04 декабря 2020

Муки творчества, немного политики и черно-белая ностальгия. Каким получился «Манк» Дэвида Финчера

4 декабря Netflix выпустил фильм «Манк» (Mank) — новое творение Дэвида Финчера. Режиссер снял кино по сценарию своего отца, а идею вынашивал еще с 1990-х годов. За это время сменился даже главный претендент на роль великого сценариста Германа Манкевича — вместо Кевина Спейси его сыграл Гари Олдман. Критики осторожно пророчат картине «Оскар» в следующем году. Посмотрели долгожданный фильм и рассказываем, почему Финчеру удалось сделать отличное кино об индустрии и для индустрии — но не для широкого зрителя.
4 декабря Netflix выпустил фильм «Манк» (Mank) — новое творение Дэвида Финчера. Режиссер снял кино по сценарию своего отца, а идею вынашивал еще с 1990-х годов. За это время сменился даже главный претендент на роль великого сценариста Германа Манкевича — вместо Кевина Спейси его сыграл Гари Олдман. Критики осторожно пророчат картине «Оскар» в следующем году. Посмотрели долгожданный фильм и рассказываем, почему Финчеру удалось сделать отличное кино об индустрии и для индустрии — но не для широкого зрителя.

Откровенно расписываться в любви к определенной эпохе кинематографа скоро будет модно. «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино в 2019 году смог совместить любовь зрителей и критиков (собрав два «Оскара» и несколько «Глобусов»), а это удается не всем. «Манк» — это любовное письмо Дэвида Финчера и «Гражданину Кейну», и вообще кино 1930-х годов.

Прежде всего это история Германа Я. Манкевича — довольно успешного голливудского сценариста, написавшего десятки фильмов, в том числе в соавторстве. Часто его имя не фигурировало в титрах, но до поры до времени карьера Манкевича развивалась отлично.

Отец Финчера очень интересовался историей вокруг «Гражданина Кейна» и написал сценарий еще в 1990-х, но экранизировать его удалось только благодаря Netflix. Для старого проекта рассматривались Кевин Спейси и Джоди Фостер.

Поклонники Финчера и «Социальной сети» в частности – включая, кстати, Тарантино – прекрасно знают, чего ждать от его байопиков. Биографическое кино в исполнении этого режиссера всегда масштабнее, чем просто история жизни одного человека. Тем более, будем честными, смотреть рассказ о жизни одного из голливудских сценаристов не так интересно.

Муки творчества, немного политики и черно-белая ностальгия. Каким получился «Манк» Дэвида Финчера - фото 1

Вместо этого Финчер сконцентрировался на закате карьеры Манкевича. Именно тогда он написал сценарий «Гражданина Кейна», шедевр старого Голливуда. В основном фильмом занимался золотой мальчик того времени, 25-летний Орсон Уэллс, которому не страшны были ни цензура, ни маленький бюджет – ему было позволено все.

А вот Манкевич, которого многие в его жизни зовут Манком, тогда был уже в немилости. Его бедственное положение очевидно с начала фильма: Манк беспробудно пьет, оказывается временно прикованным к постели, а работа с Уэллсом – едва ли не последний его шанс написать фильм.

Что именно произошло в его прошлом, зритель не знает. По небольшим намекам понятно, что сценарист повздорил со своим покровителем, очень влиятельным американским медиамагнатом Уильямом Херстом. Иронично, что именно о нем Манк решает написать фильм – без прикрас, со всеми подробностями личной жизни.

Во многом «Манк» — брат-близнец «Гражданина Кейна». Если не сказать, что во всем. Легендарной отсылки с розовым бутоном здесь, правда, нет (перед смертью Кейн озадачил публику словом rosebud). Но все остальное сохранилось: нелинейное повествование с постоянными флэшбэками, развитие героя от пиковой точки – в данном случае от успешной карьеры и влияния – к краху.

Муки творчества, немного политики и черно-белая ностальгия. Каким получился «Манк» Дэвида Финчера - фото 2

Больше всего сил Финчер вложил в визуальную составляющую. У него отлично получилось вызвать ностальгию по тем временам, которых никто из нас не застал – по яркому, техничному, вычурному кинематографу предвоенного времени.

Черно-белая съемка и ракурсы — только часть того, что делает «Манк». На самом деле фильм воссоздает все, причем не псевдо-стилизованно, а полностью погружаясь в кино 30-40-х. Финчер тщательно собирал детали паззла в очень узнаваемую картинку, технически следуя по стопам оператора «Гражданина Кейна» Грегга Толанда.

Любовно подобранные главные и второстепенные лица, местами холодная, местами слишком эмоциональная игра, приглушенный звук — в кадре все работает так, как должно.

Для первой встречи Манка и актрисы Мэрион Дэвис, любовницы Херста, создается совершенно волшебная атмосфера. Кажется, они вот-вот прекратят содержательный диалог и просто начнут танцевать вокруг фонтана. И таких чувственных сцен здесь немало.

Отдельно хочется похвалить и Гари Олдмана, и весь остальной актерский состав. Чарльз Дэнс в роли Херста здесь появляется мало, но его сложно забыть или не заметить. Аманда Сейфрид блестяще попала в образ голливудской дивы, а Лили Коллинз — умной и лояльной компаньонки. Со свежими воспоминаниями от «Кейна» могу сказать, что актер Том Берк только чуть-чуть не дотянул до харизмы Орсона Уэллса, но воспроизвести ее очень сложно.

При стилевом соответствии суть не потерялась. Истории Манка и Кейна, конечно, отличаются друг от друга, но рассказать их получилось одинаково хорошо. Только вот смыслы за этими образами разные. В этом как раз кроется главное достоинство и одновременно недостаток фильма.

Муки творчества, немного политики и черно-белая ностальгия. Каким получился «Манк» Дэвида Финчера - фото 3

«Гражданин Кейн» по большей части размышляет о том, как власть и деньги могут извратить человека. Особенно если этот человек одинок и нуждается в любви с самого детства.

Помимо этого фильм сделал довольно глубокий нырок в тему четвертой власти. Не зря прообразом главного героя был Херст – его имя знакомо не только гикам по части журналистики. История Чарльза Фостера Кейна была более универсальной, более понятной широкому зрителю.

Имя Манкевича со временем было подзабыто, а значимость преуменьшена. В основном все помнят именно Уэллса, который и спродюсировал, и снял «Гражданина Кейна», и сыграл в нем главную роль. Финчер показывает его человеком, верным своим идеалам до конца. Идеалам, на которых, по его мнению, должен держаться кинематограф.

Пока студии отходят от последствий Великой депрессии и гонятся за прибылью, он отказывается упрощать свой сценарий и развлекать публику. Пока главы этих студий продаются ради власти и влияния, Манк их отговаривает — либо разоблачает.

Герман Манкевич в этой интерпретации становится эдаким последним романтиком в Голливуде. Несложно догадаться, кого Финчер видит в этом образе — и что он лично транслирует зрителю.

По трейлеру может создаться ощущение, что это кино о создании «Гражданина». На самом деле гораздо сильнее здесь получились внутренние терзания Манкевича. Флэшбэки в прошлое показывают его принципиальность и несгибаемость. Может, слегка сказочную и идеализированную, но вызывающую уважение.

Муки творчества, немного политики и черно-белая ностальгия. Каким получился «Манк» Дэвида Финчера - фото 4

Но даже если отстраниться от конкретного времени и имен, «Манк» очень умело отражает современность. Пускаться в рассуждения о массовом и низкопробном кино не хочется: любой фильм имеет право на существование. Просто Манкевич, как и многие другие недооцененные сценаристы и режиссеры, хочет иметь возможность творить с ними бок о бок и не натыкаться на препятствия.

А еще фильм неожиданно точно отразил сложные отношения кино и политики. Мы живем в эпоху, когда актеры и режиссеры открыто агитируют голосовать и взывают к эмоциям избирателей – кто-то изящно и аккуратно, а кто-то не очень. Политическая корректность тоже неразрывно связана с кинематографом. Можно спорить, пошло ли это ему на пользу или во вред, но это – неоспоримый факт.

Возможно, Финчер совсем не аппелировал к реальности. В конце концов, политика здесь – просто часть рассказываемой истории, а в фильме и так достаточно много заложенных смыслов. Но именно этот режиссер вряд ли будет на них скупиться. А мы, в свою очередь, можем интерпретировать его творение по-своему.

Комментарии 4
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
zarvur14
zarvur14
Хм, мне наоборот фильм показался каким то сказочным, слишком очевидным, и в паре моментов даже пошловатым. Но то что упор сделан на визуал, тут согласен.
The XOF
The XOF
Финчер один из любимых режиссёров, Гражданина Кейна же смотрел несколько раз. Будет отличный повод пересмотреть перед Манком.