11 августа 2015
Обновлено 12.12.2018

Рецензия на второй сезон «Настоящего детектива»

10 августа вышла в эфир последняя серия второго сезона «Настоящего Детектива». Финальный восьмой эпизод сделали полуторачасовым, чтобы успеть разобраться со всеми линиями. Пришла пора сравнить сезоны и выяснить, какие детективы вышли более настоящими, не ударяясь в спойлеры.
10 августа вышла в эфир последняя серия второго сезона «Настоящего Детектива». Финальный восьмой эпизод сделали полуторачасовым, чтобы успеть разобраться со всеми линиями. Пришла пора сравнить сезоны и выяснить, какие детективы вышли более настоящими, не ударяясь в спойлеры.
Рецензия на второй сезон «Настоящего детектива» - фото 1

Я уже писал о втором сезоне True Detective сразу после выхода первой серии – спешил одобрить изменения, которые Пиццолатто внес в сериал с новой историей, тоном и персонажами, и заверить всех, что этот сезон выйдет не слабее предыдущего. Это первый раз (и, скорее всего, последний), когда я пишу о неком сериале дважды, но для «Настоящего детектива» пришлось сделать исключение, так как я оказался абсолютно неправ. Второй сезон так и не дотянул до первого.

Рецензия на второй сезон «Настоящего детектива» - фото 2

Так в чем же была проблема? Учитывая, что «Настоящий детектив» – это антология, меняющая историю и персонажей каждый сезон, сохраняя лишь общий тон, многое могло пойти не так, ведь изменилось большинство деталей, которые полюбились зрителям.

Может, не вытянули актеры? Нет, кастинг и игра всего основного состава оказались на редкость запоминающимися. Тейлор Китч смыл с себя еще один кусок грязи, в которой он извалялся в «Морском бое», «Джоне Картере» и «Люди Икс: Начало. Росомаха».

Он отлично проявил себя как в экшен-сценах, где рвал всех на части благодаря военной подготовке, так и в драматических эпизодах, где ему по большей части приходилось выразительно молчать.

Рейчел МакАдамс показала еще больший прогресс и полное преображение. Эта улыбчивая героиня романтических комедий перевоплотилась в терзаемую призраками прошлого бисексуалку, хмурилась, парила электронной сигаретой и наносила многочисленные ножевые ранения. Вы узнали в ней ту ангелоподобную Ирэн Адлер из «Холмса» Гая Ричи? Я вот не узнал, чему потом сильно удивился. Эта роль однозначно останется в списке самых сильных ее работ.

Фаррелл, что не удивительно, стягивает на себя все внимание. И даже не тем, что умудряется заставить усы выглядеть круто. Его детектив Велкоро может всерьез поспорить с Растом Коулом из первого сезона, если смотреть на воплощенный образ и актерскую игру.

Но основным сюрпризом для меня стал Винс Вон. Его гангстер, чем-то напоминающий Фиска в исполнении Винсента Д’Онофрио в свежем «Сорвиголове», внушает уважение.

К концу сезона я вообще перестал понимать, как мы могли когда-то считать этого парня смешным и безобидным – контраст с его привычным комедийным амплуа вышел потрясающим.

Оставим актеров в покое, причина провала явно не в смене состава. Да и сами персонажи вышли хоть и послабее, чем Марти и Коул, но ушли от них не так далеко.

Может, режиссура сильно просела? Возможно, останься Фуканага снимать второй сезон, дела пошли бы лучше, но здесь разница тоже не столь очевидна.

Мы получили несколько великолепных экшен-сцен, особенно рейд в середине сезона. Он затмил собой сцены перестрелок не только во всех сериалах последнего времени, но и в полнометражном кино. Сцена проникновения в особняк тоже вышла отлично – напряженно, живо, непредсказуемо. За героев по-настоящему переживаешь, не зная, чего ждать в следующий момент. Очень реалистично, очень зрелищно. Не меньше впечатлений оставляет и сольная перестрелка Вудроу в седьмом эпизоде.

Иными словами, режиссеры второго сезона не оплошали. Да, они не смогли превзойти памятную сцену в первом сезоне, снятую одним долгим дублем – это были виртуозная режиссура и работа оператора, но второй сезон дал куда больше сильных напряженных сцен вместо этой одной, помимо которой первому сезону было нечем особо хвастаться на этом поприще.

Что касается диалогов и атмосферных сцен, съемок города и пейзажей, здесь тоже никто не упал в грязь лицом, проблема явно не в этом.

Возможно, все дело в неизбежной смене жанра и тона при сдвиге от мистики к полицейской драме, пусть и остающейся в рамках все того же южного нуара. Именно по тону второй сезон несколько проигрывает мистике болот и ритуальных убийств. Полицейская драма – вещь куда более привычная и уже не дает такого ощущения чего-то нового и свежего, как первый сезон. И все же, сдвиг был неизбежен, повторять то же самое снова смысла не было, и путь был выбран правильный. Мне кажется, проседание в тоне не стало критическим.

Рецензия на второй сезон «Настоящего детектива» - фото 3

Что остается? Сценарий. Иронично, но именно то, что сделало первый сезон уникальным, дало ему столько сильных сторон (персонажи, диалоги, философия, вязкая атмосфера) оказалось самой слабой стороной второго сезона. Ник Пиццолатто, создатель сериала, опытный и талантливый сценарист, сфейлил.

На смену пусть и бестолковым местами, но красивым философским загонам Раста Коула в духе «Время – это плоский круг» пришло гребаное ничего. Путаному и беспросветному делу о похищениях и ритуальных убийствах, в деталях которого многие так и не разобрались до конца, на смену пришло дело о… боже, я до сих пор понятия не имею – обо всем сразу, в перипетиях которого не разобрался до конца, по-моему, даже сам Пиццолатто, не говоря уже о зрителях.

Невразумительная запутанность сюжета стала отдельной темой для шуток, мол, смотрю и нихрена не понимаю, что происходит.

Посиделки из первого сезона для сравнения

Посиделки из первого сезона для сравнения

Какой-то мутный мужик, замученный до смерти, найден на шоссе, гангстер пытается провернуть какую-то сделку, его подставляют, он долго обивает пороги других мутных мужиков, но ничего не добивается. Какие-то дети, какие-то бриллианты, продажные копы подставляются еще более продажными копами, шерифы копают под полицию, гей в шрамах просто хочет ездить на байке, но ему не дают, перестрелка, обивание порогов, грязь, коррупция, кладбище, детектив Вудроу. Еще и байк угнали.

Под конец ничего не изменилось. Мэр что-то мутит, полиция темнит, мексиканцы замышляют, чей-то труп плавает в бассейне и медленно пухнет…

Можно я лучше час посмотрю на то, как грустный Вудроу пялится в окно машины, Антигона парит свою е-сигу, а Велкоро бормочет в усы?

Проблема даже не в том, что дело слишком запутанное. Проблема в том, что разбираться в нем нет никакого желания. Это скучнее букваря с вырванными страницами. Какая-то мутная сделка с землей, траблы мелкого бандита – почему нам должно быть это интересно? Бесконечные вереницы коррумпированных чиновников и представителей власти орут друг на друга и строят козни – почему мы должны здесь кому-то сочувствовать?

Но больше всего меня волнует главный вопрос – почему Пиццолатто все это интересно? Это же концентрированная, дичайшая скукота. И «скукота», если быть честным, слово недостаточно экспрессивное, мне здесь нужная какая-то оголтелая матерщина, которой в нашем языке нет, чтобы выразить верную коннотацию.

Рецензия на второй сезон «Настоящего детектива» - фото 5

Именно бесконечно нудный сюжет утопил весь второй сезон. То, что изначально все это дело показалось Пиццолатто достаточно интересным, чтобы выстраивать вокруг него сезон. Вот только интересного в нем не было ничего, никто из зрителей не кусал локти, пытаясь догадаться, кто кого убил, кто спер диск, куда пропала девушка.

Проблески интереса вызывали лишь герои и то, куда заведут их личные истории, но основной сюжет продолжал топтаться на месте, обсуждая мистерию, до которой никому не было дела, вбрасывая новые детали, которые не разжигали любопытство, а падали бесперспективно в общую кучу, к которой никто никогда не подойдет, как к стопке рекламных листовок, собравшейся под щелью для писем в пустой квартире.

Ставки на все эти игры в «помогите Доре найти того, кто прокинул Фрэнка, отрезал яйца Касперу, стащил винчестер с домашним порно и синие бриллианты» не оправдались.

Куда из сценария Пиццолатто ушла вся философия Коула, красивые диалоги, страсть любовных линий, химия между двумя главными персонажами, куда пропала вся мистика Желтого Короля, куда улетучилась жутковатая интрига ритуального убийства? Мы потеряли так много в плане сюжета, саспенса и атмосферы, а заменить их оказалось нечем.

В своей первой статье я расхваливал первый эпизод и не отказываюсь от своих слов – медленное начало, представление героев и их первая встреча возле безглазого трупа – это действительно было многообещающе, но уже во втором эпизоде сериал нырнул на дно беспросветного тухляка, изредка выныривая для того, чтобы дать нам очередную отличную экшен-сцену.

Рецензия на второй сезон «Настоящего детектива» - фото 6

Финал сезона, несмотря на дополнительные полчаса, тоже не смог волшебным образом все исправить. Местами даже разочаровал, все итоговые перестрелки вышли довольно короткими и далеко не такими напряженными, как те, что мы видели на протяжении сезона.

Да, все герои в конце вынуждены были столкнуться с последствиями того, чем были одержимы. Страх раскрытия для Вудроу, любовь к сыну для Велкоро, гордыня для Фрэнка и так далее. Финал вышел мощным и дал пищу для размышлений, и все же с ощущениями от концовки первого сезона он вряд ли сравнится. Там схлестывались мистика, философия, дружба, пороки и надежда, здесь же такой многослойностью и не пахнет.

В итоге, Пиццолатто сильно разочаровал, даже хуже – заставил сомневаться в себе. Продлят ли шоу еще на сезон? Думаю, да. Но сможет ли Ник вспомнить, что нас так зацепило изначально в его писанине и вернуть это в сериал, я уже не уверен. Но буду надеяться изо всех сил.

Комментарии 129
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
pr0filer
pr0filer
Все в сюжете складывается в последней серии, ка паззл.