Рецензия на фильм «Пила 8»
С момента выхода «Пилы 7» (она же «Пила 3D») прошло 7 лет. Во вселенной фильмов прошло десять лет.
Если вы помните, чем закончилась предыдущая часть франшизы, то нам представили одного из последователей Джона Крамера, прошедшего его испытание и действительно принявшего его психологию (в отличие от других сообщников). А еще мы узнали, что он был не единственным. Вокруг Конструктора возник культ, который будет продолжать его дело и после смерти своего учителя.
Если вы гадали, что стало с детективом Марком Хоффманом после событий «Пилы 7», то «Пила 8» вас разочарует. Здесь нет ответа на этот вопрос.
Более того, здесь нет никого из уже знакомых зрителям персонажей (кроме Тобина Белла в роли Джона Крамера). И все потому, что это не продолжение «Пилы», это ее спин-офф, и оригинальное название – «Jigsaw» – напрямую говорит об этом.
Новый фильм всеми силами старается обмануть и запутать зрителя. Вы наблюдаете за тем, как спустя десять лет после смерти Джона Крамера начинается новая игра. И многие улики указывают на то, что начал ее именно Конструктор, а не кто-то из подражателей. Выглядит это интересно, но, если вы будете внимательны, то сразу поймете, что создатели фильма отвлекают вас от мелких деталей, которые дают понять, что на самом деле происходит и почему Джон Крамер вернулся к жизни.
Кстати, о мелочах. Многие привычные для «Пилы» вещи в этом фильме выглядят иначе. Например, главная музыкальная тема – Hello Zepp – звучит быстрее, ярче, заметно, что ее осовременили. Флешбеки потеряли свою «размытость», и вы в фильме не отличите их от реального повествования (так вас и будут обманывать). Еще одна отличительная черта «Пилы» – резкий монтаж с грубой цветовой гаммой – исчез, теперь картинка стала плавной и выверенной.
Я уверен, не всем фанатам это придется по вкусу.
Но я готов простить это «Jigsaw» за множество отсылок к предыдущим фильмам. Они тут совершено разные. Какие-то очевидны – это воссозданные по чертежам Крамера ловушки и их элементы.
Другие гораздо глубже. Например, один из героев в фильме теряет ногу, и этот эпизод отсылает к первой «Пиле», потому что мы видим его в тех же обстоятельствах, в которых когда-то оказался доктор Лоуренс Гордон. Это не единственный подобный визуальный поклон предыдущим фильмам, и было очень приятно видеть подобные сцены.
Но на этом плюсы фильма, пожалуй, заканчиваются. У «Пилы 8» очень много недостатков. Например, сцены с torture porn (смерти и самоистязания героев крупным планом). Хоть многие и ругают «Пилу» за то, что в предыдущих фильмах франшизы было слишком много кровавых сцен, в них была своя прелесть.
Дело в том, что на протяжении семи фильмов нам показали самые разные смерти, большинство из них были крайне жестокими. И каждый зритель мог найти среди этих жутких сцен что-то, пугающее лично его.
Например, я очень боюсь всего связанного с глазами. И когда в «Пиле 6» девушке проткнули глаза металлическими трубками, и она не могла ни отвести голову, ни прикрыть их руками, мне реально было страшно.
Я мысленно ставил себя на ее место, воображая, что она испытывает в этот момент. Это было жутко, но, возможно, только для меня.
Другой зритель найдет в «Пиле» что-то свое, что-то, приводящее в ужас именно его.
Так вот в «Пиле 8» таких сцен почти нет. Все ловушки и смерти в этом фильме так или иначе копируют то, что мы уже видели раньше. С некоторыми расхождениями. Исключением стала лишь карусель из трейлера, которая на деле была вариацией пил, разрубающих человека на куски.
И это не единственный минус «Jigsaw». Фильм старается быть самостоятельной историей, оторванной от всего, что происходило в предыдущих частях франшизы (лишний раз намекая, что это не «Пила 8», а именно «Jigsaw», то есть старт новой подфраншизы в той же вселенной).
Но в то же время сценаристы постарались крепко связать его с историей Джона Крамера, и эта связь выглядит довольно притянуто, неестественно, в нее сложно поверить.
Осторожно, спойлеры!
В фильме нам показывают Логана Нельсона – врача, в прошлом перепутавшего снимки МРТ Крамера и другого пациента, из-за чего о своем раке Крамер узнал только тогда, когда он стал неоперабельным. Оказывается, что Логан был одной из первых жертв Конструктора, но когда он пострадал, Пила его пощадил.
Он решил, что его ошибка была несущественна, и потому он имеет право на второй шанс. Нельсон стал первым последователем Конструктора и преуспел в этом.
И я в это не верю. За Марком Хоффманом мы следили на протяжении четырех фильмов. Мы видели, как из детектива, оступившегося и попытавшегося выдать акт возмездия за убийство Пилы, он постепенно против своей воли становится последователем Конструктора, а в финале и вовсе оказывается убийцей. В его мотивацию можно было поверить, потому что мы ее видели и осознавали.
С Логаном этого нет. В фильме нам несколько раз упоминают о том, что он потерял жену, но месть за гибель жены, которая приводит его к согласию с идеологией Констуктора, к сожалению, выглядит как самоповтор.
Конец спойлеров.
Вообще, на мой взгляд, тема личной мести – худшая часть «Пилы». Когда Джон Крамер мстил человеку, не позволившему ему получить средства на лечение в Норвегии, это выглядело ужасно. Словно вся его идеология призвана оправдать обиду на людей, которые перешли ему дорогу.
И с новым подражателем Пилы, которого вы увидите в «Jigsaw», та же проблема – он мстит за близкого человека, и поэтому его игра не воспринимается как наказание, это именно месть, которую он завернул в философию уже десять лет как погибшего маньяка.
Еще одним минусом становится феноменальная способность Джона Крамера к предугадыванию человеческого поведения. Я уже писал об этом в нашем с Александром Башкировым обзоре всех предыдущих частей. Многие фанаты задаются такими вопросами: как Джон собирал свои ловушки (не забывайте, он талантливый инженер) и как он мог незаметно похитить столько людей и привезти их на места игр (у него были сообщники, помогавшие воплощать его игры в реальность).
Меня же всегда интересовал вопрос: почему Констуктор не учитывает человеческий фактор? Откуда он знает, как точно поведет себя жертва?
В новом фильме есть один показательный эпизод. Попав в одну из комнат, жертвы видят несколько дверей. На одной из них надпись «нет выхода». Один человек отправляется туда и попадает в ловушку, призванную наказать его за то, что жертва решила сыграть не по правилам. Так вот, вопрос: как Крамер угадал, кто именно попробует открыть дверь? Дальше по сюжету он с записанной заранее пленки обращается именно к тому человеку, кто попал в ловушку. Как Джон мог быть уверен в том, что именно эта жертва попадется?
Он знал своих жертв, следил за ними, изучал, но он не знал их досконально. Без знания поведения человека в экстремальной ситуации невозможно предсказать подобное.
Но Конструктор, похоже, не только талантливый инженер, он еще и лучший в мире психолог. Иначе объяснить то, что он заранее знает, кто и как будет вести себя во время его игр, попросту невозможно.
Подытоживая сказанное, я бы хотел обратиться к фанатам франшизы и все же посоветовать посмотреть этот фильм. Это не просто нужно – это необходимо сделать. Только так вы убедитесь, что «Пила» закончилась и что все последующие фильмы (а я почему-то уверен, что они будут) продолжат историю нового маньяка. Потому и «Jigsaw».
Что касается Хоффмана, Гордона и культа Пилы, то их будущее туманно. Я не уверен, что они вернутся в будущих частях, но и списывать их со счетов я бы тоже не стал. Все зависит от того, смогут ли создатели «Jigsaw» договориться с актерами, семь лет назад завершившими главу своей жизни под названием «Пила».
И только Тобина Белла мы еще не раз увидим в будущих фильмах, потому что именно он, а не кукла Билли или маска свиньи, – главный символ франшизы.