Рецензия на Wreckfest
Говоря FlatOut, я имею в виду первые две части и Ultimate Carnage — игры, разработанные студией Bugbear. Wreckfest долго-долго, почти пять лет, делали они же. Мобильные порты и продолжения от других разработчиков мы даже обсуждать не будем.
За что вообще FlatOut любили? В первую очередь за атмосферу: разваленные тачки месят грязь и разбиваются в какой-то деревне (хотя немного городских трасс во FlatOut 2 добавили) — круто же! Даже спорткары у Bugbear были похожи на корыта и это здорово. Но вот что важно — все «каноничные» выпуски FlatOut были еще и правильными, хорошими аркадными гонками, не отстающими от своих ААА-конкурентов того времени. Второй большой пункт в формуле FlatOut — панковское безумие. Вылетающие через лобовое стекло водители, смешные мини-игры (многие играли только ради них), дерби и поп-панк с альтернативой на саундтреке — Yellowcard, Underoath, Rise Against, Papa Roach и масса другой крутоты нулевых.
Из всего этого в Wreckfest осталось только дерби.
Wreckfest — очень занудная игра. В режиме карьеры почти все время придется проходить дурацкие турниры. Иногда бывают небольшие одиночные заезды, но чаще — все-таки турниры. На полдесятка круговых заездов по одной и той же трассе: сначала утром, потом вечером, потом в обратную сторону, потом еще как-нибудь. Зато сразу 24 машины на треке, круто. На такой турнир можно запросто убить сорок грустных минут, провалить его в последний гонке, на нервах удалить игру и больше не запускать. При этом Wreckfest пытается развлечь дополнительными испытаниями в каждом заезде. Разбей три тачки, разверни трех соперников, нанеси тысячу единиц урона и получишь дополнительные бонусы. Если таким заниматься, то к финишу приплетешься дай боже десятым.
Толкаться в Wreckfest просто невыгодно.
Здесь обязательно кто-то вырывается вперед в начале гонки и отрывается ото всех так, что уже не догнать, если не разобьется. Реальная борьба случается только в первую минуту и это очень-очень грустно. Да и она слишком хаотична: узкие повороты и много машин, все пытаются пролезть — игра на удачу. Это вообще бич большинства аркадных гонок. С ним недавно смогла справиться OnRush, но для этого ей пришлось превратиться в Unreal Tournament с машинками — об этом можете почитать в моем небольшом обзоре.
Есть в карьере и фановые вещи — дерби, например. Учитывая, насколько круто в игре мнутся и разваливаются машины (лучше это не реализовано нигде: ни в Burnout: Paradise, ни в OnRush), это главный повод вообще запускать Wreckfest. Кроме традиционного дерби есть всякая дичь вроде гонок на газонокосилках или все того же дерби, но на зерноуборочных комбайнах. Звучит весело? А вот играется не очень. Газонокосилки просто скучные, а вот на ковыряния чудовищно медленных, неповоротливых комбайнов вообще без слез и злости смотреть невозможно. Зато реалистично, в жизни они так и ездят — мне их водить доводилось.
А вот гонки и дерби на школьных автобусах попробуйте обязательно — в них дух FlatOut силен.
К счастью, на карьеру можно забить. Смысл ее прохождения только в том, чтобы навыбивать деталей для улучшения машин и заработать деньги, на самостоятельную покупку запчастей и новых автомобилей. Хорошая новость — за прохождения кастомных гонок и онлайн-заездов валюту тоже дают. Насколько такие гонки интереснее, думаю, сами понимаете — и трассу можно выбрать любимую, и с бешеным ИИ, который только и делает, что влетает тебе в задницу на двухстах километрах в час, дело иметь не придется. Но есть и плохая новость — изначально все, кроме трасс и их настроек, закрыто даже в кастомных заездах. Извольте гриндить валюту и тачки, чтобы распробовать игру со всех сторон. Хорошо это или плохо — решите сами, я про такую систему в 2018 году ничего цензурного говорить не могу.
Впрочем, велика ли потеря, учитывая, что машины в игре не сильно друг от друга отличаются? Ну да, если машина большая, то она будет тяжелее и в занос уйдет легче, маленькие машинки устойчивые и юркие. Но вот между двумя похожими авто примерно одинаковых габаритов разницы вы почти не заметите. Достаточно купить по тачке каждого класса и не париться. А иногда вообще выгоднее сменить на слабой машине движок, чем покупать новую-мощную и дальше тасовать двигатели по надобности.
Но вообще физика в Wreckfest очень крутая. Она тонко настраивается от уровня аркады, напоминающей как раз FlatOut, до реализма раллийного симулятора. И вот что забавно — именно в реалистичном режиме игра раскрывается лучше всего. Потому что ну какая из Wreckfest аркада? Продуманные, но крохотные, похожие друг на друга сельские трассы, на которых редко есть возможность нормально разогнаться, и наскаровские круги. Одинаковые тачки. Хороший, но невпопад подобранный, не сильно подходящий самой игре металкор на саундтреке, состоящий преимущественно из финских групп (Bugbear — финны). Не хватает драйва, в общем.
Что же меняется, если выкрутить сложность на максимум? Wreckfest превращается в настоящую гонку на выживание! Машинами становится реально трудно управлять — достаточно в кочку влететь на более-менее большой скорости, чтобы вылететь с трассы или перевернуться. Даже ИИ совершает больше ошибок и часто улетает с трека, не рассчитав скорость или случайно провоцирует аварии. Все это в гонки наконец-то привносит борьбу! Начинаешь очень четко ощущать разницу между неровной грунтовкой и асфальтовым покрытием — с аркадными настройками разницы нет никакой. Игра реально становится похожа на неплохой раллийный симулятор и даже вынуждает настраивать параметры вроде давления в шинах под каждую отдельную трассу и машину.
Wreckfest на «эксперте» и «новичке» — две разные игры.
Но самое важное — с хардкорными настройками машина может буквально развалиться на части после нескольких неудачных столкновений. Лишний раз бортануть соперника боишься! А уж если в стиле NFS затормозить бочиной о заграждение в повороте — гонку можно тут же заканчивать. В большинстве заездов буквально доползаешь к финишу на остатках автомобиля, а список участников к финалу может сократиться вдвое. Это очень странное развлечение, сродни ковырянию в грязи в Spintires, но на него очень легко залипнуть. Если это не для вас — вычитайте сразу балла два.
FlatOut была народной игрой. Гонкой для тех, кто не любит гонки. А вот Wreckfest — игра нишевая. Скорее, для самых хардкорных любителей машин, готовых играть в вещи вроде той же Spintires или какой-нибудь Car Mechanic Simulator. Остальным она очень быстро надоест. Однако у Wreckfest есть основа, дело за малым: добавить больше фана, больше безумных трасс, поработать с ИИ — игру можно превратить во FlatOut. Но хотят ли этого в Bugbear? Впрочем, если этого не сделают разработчики, то за них поработают фанаты — моды спасут мир.