» и, собственно, «Астрал». Все фильмы серии — разовое и довольно тупое развлечение (я перед сеансом с трудом вспомнил предыдущие три фильма), но не самое плохое. И новые выпуски обязательно будут, потому что народ в зале верещит и таращит глаза, а сборы, со скромным бюджетом в 10 $ млн, уже почти перевалили за сотню.
Прямо сейчас среди дорогих йоба-ужастиков, по моему мнению, есть только одна достойная альтернатива — уже упомянутый «Полуночный человек», так что выбирать особо и не приходится.