Рецензия на Total War Saga: Thrones of Britannia
Следующая «большая» Total War — это Three Kingdoms про китайское Троецарствие. Она появится в продаже этой осенью, и именно на нее, судя по всему, разработчики бросили большую часть своих сил (кто сказал Total War: Warhammer 3?). А «небольшая» игра — это Total War Saga: Thrones of Britannia, первая часть внутренней серии, обладающей масштабом поменьше. Причем вместе с масштабом авторы избавились и от некоторых наработок из предыдущих Total War.
Если коротко, то Creative Assembly создала облегченную версию своей игры. Кое-что исчезло справедливо — скажем, засады убрали, так как ими просто никто не пользовался. А что-то смотрится очень странно — например, отсутствие на карте мира каких-либо юнитов кроме войск, почти полное избавление от религии и превращение древа технологий в мелкий куст.
При этом основные механики все еще на месте, и если вы не устали от серии, Thrones of Britannia поможет скоротать время до выхода Three Kingdoms.
В Thrones of Britannia вам все еще нужно следить за своим государством, развивать провинции, набирать армии и играть в дипломатию с соседями, чтобы они не растащили вас по кусочкам. Необходимо тщательно выбирать, с кем дружить, а кого проще сразу закопать. Приглядывать за лояльностью ваших государственных деятелей, вовремя раздавая им поместья (или подсыпая яд в вино). Тщательно следить за тем, чтобы у войск не кончилась провизия или чтобы они не оказались на болоте в конце хода — иначе вы рискуете потерять армию еще до того, как до нее доберется противник.
Thrones of Britannia фокусируется на событиях, которые произошли с 878-го по 1066 год нашей эры на территории Британских островов. Временной период выбран неспроста — во второй половине IX века король Уэссекса Альфред Великий разбил викингов в сражении при Эдингтоне, а во второй половине XI века Уэссекс перестал существовать как самостоятельная политическая единица, окончательно утратив свой статус и став просто частью королевства Англия.
В игре вы можете повторить события реальной истории — то есть взять под контроль Уэссекс и создать английское королевство. Или же попытаться ход истории изменить, приведя к победе какую-нибудь из оставшихся девяти фракций.
Всего игра предлагает пять народов по два государства в каждом — англосаксы, валлийцы, шотландцы (они же гэлы), викинги и короли-завоеватели из-за моря. Различаются фракции набором бонусов, положением на карте, а также начальной сложностью. Кому-то с ходу дается огромная территория и куча вассалов, а кто-то оказывается один-одинешенек с крохотной землей.
Благодаря сравнительно небольшой глобальной карте авторам удалось сильно прибавить динамики всему происходящему. Страсти начинают кипеть хода со второго — кто-то на кого-то косо поглядел, кто-то кому-то плюнул в чашу с вином, и понеслось. Объявления о начале войны появляются дважды, а порой и трижды за ход, регулярно всплывают сообщения о том, что еще одно государство не выдержало постоянных сражений и сгинуло, а вы в это время лихорадочно мечетесь туда-сюда, стараясь и войска клепать, и здания строить, и не забывать играть в дипломата.
Дипломатия вообще жизненно важна в Thrones of Britannia, ведь выжить нужно любой ценой. Задобрить союзников и продлить таким образом поддержание мира. Заключить оборонительный союз с удачно расположенной страной — и плевать, что у нее нет войск, она — отличный буфер между вами и врагом! Выдать какую-нибудь даму своего двора замуж за дворянина из другого государства и попросить вон у тех ребят право прохода, чтобы добить заклятых врагов без штрафов.
А вот зачем вырезали торговые договора и сделали торговлю автоматической — загадка.
Да еще и агентов куда-то дели. Хотите организовать заговор и бескровно свистнуть у соседа провинцию? Нет уж — воюйте. Пропали и другие мелочи, которые вроде как и не важны, но и вырезать их целиком — тоже странное решение. Скажем, убрали санитарию, зато армии теперь требуют провизию и начинают разбегаться, как только она закончилась. Древо технологий сильно сократили, и чтобы начать изучение, нужно выполнить определенные условия. К тому же некоторые технологии дают весьма существенные минусы, что ставит под вопрос целесообразность их изучения.
У некоторых еще может возникнуть претензия к тому, что на все фракции здесь практически одинаковый набор юнитов. Но это с легкостью можно оправдать историческим контекстом. Другой вопрос, что и самих типов юнитов мало — пара отрядов конницы, мечники, солдаты с топорами, лучники и копейщики. Все.
Наемников, кстати, тоже фактически упразднили — они остались только у гэлов, и это еще одна попытка соответствовать истории. Сами по себе сражения не особо изменились — добавились (вернее, вернулись) разве что ночные битвы, а также возможность выждать подходящей погоды.
А еще Thrones of Britannia лишена армейских традиций, засад и полноценного флота, зато войска появляются сразу после найма. Правда, силой всего в четверть от номинала, и ждать вам все равно придется, иначе их разнесет кто угодно.
Обновили и систему провинций, сделав в этом плане нечто среднее между Total War: Shogun 2 и Total War: Attila. Провинции разбиты на регионы, и находящиеся там поселения тоже разбиты на две категории — большие города и небольшие деревушки. Город — это сердце провинции, там можно строить почти все, что пожелаешь, и только там можно разместить гарнизон. В маленьких же поселениях можно построить в лучшем случае одно здание: у этих поселений нет ни стен, ни гарнизонов, поэтому захватываются они моментально.
Слотов под строительство, разумеется, никогда не хватает, и приходится разрываться. Что здесь будет лучше — рынок, кабак или академия? Имеет ли смысл улучшать это строение, если оно принесет денег, попутно подняв недовольство населения? Нужен ли вам гарнизон прямо в сердце империи или можно потратить слот под другое здание?
Еще весьма важно, посадите ли вы в район губернатора или оставите территорию прозябать без него. Губернаторы — как и полководцы, кстати — постепенно прокачиваются и могут разучивать новые умения, которые позволяют эффективнее управлять вверенными им землями. Увеличивать, скажем, количество поставляемой пищи или скорость пополнения войск за ход. Только имейте в виду, что количество губернаторов ограничено, поэтому выбирать место для очередного подданного следует с умом.
Несмотря на то, что авторы нового почти не добавили, да еще и старое вырезали, это все еще Total War, центральная механика которой никуда не делась. Войны, вынужденные альянсы, дипломатия — всем этим нужно пользоваться для достижения одного из вариантов победы (всего их в игре четыре).
Например, вы можете спокойно развиваться в своих границах, отстраивая города, изучая технологии и на всякий случай укрепляя оборону, и победить, набрав очки славы. А можете поиграть в завоевателя, взяв количеством подчиненных провинций и поселений. Еще можете погнаться за конкретными провинциями или за числом вассалов — это тоже может принести вам победу.
В определенный момент игра предупредит, что по вашу душу уже плывут злые викинги. Их много, и если вам не повезет, то доплывут все, и на карте начнут происходить перемены. Уничтожение викингов — ключ к «абсолютной» победе — хотя, что смешно, разгромить их можете не вы, а победу в итоге присудят все равно вам.
Thrones of Britannia выглядит удачным экспериментом. Вместо очередного дополнения для «большой» части серии, посвященного историческим событиям в каком-то конкретном регионе, авторы решили создать отдельную игру. Да, она стоит дешевле, чем крупная игра (за Saga просят 40 долларов против стандартных 60), и в ней меньше механик, но сама по себе идея взяться за ответвление, которое фокусируются на сжатых периодах истории, и впрямь интересная.
Самое крутое, что Total War Saga: Thrones of Britannia можно смело рекомендовать как ветеранам, которым хочется скоротать время до выхода Three Kingdoms, так и новичкам, до того серию вообще не видевших.
Saga легка в освоении, в ней практически невозможно запутаться, а геймплей по большей части соответствует тому, что творится в основных играх. С поправкой на масштаб, разумеется.