12 мая 2023Кино
Обновлено 16.05.2023

Рецензия на фильм «Убийца „Священный паук“». Ужасы иранских улиц от режиссёра «Одних из нас»

Кадр из фильма «Убийца „Священный паук“» // Источник: Экспонента Фильм
Кадр из фильма «Убийца „Священный паук“» // Источник: Экспонента Фильм

До российских кинотеатров добрался фильм, отлично принятый на Каннском кинофестивале — «Убийца „Священный паук“» (Holy Spider), основанный на случае из реальных криминальных сводок Ирана 2001–2002 года. Западные критики оценили новую картину иранско-шведского режиссера Али Аббаси очень неоднозначно: многих поразило обилие насилия на экране. Автор «Канобу» Мари Григорян разобралась, стоит ли ругать историю, в которой жестокость и обезличенность жертв сыграла главную роль.

О фильме «Убийца „Священный паук“»

Рецензия на фильм «Убийца „Священный паук“». Ужасы иранских улиц от режиссёра «Одних из нас» - фото 1

В основе картины «Убийца „Священный паук“» реальная история о шестнадцати девушках, погибших от рук иранца Саида Ханаи. Бывший ветеран войны Саид по возвращении домой стал каменщиком, заботливым семьянином. Но грех на улицах священного города якобы лишил его покоя — во имя бога Ханаи стал «очищать» родной Мешхед. Его жертвами были секс-работницами, почти все страдали от наркозависимости и находились на грани бедности. Серийный убийца имел узнаваемый почерк, его видели свидетели, а тела он всегда оставлял в одном месте — и оставался не пойманным в течение целого года.

История разворачивалась, когда Али Аббаси ещё жил на родине, в Иране. Годы спустя режиссёр решил снять фильм по мотивам случая с Ханаи, уже живя в Швеции. Хотя популярными его инди-фильмы («Шелли», «На границе миров») не назовешь, но широкой публике Аббаси может быть знаком, даже если зрители об этом не подозревают. Он снял два последних эпизода сериала «Одни из нас», в том числе эффектную серию «Когда мы в нужде».

Рецензия на фильм «Убийца „Священный паук“». Ужасы иранских улиц от режиссёра «Одних из нас» - фото 2

Представляя картину в Каннах, Аббаси подчеркнул, что не хотел делать очередной фильм о поисках серийного убийцы. В реальной истории режиссёра поразили не только жестокие акты насилия, но и общественная поддержка Саида Ханаи: в пользу убийцы устраивали протесты, многие увидели в нём героя, совершающего религиозный подвиг «очищения города». Зная контекст, Аббаси считал важным отразить, что маньяка по прозвищу «Священный паук» создало именно общество.

Не рядовой триллер о поисках маньяка

Рецензия на фильм «Убийца „Священный паук“». Ужасы иранских улиц от режиссёра «Одних из нас» - фото 3

Начинается фильм Аббаси абсолютно в духе фильмов Финчера: нуарно-тёмные улицы Мешхеда, напряжённая атмосфера, обилие теней, плотно окутывающих фигуру убийцы. Натуралистичная расправа над одной из жертв — как выяснится позже, уже четырнадцатой по счету — сразу настраивает на мрачный тон фильма. И краски со временем будут только сгущаться. Приезд столичной журналистки Рахими (Зара Амир Эбрахими, получившая приз за «Лучшую женскую роль» в Каннах) тоже будто бы намекает на привычную структуру детективных триллеров. Вот наша бесстрашная главная героиня, будто женская версия «Стрингера», способная вгрызться в нераскрытые дела и начать поиски маньяка.

Фигура Рахими в этой истории смещает фокус на главных жертв преступлений — причём как со стороны Саида Ханаи, так и со стороны общества.

Обычная интрига вокруг того, сможет ли полиция или отдельная горстка энтузиастов поймать маньяка, не имела бы ничего общего с этой историей. Аббаси концентрируется на женоненавистничестве и равнодушии, которыми были окружены убийства проституток.

Личность «Священного паука» зрители узнают практически сразу, и хотя в нем сквозит некоторая жалость со стороны авторов фильма, здесь нет ни капли оправдания религиозных убийств. Ханаи показан несчастным, больным человеком. В финале он гордо поднимет голову и спросит у присяжных: «Что плохого в одержимости?». И ответом будет его же образ на протяжении всей картины; образ потерянного и жалкого мужчины, так и не сумевшего найти свое место в мирной жизни.

Жестокость — это необходимость

Рецензия на фильм «Убийца „Священный паук“». Ужасы иранских улиц от режиссёра «Одних из нас» - фото 4

Западные отзывы на «Убийцу „Священный паук“» вышли противоречивыми. Хотя в целом критики похвалили фильм, из одной рецензии в другую чувствуется единый мотив: многим он показался «эксплуататорским», «вызывающим тревогу», «очень графичным» в негативном смысле. Среди жалоб была также общая хаотичность фильма и неясный посыл: кого здесь всё-таки судить? Какое впечатление должно остаться после просмотра? В чём была основная задача фильма?

Лучше всего на претензии ответил сам Али Аббаси, объяснив, что откровенность фильма — его способ бороться с тем, как всех женщин Ирана в местном кино «свели к говорящим, плачущим, смеющимся головам».

Сцены, где Рахими сидит в своем номере без хиджаба, в задумчивости сжимая и разжимая пальцы ног с ярким педикюром, были бы в стране настоящим скандалом. Первоначально журналистку собиралась сыграть другая, более молодая актриса — и она отказалась сниматься непокрытой.

Рецензия на фильм «Убийца „Священный паук“». Ужасы иранских улиц от режиссёра «Одних из нас» - фото 5

Сама по себе нагота женщин, их откровенное поведение, даже насилие над ними для Аббаси стали протестом, способом приподнять завесу над чем-то тщательно и стыдливо скрываемым.

Но есть и другие причины, по которым яркое и, действительно, вызывающее тревогу насилие в этом фильме уместно. Изображение убийства не должно быть комфортным, красивым или скромным. Обилие документального кино, детективов в стиле true crime и даже откровенного фарса вроде «Американской истории ужасов» привело к тому, что зрители к таким картинам абсолютно равнодушны. Фанаты хорроров явно не попятятся от пары капель крови или убедительного грима мертвеца.

В то же время, в «Священном пауке» расправа над женщинами показана действительно пугающе. И лёгкую панику вызывают не литры крови — давит именно гнетущая атмосфера, отчаянное сопротивление жертв, вопиющая жестокость убийцы. Иными словами, преступления выглядят реалистично. И именно это, вероятно, вызывает у критиков внутренний протест.

Повод познакомиться с кино об Иране

Кадр из фильма «Убийца „Священный паук“»

Кадр из фильма «Убийца „Священный паук“»

«Убийца „Священный паук“» снимался на территории Иордании — тематика фильма не сыскала одобрения у правительства Ирана. Строго говоря, Али Аббаси нельзя назвать иранским режиссёром: в 2002 году он уехал учиться в Швецию и с тех пор занимался профессиональной деятельностью вне родной страны. «Паук» стал третим полнометражный фильмом Аббаси, и наиболее подходящим для широкой аудитории. Кто не любит детективы даже в наше тревожное время?

Каждая работа шведского кинодела получается выдающейся, хотя бы в визуальном плане. Аббаси умеет погрузить во внутреннее состояние своих героев, как никто другой — вспомнить хотя бы отчаяние попавшей в плен Элли и легендарные кадры в горящем доме, где она вершит возмездие. Сцены не были бы такими впечатляющими, несмотря на игру Беллы Рэмзи, если бы не впечатляющая постановка. В предыдущих фильмах Аббаси, «Шелли» и «На границе миров», всё обозрение сужается до крохотного мира встревоженных, напуганных или неожиданно (и редко) счастливых людей.

Кадр из фильма «Убийца „Священный паук“»

Кадр из фильма «Убийца „Священный паук“»

Помимо режиссёра «Священного паука», тяжёлые условия жизни в Иране выпестовали немало крутых профессионалов. Однажды «Канобу» уже рассказывал о закрытости страны, вынужденном импортозамещении и тотальном запустении экономики. На это накладывается жёсткий религиозно-политический режим, против которого зачастую можно выступить только с помощью искусства. Угнетение женщин показано в комиксе «Персеполис».

В 1990 году режиссёр Аббас Киаростами чудом обошёл цензуру и смог выпустить мокьюментари «Крупный план», которое отражает тенденции всего иранского кино в целом. Так что новый фильм Али Аббаси — отличный повод начать знакомство с этой удивительной киноиндустрией, постоянно развивающейся на грани фола.

Итог: смотреть, как необходимый жизненный урок — даже несмотря на тему

Рецензия на фильм «Убийца „Священный паук“». Ужасы иранских улиц от режиссёра «Одних из нас» - фото 8

Больше всего при просмотре «Убийцы “Священный паук”» поражает безразличие и абсолютное расчеловечивание жертв, попавших в сети убийцы. Для общества они были грешницами, заслужившими печальную судьбу. Чёткое разделение на «своих» и «чужих» способно сделать из людей монстров. Не случайно фильм заканчивается страшной и символичной трансформацией, которая намекает, что с таким подходом к людям насилие не закончится никогда.

Поэтому, хотя фильм Аббаси сложно назвать приятным и развлекательным зрелищем, посмотреть его так важно: для общего развития, для расширения границ своего сознания. Это редкий взгляд на закрытую от чужаков культуру, внутри которой очень редко находятся силы на бунт — последние масштабные протесты в поддержку женщин прошли в Иране осенью 2022 года, и были жесточайше подавлены властью. Оставаясь снаружи, в относительной безопасности и свободе, все зрители будто становятся свидетелями преступлений Саида Ханаи и всего режима, что за ним стоял. «Убийца “Священный паук”» ставит нас перед неудобными вопросами, стирая границу между двумя мирами, маргинальным и повседневным. И если эта история затронет хотя бы небольшую аудиторию, возможно, они уже никогда не станут соучастниками.

Комментарии 17
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Не могу сказать, что мне фильм понравился. Просто из-за темы и того, как он её отображает. Но при этом и совсем в чернуху и эксплуатацию он не скатывается, за что большое ему спасибо. Нуар стилизация тоже за рамки не выходит. || А так при просмотре испытываешь схожие с "Паразитами" чувства - не хватает знаний, чтобы уловить культурный контекст. Потому что режиссёр явно поднимает кучу тем, но я просто без понятия как живут люди в Иране, поэтому уверен, что многое прошло мимо.