Star Wars — Jedi: Fallen Order — лучшая игра про джедаев?
Первая встреча Кэла с имперской Инквизицией — мощный и крайне эффектный эпизод минут на тридцать, и он задает настроение всей игре. В нем злодеи казнят невинных, штурмовики гибнут от ударов световым мечом, а герой пытается оторваться от преследователей на скоростном поезде, после чего сходится в неравном сражении со Второй сестрой, одним из инквизиторов. От гибели падавана спасает Цере Джанда, бывший джедай, у которой, как потом выяснится, полно секретов, и ее напарник Гриз Дритус, пилот космического корабля «Богомол».
Цере рассказывает Кэлу о своей безумной идее — возродить Орден джедаев. Но как, если адептов Светлой стороны Силы почти не осталось? Ответ — на планете древней цивилизации, которая исчезла много лет назад. И не только на ней: чтобы исполнить задуманное, вам предстоит слетать и на Кашиик, родину вуки, и на Датомир, родину Дарта Мола, и на другие планеты, описание которых будет легким спойлером.
Да, Fallen Order — большое и крайне увлекательное приключение в мире «Звездных войн». И работает оно как раз за счет привычных для саги элементов — сражений на световых мечах, понятных историях о добре и зле, пейзажей запредельно красивых планет, «сказочно-фантастической» музыки, в которой без труда узнается SW, и шуток, вызывающих в памяти классическую трилогию.
И когда ты находишься в центре этого приключения, совершенно не важно, получится ли у героя возродить Орден. От сюжета Fallen Order вообще не следует ждать чего-то серьезного, особенно если вы смотрели «Новую надежду» и примерно представляете, чем может обернуться идея Цере Джанды. Поэтому и стремиться к финалу и с нетерпением ждать развязки в игре Respawn нет никакого смысла.
Во-первых, как я уже сказал, Star Wars — Jedi: Fallen Order — потрясающее приключение в любимой (если вы фанат) вселенной «Звездных войн». И во-вторых, это лучшая на сегодня игра про джедая — и кайфовать в ней можно не только от того, ЧТО происходит, но и от того, КАК именно это происходит.
Можно долго рассуждать, что Respawn не придумала ничего своего. Что часть механик она утащила из Dark Souls и Sekiro, еще часть — из метроидваний и приключенческих экшенов вроде Tomb Raider и Prince of Persia. И что световой меч, видите ли, не разрубает всех подряд врагов. Все это правда, но в ней нет ничего плохого ровно по одной причине: за все время существования игровой индустрии никто так и не придумал однозначно удачную формулу «игры про джедаев».
Star Wars: Jedi Knight? Боевая система в ней хаотичная и плохо сбалансированная — в мультиплеере до сих пор используется несколько проверенных приемов, остальные механики забыты. Knights of the Old Republic? Но там ведь тоже световые мечи не разрубали врагов — эту игру тем не менее не возненавидели за условности, а полюбили за дух приключений. Такой же, как и в Fallen Order.
Это факт: единственной верной формулы «игры про джедаев» не существует. Raven в свое время решила, что будет делать так. BioWare решила, что вот так. А Respawn объединила подходящие жанровые механики и сделала то, о чем фанаты Star Wars мечтали еще во времена первой Dark Souls. Признайтесь, вы ведь наверняка говорили что-нибудь вроде «вот бы кто-нибудь выпустил игру с похожей боевкой, только не про фэнтези и страдания, а про джедаев».
Fallen Order — такая игра. И вариант Respawn мне кажется наиболее удачным.
В боях Кэлу и впрямь не выжить, если он не будет уклоняться и парировать. Причем под разных врагов — разная тактика. Штурмовиков с энергетическими шестами лучше ловить на блоке и контратаковать, а вот горный козел или огромный паук (и практически все противники-звери) — это история про уклонения и атаки сбоку или в спину. Иногда стили боя полезно комбинировать, чаще — добавлять к ударам световым мечом Силу. Кэл хоть и падаван, но умеет притягивать врагов к себе и отталкивать их от себя (и скидывать в пропасть), «замораживать» и проводить мощные комбо, которые тоже тратят полоску местной маны.
Деталей в такой боевке много, и они заметно отдаляют Fallen Order от Souls-серии и приближают, скажем, к God of War или той же Prince of Persia. В «душах» прокачка не накручивает на изначальную механику сторонние элементы, а в упомянутых играх и в Star Wars — Jedi — да. Со временем Кэл учится бросать во врагов световой меч, открывает новые комбинации ударов, начинает грамотнее пользоваться Силой (например, «замораживает» не одного противника, а сразу трех-четырех). Одного из последних боссов мне вообще удалось пройти, используя по большей части Force Push и позднее комбо.
Созданную Respawn боевую систему не назвать идеальной: бывают проблемы с таймингами, по анимациям порой очень сложно считать намерения врага, не всегда удается прервать мощный удар противника, хотя сделать это можно, — из-за этих недостатков Fallen Order по глубине и проработке боевки не сравнится с Souls-серией, но тут уж ничего не поделаешь. Souls-механики — запредельный уровень, до которого этой игре незачем добираться, она и так отлично работает. Fallen Order же и соответствующего хардкора не предлагает, так что мелкие проблемы боевой системы едва ли ощущаются.
Да и не вся она сводится к сражениям, чуть меньше ее половины уйдет на исследование локаций. И в этом смысле Star Wars — Jedi работает как метроидвания: на огромных уровнях всегда есть ответвления от основного, «сюжетного» пути, но сразу добраться всюду не получится. Где-то потребуется умение бегать по стенам, где-то — притягивать к себе предметы или отталкивать их от себя, где-то — еще один апгрейд для дроида BD-1.
BD-1 — совершенно точно лучший персонаж Fallen Order, которого наверняка все полюбят. Он всегда готов броситься Кэлу на помощь и при необходимости даже пожертвовать собой. Очень жду, когда Disney выпустит с ним мерч — как по мне, BD-1 получился гораздо забавнее и «человечнее» BB-8 из новой трилогии. А вот с R2-D2 за звание самого крутого дроида «Звездных войн» ему еще придется поспорить — но и этот факт говорит о многом.
Разработчики придумали BD-1 не только для того, чтобы игроки им умилялись. Он еще здорово помогает Кэлу в исследовании уровней — сканирует архитектуру, флору далеких планет и новых врагов (за все это дают немного опыта). К тому же у дроида можно попросить подсказку в решении головоломки или просто поговорить — за это отвечает отдельная кнопка. И он, наконец, обшаривает для Кэла ящики с косметическими предметами.
Эти ящики — самая частая награда за желание заглянуть за каждый угол. И да, в них лежит только косметика — скины для дроида, корабля, разные расцветки пончо для Кэла и запчасти для кастомизации рукоятки светового меча. Многие считают, что это такое себе вознаграждение, но до ящиков с косметикой добраться проще всего. Там, куда забраться действительно тяжело, лежат контейнеры с дополнительными лечебными шприцами (те же аптечки, их у героя изначально две) и находятся места Силы. Если найти три таких, можно навсегда увеличить запас здоровья героя или его маны.
Еще Кэл умеет по объектам «читать» их прошлое — это что-то вроде записок, расширяющих лор. Объекты эти тоже еще надо найти, но сложности с ними как с обычными ящиками. Все такие находки, а также результаты сканирования, которое проводит BD-1, попадают в журнал. Ничего серьезного, искать все тайники, чтобы понять сюжет, не придется — это просто дополнительная информация о вселенной для тех, кто заинтересован.
Кроме того, исследуя локации, вы открываете шорткаты — они нужны, чтобы потом можно было вернуться в нужное место уровня гораздо быстрее. Опять же, Fallen Order — метроидвания, возвращаться на старые уровни с новыми способностями вы будете часто (если захотите, конечно), поэтому шорткаты реально важны.
А еще, сворачивая с главной дороги, можно отыскать удобно расположенную точку для медитации — место для сохранения и прокачки. На этих же точках можно отдохнуть, тем самым восстановив запасы здоровья, Силы и аптечек. Как в Dark Souls, да! Отдых даже убитых врагов возрождает — и это никак не объясняется сюжетом, но плевать, серьезно. Вы же не хотите сказать, что эта условность «ломает» вам погружение в игру, где пришелец с четырьмя руками управляет собственным космическим кораблем?
Главное, что эти условности не рушат вселенную Star Wars, которая, если задуматься, целиком из подобных условностей и состоит. Star Wars — Jedi — тоже, и при этом она работает так, как должна работать хорошая игра по «Звездным войнам» — она дарит приключение.
К тому же Fallen Order отлично дополняет хайп, который разгорается вокруг саги перед выходом девятого эпизода. В течение полутора месяцев посмотреть «Мандалорца», пройти лучшую игру про джедаев и затем сходить в кино на The Rise of Skywalker — настолько удачного для всех фанатов периода не было уже очень давно. Если же вы частью этого хайпа быть не хотите, то Fallen Order станет для вас просто лучшей игрой о приключениях парня со световым мечом.